Введение
Метилурацил – это негормональный препарат, который сегодня находится в аптечках многих людей. Подходит только для наружного применения. Область использования довольно широка, чем и обусловлена его популярность.
Применение средства актуально в тех ситуациях, когда стоит цель активизировать процессы регенеративного уровня, а так же выработать защитную реакцию организма при воздействии на него болезнетворных механизмов. Использование Метилурацила может быть назначено не только с целью лечения того или иного заболевания, но и для профилактики некоторых недугов. Универсальность продукта позволяет применять его в различных сферах медицины [4].
Препарат активно применяется в рамках гинекологического лечения, осуществляя эффективную терапию при внешнем нанесении крема на пораженные участки (при молочнице) или с помощью специальных свечей содержащих лечебный компонент. Мазь используется для заживления поврежденных слизистых оболочек, что повышает актуальность средства при послеоперационной реабилитации пациентов. К тому же компонент обладает противовоспалительным и антибактериальным действием, выступая надежным инструментом при борьбе с патологическими и травматическими процессами в организме.
В стоматологии препарат используется для лечения множества патологических процессов и заболеваний, связанных с инфекционными заражениями, поражением слизистых оболочек и т.д. Благодаря противовоспалительным свойствам медикамент применяется при стоматите, ускоряя терапию недуга и заживляя раны и язвенные поражения.
Стоит отметить, что лекарство используется и в проктологии в качестве свечей, чаще всего при геморрое, колитах и эрозиях толстой кишки. Назначение медикаментозных свечей, имеющих в своем составе описываемый компонент, актуально при травмах и язвенных поражениях слизистой оболочки кишечника. Эффективен при терапии трещин и повреждений заднего прохода, способствуя скорейшему заживлению и восстановлению пациента. Уникальность средства отражается и в возрастных показателях, относительно применения для взрослых и для детей. Как правило, свечи назначают детям от трех лет, однако дозировка будет представлена половиной свечи не более одного раза в день.
Препарат назначают детям в тех же случаях, что и взрослым, но при этом снижая дозировку и реализуя более щадящий терапевтический процесс. Нередко необходимость использования лекарства связана с различными кожными высыпаниями в подростковом возрасте – это часто прыщи и грибковые разрастания.
Метилурацил, как и другие стимуляторы лейкопоэза, целесообразно использовать при легких формах лейкопении. Используют также при вяло заживляющих ранах, ожогах, переломах костей. Поэтому маркетинговые исследования российского рынка лекарственных препаратов на основе ЛС Метилурацил являются необходимыми и актуальными на сегодняшний день [4].
Цель дипломной работы: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метилурацил.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить основные цели и задачи фармацевтического маркетинга.
2. Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.
3. Провести товароведческую характеристику ЛС МНН Метилурацил.
4. Провести анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил разрешенных к применению в Российской Федерации.
5. Проанализировать ассортимент ЛП, выпускаемых на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации.
6. Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил, предлагаемых на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.
7. Разработать предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации.
Объект исследования: ассортимент ЛП, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе ЛС МНН Метилурацил.
Предмет исследования: структура и показатели ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил.
Методы исследования:
-контент-анализ
-статистический
-аналитический
Научная новизна: маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации ранее не проводились.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования для оптимизации ассортимента лекарственных препаратов в аптечной организации ООО «Апрель Брянск».
Теоретическая значимость работы: проведены маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил.
Глава 1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств1.1 Значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств
Маркетинговые исследования – это поиск, сбор и анализ информации, которая обеспечивает потребности маркетинга компании. Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшаемых неопределенность и риск. Маркетинговые исследования – понятие гораздо более широкое, чем анализ рынка или опрос потребителей. Это функция, которая через информацию связывает маркетологов [7]. А значит и производителя с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Поэтому проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в современном мире необходимы для качественного удовлетворения потребительских требований.
Рисунок 1. Методы маркетинговых исследований
В современном маркетинге изучению рынкапридается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от свей производственно-бытовой деятельности.
Маркетинг представляет собой рыночную концепцию системного управления деятельностью предприятия, ориентированную на удовлетворение требований потребителей.
В основе маркетинга как системы управления лежат следующие общие принципы:
во–первых, маркетинг направлен на достижение конечной реализации товара на рынке;
во–вторых, маркетинг предполагает подчинение всей деятельности предприятия требованиям потребителей;
в–третьих, при осуществлении маркетинговой деятельностью применяется программно–целевой и системный подход;
в–четвертых, маркетинг основывается на политике изучения рынка, активного приспособления к рынку и целенаправленном одновременном воздействии на рынок;
в–пятых, происходит активизация человеческого фактора маркетинговой деятельности, что предполагает воспитание и обеспечение активности, предприимчивости работников, должностных лиц всех рангов.
Маркетинг в фармации представляет собой не столько функцию бизнеса, сколько широкий взгляд на всю сферу производства лекарства и их реализацию [6].
Маркетинговая деятельность аптечногопредприятияпо изучению рынкавключает всебя следующиеэтапы:
1. Изучениерыночного потенциала (емкостирынка), тоесть максимальновозможногоколичестваконкретныхлекарственныхсредств, которыемогутбытьреализованы нарынкевопределенныйпериод времени.Определитьемкостьрынкапоотношениюктоваруважно потому, чтонаэтойоснове можнооценитьэффективность работыаптечногопредприятия, рольрекламыитребования кееэффективности.
2. Анализрыночнойсегментации.Этотэтаппредполагает выделениенарынкевсоответствии свыбраннымикритериями (географическими,демографическими, поведенческими ит.д.) отдельныхсегментов(долей)рынка.Сегментацияпроизводитсясцельюпоследующеговыявлениянаиболеесоответствующихзапросампотребителейивозможностямпредприятияцелевыхрынков.
3. Исследованиеструктурырынка,позицийконкурентов.Приэтомопределяютсяосновныегруппыфирм, работающихнаданномрынке: фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы. Напрактикечащевсегопроизводится анализизмененияструктурыпредложенияконкурентов,ценовойполитикиконкурентов,проводимойконкурентнойрекламнойполитики. Дляэтого используютсяследующиеканалыполученияинформации: поступлениесведенийотпосредническихи аптечныхпредприятии;анализрекламныхпроспектов, посещение выставок, опросотдельныхлиц, заполнениеспециальныхформуляровпоконкурентам.
4. Изучениеинформации опокупателяхфирмытщательноисследуетфакторы,оказывающиевлияниенапотребностипокупателей. Аптечноепредприятиедолжноопределитьосновныекритерии, которые определяютвыборпокупателем тогоилииноголекарственного средства.
В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации [6].
Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик. Важное значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте фармацевтической организации. Ассортиментная политика предполагает оптимальную насыщенность товарной номенклатуры и вида товара, имеющихся в фармацевтической организации. К подвидам ЛС относятся лекарственные формы: таблетки, драже, капсулы, растворы для инъекций, мази т.д.
Глубина ассортимента –характеризуетсяналичием разновидностей одного вида товара. Подразновидностью ЛС понимают конкретные лекарственныепрепаратыопределенной лекарственной формы, дозировки, фасовкиит.д.
Степень использования ассортимента ЛС – является показателем использования имеющегося в фармацевтической организации ассортимента ЛС или ФТГ за определенный период времени.
Для того чтобы определить, как меняется доходность аптечной торговли в зависимости от ассортимента ЛС, маркетинговому исследованию подвергли 50 аптек различных типов. Все лекарственные препараты были распределены по 40 фармгруппам. В результате анализа показали, что при идеальном ассортименте лекарственных препаратов в аптеке в продаже должны быть в наличии все 40 фармгрупп. Но в действительности в каждой из групп оказывается неодинаковое количество препаратов.
Кроме того, если одни лекарства взаимозаменяемы, то другие нет. Если в фармгруппе высока взаимозаменяемость препаратов, то она может быть представлена относительно меньшим количеством наименований. Если же нет, то аптека должна располагать хотя бы одной упаковкой каждого наименования препарата. Такой ассортимент мог бы быть идеальным, но не обязательно выгодным с точки зрения дохода аптеки.
Исследование рынка медицинских и фармацевтических товаров предусматривали разработку методик анализа динамики и структуры объема продаж; ассортимента предложений лекарственных средств (ЛС) на разных уровнях (российский, региональный, локальный); методов позиционирования и продвижения ЛС; концепций маркетингового планирования ФО для укрепления позиций ЛС на рынке [7].
Для исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг необходимо разработать методику выделения целевых аудиторий – потребителей различных групп ЛС, конкретных услуг на основе сегментации; ставилась задача разработки методических подходов к формированию потребительской медицинской корзины для семьи на региональном уровне; актуальной проблемой в этом направлении является изучение особенностей фармацевтической помощи потребителям.
Изучение ЛС и медицинских товаров, дополнительных фармацевтических услуг с позиций товара предусматривает разработку методик моделирования и определения жизненного цикла товаров, конкурентоспособности ЛС; исследование особенностей фармацевтической информации в номенклатуре ЛС.
Таким образом, маркетинговые данные могут помочь в планировании в таких областях, как определение размера рынка и его потенциала, пригодно ли это лекарство для использования, применялось ли оно раньше и каков должен быть следующий логический шаг в его использовании. Кратковременные исследования могут оказать помощь при определении областей рынка, доступных для отдельных подразделений фирмы.
1.2 Методы анализа ассортимента лекарственных средств
Для фармацевтической индустрии необходимо ясное представление об особенностях рынка лекарственных средств - спросе и предложении, структуре и особенностях потребительских предпочтений и т.д.
Участнику фармацевтического рынка нужно иметь информацию о реальной ситуации с покупкой ЛС в стране, конкретном регионе, чтобы корректировать свою деятельность. Ассортимент отечественной фармацевтики также имеет важное социально-экономическое значение, цена вопроса здесь – жизнь больных людей.
Ассортимент – набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.п.
Значение товарного ассортимента является основным инструментом маркетинговой деятельности, как фармацевтического производителя, так и фармацевтического дистрибьютора. Чтобы повысить эффективность деятельности на этом рынке, его участнику необходимо оптимально сформировать ассортимент, сбалансировать движение определенных групп лекарственных средств, и только тогда он может рассчитывать на ускорение товарооборота.
Для маркетинговых исследований ассортимента фармацевтического рынка (ФР) подобрана система количественных показателей, наиболее приемлемая для этих целей. На их основе можно составить контуры сегментов ФР, различных уровней. Применяя систему показателей при исследовании ассортимента ЛС на уровне ФО, можно определить направления формирования ее ассортиментной политики.
Сформирована маркетинговая классификация ЛС на основе комплекса их товарных признаков, среди которых важное значение для маркетингового анализа ситуации на рынке ЛС имеют следующие: финансово-экономические (страна происхождения предприятие-изготовитель, условия поставки, цена и др.); правовые (регистрация в РФ, статус отпуска из аптеки, включение в различные перечни: жизненно важных и необходимых, льготного отпуска и др.); фармацевтические (международное непатентованное наименование(МНН), торговое название, лекарственная форма, состав, срок годности и др.); фармакотерапевтические (группа анатомо-терапевтико-химической классификации(АТХ), показания, побочные действия и т.д.).
Для проведения полноценного анализа ассортимента лекарственных средств можно совместить несколько известных и универсальных методов:
§ ABC-анализ
§ XYZ-анализ
§ Совмещенный ABC-XYZ-анализ.
Рассмотрим применение методов для анализа ассортимента.
Анализ структуры ассортимента проводится с целью формирования ассортиментной политики организации в зависимости от имеющегося на рынке предложения товаров и спроса на них, его можно разбить на несколько этапов.
На первом этапе исследований в соответствии с концепцией аптечного предприятия осуществляют выбор ассортимента ЛС, изучают возможные аспекты применения в медицине, анализируются основные производители, поставщики и т.д. Основным методом изучения чаще всего является контент-анализ – это формализованный метод количественного анализа документов, позволяющий получить детальное представление о выбранной группе товара или фармакотерапевтической группе лекарственных средств [7].
В качестве основных документов используются реестры ЛС, регистры, монографии, справочники и другая литература. Использование для анализа реестров на несколько лет позволяет получить характеристику выбранного ассортимента в ретроспективе.
На втором этапе в соответствии с концепцией из реестра выбираются сведения по каждому зарегистрированному ЛС выбранной фармакотерапевтической группы; название, синонимы, форма выпуска, страна производитель, способ применения и дозы.
На третьем этапе проводят анализ по следующим направлениям:
· Определяют число всего зарегистрированных препаратов, данные определяют в абсолютных показателях;
· Рассчитывают абсолютные и относительные показатели соотношения отечественных и зарубежных препаратов;
· Проводят анализ по странам и фирмам производителям внутри группы зарубежных лекарственных средств, данные представляются в относительных показателях, в процентах;
· Анализируют виды лекарственных форм; данные определяются как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Для наглядности все результаты анализа представляют в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков. Проведенный анализ позволяет получить полную характеристику ассортимента препаратов, разрешенных к применению [6].
На четвертом этапе проводят сравнение полученных результатов и рассчитывают основные маркетинговые характеристики ассортимента ЛС.
При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:
1) широта ассортимента;
2) полнота ассортимента;
3) глубина ассортимента;
4) насыщенность ассортимента;
5) гармоничность ассортимента;
6) полнота использования;
7) устойчивость ассортимента;
8) степень обновления ассортимента.
Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной структуре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должныиспользоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.
Широта ассортимента лекарственных препаратовможет рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке. К примеру, если в ассортименте аптечной организации представлены лекарства 5 фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этого учреждения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
Коэффициент широты- отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможнойшироте).
= /
Полнота ассортимента лекарстврассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным кприменению.
Коэффициент полноты- отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации(полнота фактическая), к числу ассортиментныхпозиций, внесенных в госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):
= /
Глубина ассортиментахарактеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.
То есть, когда мы имеем в ассортименте не просто ампульный раствор анальгина, а в разной концентрации, разных фасовках и дозировках зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, то глубина такого ассортимента удовлетворительная.
Примером недостаточной глубины аптечного ассортимента может служить наличие взрослых дозировок и отсутствие детских. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.
Коэффициент глубины- отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:
=/
Насыщенность номенклатуры (ассортимента)- это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.
Гармоничность ассортиментахарактеризуетсястепенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента.Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, еслиона удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).
Полнота использования ассортимента- важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени.
Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.
Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике,устойчивостиассортимента, что связано с определенным рыночным риском.
Показатель обновления (новизны) ассортиментадемонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать, как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (). При расчете данного показателя использовалось следующее допущение: все впервые появившиеся во время изучения в ассортименте аптечной организации товары считались новыми.
Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.
Устойчивость ассортимента- способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен ), так и внутри ассортиментной группы. Основной проблемой последнего случая является выбор метода определения устойчивых товаров.
Чаще всего используются два способа:
1) по количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);
2) по срокам, в течение которых товар реализовывался из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5). Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.).
ABC-анализ
Достаточно часто в аптеках для исследования ассортимента используют ABC-анализ. Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов, тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом.
ABC-анализ опирается на правило Парето, согласно которому 20% элементов системы на 80% определяют результат ее работы. По отношению к формированию ассортимента правило Парето может прозвучать так: 20% товарных позиций приносят 80% прибыли, следовательно, надежный контроль над 20% ассортимента позволяет на 80% контролировать всю систему (ассортимент).
Предлагается ABC-анализ всего реестра позиций провести по двум факторам: объем продаж и прибыль, получаемая с позиции. При этом под прибыльностью ассортиментной позиции в данной статье понимается не размер устанавливаемой наценки, а сумма чистой прибыли (за вычетом всех расходов, включая операционные издержки аптеки, налоги и т.д.), которую приносит каждая отдельная товарная позиция. Поскольку оборачиваемость многих дорогостоящих позиций невелика, целесообразно анализировать прибыльность ассортимента за период не менее квартала.
Методология проведения АВС
Важно помнить, что игнорирование вышеперечисленных особенностей АВС-анализа может не только перечеркнуть все усилия по анализу, но и привести к абсолютно неверным выводам. В этой главе мы познакомимся с алгоритмом его проведения, т.е. рассмотрим из каких последовательных этапов состоит АВС-анализ:
1. Выбрать цель анализа. Выбираем к чему мы должны прийти по итогу анализа, например: оптимизация ассортимента, рост выручки, рентабельности и др.
2. Выбор объекта анализа. Определяем, что будем анализировать: ассортиментную группу/подгруппу, номенклатуру в целом, поставщиков, клиентов. Возможна детализация направлений анализа по каналам сбыта, рыночным сегментам и др.
3. Определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта. Это может быть средний товарный запас, объем продаж, количество продаж, объем заказа и т.д.
4. Составление рейтингового списка по выбранному параметру и его сортировка в порядке убывания. Например, если в качестве критерия мы выбрали «объем продаж», то сортируем весь наш ассортимент от товаров с наибольшими продажами до наименьших.
5. Подсчитать общую сумму по выбранному параметру (например, общий объем продаж по всему ассортименту) и вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме. Для нашего примера, доля продаж по каждому товару будет равна отношению продаж по товару к общей выручке.
6. Вычислить долю нарастающим итогом для каждой позиции списка. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара) + (доля 2-го товара) + … + (доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом будет равна 100%.
7. Определение групп А, В, С. Найти позицию списка, в которой доля выбранного параметра ближе всего к 80% (нарастающим итогом). Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке. Следующим шагом необходимо найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Это будет нижняя граница группы B. Оставшиеся позиции будут относиться к Группе C.
8. Сравнение полученных значений с рекомендуемыми. Для этого необходимо посчитать количество позиций в каждой группе и вычислить их долю от общего количества. Если полученные значения объективно отражают рассматриваемую совокупность, то мы можем перейти к завершающему этапу анализа.
9. Анализ полученных данных и подведение итогов. Разумеется, это самый важный шаг всего анализа, т.к. от сделанных выводов будут зависеть дальнейшие шаги руководства компании в области управления ассортиментом, управления продаж и т.д.
Итак, мы можем сделать вывод, что несмотря на преимущества анализа, включающие его простоту, универсальность и автоматизацию, при его проведении важно соблюдение определенных условий. Если аналитик неверно определит цель, объект и признаки анализа, а также проигнорирует особенности анализа неоднородной продукции или периодов, то он запросто может не достичь поставленной цели.
Важно помнить, что качество этого вида анализа зачастую зависит от качества исходных данных. Поэтому для повышения его точности рекомендуется анализировать однородные группы и еще раз убедиться в том, что выбранные параметры объективно оценивают анализируемое явление.
XYZ-анализ
XYZ-анализ – метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов. XYZ-анализ использует показатель, характеризующий потребности аптеки в товарном запасе.
Результатом XYZ-анализа является выделение 3 групп товаров:
— категории X – группы товаров со стабильной величиной потребления и, следовательно, высокими возможностями прогнозирования спроса;
— категории Y – группы товаров с известными сезонными колебаниями и средними возможностями прогнозирования;
— категории Z – группа товаров с нестабильным спросом и, как следствие, низкой точностью прогнозирования спроса.
Распределение товара на категории X, Y и Z определяется значением коэффициента вариации — это величина, выражающаяся в процентах, показывающая отклонение анализируемого показателя от среднеарифметического значения. Расчет коэффициента вариации (ν) проводится по формуле:
где
xi – значение параметра по оцениваемому объекту за i-ый период;
x – среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа;
n – число периодов;
Согласно классическому подходу к категории X относятся товары с коэффициентом вариации 0-10%, к категории Y – 10-25%, а к категории Z — более 25%. Однако в аптеках целесообразно использовать большие интервалы, т.к. использование классического подхода часто приводит к тому, что значительное количество товаров неоправданно попадает в категорию Z. То есть применительно к аптечному ассортименту категория X должна включать товары с коэффициентом вариации 0-15%, категория Y – 15-40%, категория Z – больше 40%.
Алгоритм проведения XYZ-анализа включает следующие этапы:
1) выбор объектов анализа (товарная группа, товарная единица, поставщики, клиенты и т.д.);
2) определение параметров анализа (единицы продаж, объем продаж, доход, средний запас, количество заказов и т.д.) и периода анализа (неделя, месяц, квартал, полугодие, год);
3) определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов;
4) группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации;
5) распределение по категориям X, Y, Z;
6) графическое представление результатов анализа.
A. Группа товаров, обеспечивающая основной доход аптечной сети. Необходимо обеспечить стопроцентное наличие Группа обеспечивает приток клиентов, прибыль невысокая, следует поддерживать более низкий уровень доступности товаров. Требуется постоянное внимание к наличию товара Товары, не приносящие существенной прибыли, но обеспечивающие приток посетителей и объем продаж. С целью сокращения издержек следует поддерживать страховой запас на невысоком уровне
B. Группа товаров, приносящая существенный доход, но обладающая средней популярностью. Уровень доступности должен быть высоким. Необходим постоянный контроль наличия товара Товары средней важности. Уровень доступности невысокий. Периодический контроль наличия запаса.Группа товаров, не приносящих существенной прибыли и не пользующихся высокой популярностью.
Уровень доступности низкий. Контроль наличия — периодический
С. Товар, приносящий хороший доход, но непопулярный. Уровень доступности невысокий. Доставка под заказ Товар непопулярный, приносящий средний уровень дохода. Уровень доступности низкий. Доставка под заказ. Товар непопулярный, не приносящий дохода. Уровень доступности минимальный. Доставка под заказ. Сокращение ассортимента.
Также при разработке ассортиментной политики любого аптечного учреждения необходимы всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.
Таким образом, изучение литературных источников показало, что маркетинговые исследования имеют большое значение для развития фармации. Изучены различные методы анализа ассортимента лекарственных средств, которые могут быть использованы для проведения маркетинговых исследований в аптечной организации с целью увеличения объема продаж.
Глава 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства метилурацил.
2.1 Товароведческая характеристика лекарственного средства Метилурацил
Русское название: Диоксометилтетрагидропиримидин
Структурная формула:
Латинское название: Dioxomethyltetrahydropyrimidine
Химическое название: 2,4-Диоксо-6-метил-1,2,3,4-тетрагидропиримидин
Брутто-формула:
Код АТХ:D03AX16
D – Дерматологические средства
D03 – Средства для лечения ран
D03A – Препараты, способствующие заживлению ран
D03AX – Прочие препараты, способствующие заживлению
Фармакологическая группа вещества Диоксометилтетрагидропиримидин:
Стимуляторы гемопоэза
Анаболики
Регенераты и репаранты
Нозологическая классификация (МКБ-10)
D64.9 Анемия неуточненная
D69.6 Тромбоцитопения неуточненная
D70 Агранулоцитоз
D72.8.0* Лейкопения
K25 Язва желудка
K26 Язва двенадцатиперстной кишки
K51 Язвенный колит
K52 Другие неинфекционные гастроэентериты и колиты
K62.9 Болезнь заднего прохода и прямой кишки неуточненная
K76.9 Болезнь печени неуточненная
K85 Острый панкреатит
K86.1 Другие хронические панкреатиты
L56 Другие острые изменения кожи, вызванные ультрафиолетовым излучением
L89 Декубитальная язва
L98.4.2* Язва кожи трофическая
T14.1 Открытая рана неуточненной области тела
T14.2 Перелом в неуточненной области тела
T30 Термические и химические ожоги неуточненной локализации
T52.1 Токсическое действие бензола
T64 Токсическое действие загрязняющих пищевые продукты афлатоксина и других микротоксинов
T66 Неуточненные эффекты излучения
Z54 Период выздоровления
Синонимы ЛП на основе ЛС Метилурацил: Метацил, Метуракол
Международное непатентованное наименование: Диоксометилтетрагидропиримидин
Фармакологическая группа:регенераты и репаранты, стимуляторы гемопоэза [3].
Фармакокинетика Метилурацила:Метилурацил улучшает обмен веществ, прояляя анаболическую и антикатаболическую активность, ускоряет процессы клеточной регенерации. Эффект ранозаживления возникает как следствие стимуляции механизмов клеточной регенерации. Нормализация нуклеотидного обмена в ядрах клеток позволяет метилурацилу проявлять противоязвенные свойства в желудочно-кишечном тракте, а также стимулировать гемопоэз (в частности лейко- и эритропоэз). Дополнительно отмечается активизация гуморальных и клеточных протективных механизмов и противовоспалительные свойства метилурацила. Последнее дает метилурацилу обезболивающий эффект [10].
Особенности метилурацила в зависимости от лекарственной формы:
· Таблетки метилурацила: при пероральном приеме препарат легко всасывается и проникает в ткани, органы и жидкости. Проникает через гемато-энцефалический барьер.
· Метилурациловая мазь:
Низкая способность к проникновению сквозь неповрежденные слои покровных тканей;
Отмечается накопление в поверхностных слоях эпидермиса и слизистых оболочек;
Минимально выраженное резорбтивное действие [8].
· Метилурациловые свечи: высокий уровень всасываемости через слизистую прямой кишки. Препарат определяется в плазме крови спустя 20 минут после применения, достигая пиковых значений концентрации в течение 60-120 минут. Выведение из организма осуществляется двумя путями: частично с каловыми массами в химически неизмененном первоначальном виде, но большей частью препарат выводится в метаболитах и коньюгатах с мочой.
· При пероральном приеме метилурацила наибольшая концентрация препарата в плазме крови определяется спустя 1,5-4 часа. Период полного выведения метилурацила из крови составляет 6 часов, из паренхиматозных органов – 24 часа. Метилурацил выводится преимущественно с мочой почками [1].
Показания к применению:
Таблетки:
Лейкопения (при легком течении, включая случаи, когда болезнь развивалась из-за химиотерапии злокачественных новообразований, проведения рентгено- и лучевой терапии);
Лучевая болезнь;
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;
Агранулоцитарная ангина;
Алиментарно – токсическая алейкия;
Тромбоцитопения;
Анемия;
Интоксикация бензолом;
Панкреатит;
Гепатит;
Переломы костей;
Ожоги, вялозаживляющие раны;
Реконвалесценция (после перенесённых тяжелых инфекций).
Мазь для местного и наружного применения:
Вялозаживающие раны, ожоги (термические, химические, лучевые), буллезные дерматиты. Метилурацил может использоваться с профилактической целью для предупреждения реакций кожи при облучении новообразований с невысокой радиочувствительностью, уменьшения радиоэпителиита и поздних сращений стенок (окклюзий) влагалища - в случае лучевой терапии новообразований гениталий [2].
Суппозитории для ректального применения:
Агранулоцитарная ангина, алиментарно-токсическая алейкия, хроническая интоксикация бензолом, вяло заживающие раны, ожоги, переломы костей, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, гепатит, панкреатит, поражения при лучевой терапии.
Способ применения и дозы:
Таблетки:
Внутрь, во время или после еды.
Взрослым- по 500 мг 4 раза в сутки (при необходимости - до 6 раз в сутки, максимальная суточная доза - 3 г); Детям от 3 до 8 лет- по 250 мг 3 раза в сутки (максимальная суточная доза - 750 мг); Детям от 8 лет до 14 лет- по 250-500 мг 3 раза в сутки (максимальная суточная доза – 1.5 г).
Курс при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта - 30-40 дней; в других случаях может быть менее продолжительным.
Мазь для местного и наружного применения:
Наружно: мазь ежедневно наносят на поврежденные участки по 5 – 10 г ежедневно в течение 15 – 30 дней.
Мазь используют в рыхлых тампонах при лучевом дерматите и поздних лучевых повреждениях влагалища.
Суппозитории для ректального применения:
Взрослым— 1–2 суппозитории 1–4 раза в сутки,детям в возрасте 3–8 лет— по 1/2 суппозитории в сутки;8–15 лет— по 1 суппозитории в сутки.
Курс лечения— от 7 дней до 4 месяцев в зависимости от характера заболевания.
Побочные действия:
При приеме метилурацила внутрь могут возникать: головная боль, головокружение, изжога.
При местном и наружном применении препарата в крайне редких случаях возможно развитие гиперемии и зуда.
Вероятные побочные действия при ректальном применении Метилурацила в инструкции не описаны.
Противопоказания:
Таблетки:
Лейкемические формы лейкоза (особенно миелоидные), лимфогранулематоз, злокачественные заболевания костного мозга. В период беременности и в период лактации следует соотнести предполагаемую пользу для матери и потенциальный риск для плода и ребенка.
Мазь для местного и наружного применения:
Повышенная чувствительность к препарату, избыточные грануляции.
Суппозитории для ректального применения:
Лейкемические формы лейкоза (особенно миелоидные), лимфогранулематоз, злокачественные заболевания костного мозга.
Особые указания:
Метилурацил, как правило, эффективен при лечении только легкой формы лейкопении.
Лекарственное взаимодействие:
При одновременном применении с гистамином Метилурацил усиливает его противолучевое действие [5].
Аналоги:
Метилурацил-Акос, Метилурациловая мазь 10%, Стизамет, Анаферон, Вобэнзим, Иммунорм, Имудон, Энгистол, Флорексил, Иммунекс, Уро-Ваксом, Галавит, Глутоксим, Циклоферон [9].
Сроки и условия хранения:
В защищенном от света, недоступном для детей месте, при температуре не выше 25 °С.
Срок годности:
Таблетки – 5 лет при температуре до 25 °С;
Мазь для местного и наружного применения – 3 года и 6 месяцев при температуре до 20 °С;
Суппозитории – 2 года при температуре до 25 °С.
Условия отпуска из аптек:
Отпускается по рецепту [2].
2.2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства Метилурацил, разрешенных к применению в стране
Российский рынок ЛП на основе ЛС Метилурацил представлен ассортиментом, разрешенных к применению и выпускаемых отечественными производителями лекарственных препаратов.
В Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе ЛС Метилурацил (таблица 1)
Таблица 1.
Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС Метилурацил
№п/п |
Торговое наименование |
МНН или группировочное наименование |
Форма выпуска |
Дозировка, фасовка |
Фирма |
Страна |
Рег. номер, дата регистрации
|
1 |
Метилурацил |
Диоксиметилтетрагидропиримидин |
Суппозитории ректальные |
500 мг №5 |
ООО «Южфарм» |
Россия |
ЛП-003991 05.12.2016
|
2 |
Метилурацил |
Диоксиметилтетрагидропиримидин |
Мазь для местного и наружного применения |
10% 25г 10% 30г |
ООО «Тульская фармацевтическая фабрика» |
Россия |
ЛП-002576 13.18.2014 |
3 |
Метилурацил |
Диоксиметилтетрагидопиримидин |
Мазь для местного и наружного применения |
10% 5г 10% 25г 10% 50г |
ООО «Росбио» |
Россия |
Р N002305/01 12.05.2011 |
4 |
Метилурацил |
Диоксометилтетрагидропиримидин |
Суппозитории ректальные |
500 мг №5 |
ОАО «Биохимик» |
Россия |
ЛС-001418 01.04.2011 |
5 |
Метилурацил |
Диоксометилтетрагидропиримидин |
Таблетки |
500 мг №10 |
ЗАО «Производственная фармацевтическая компания Обновление» |
Россия |
ЛС-002574 25.02.2011 |
6 |
Метилурацил |
Диоксометилтетрагидропиримидин |
Суппозитории ректальные |
500 мг №5 |
ООО «ПРОМОМЕД РУС» |
Россия |
ЛС-001418 21.06.2017 |
|
ТН-31 ЛП-239 |
|
ЛФ-3 |
|
Фирм-21 |
Стран-1 |
|
Анализ данных ГРЛС на 01.05.24 г. Показал, что в ассортименте на основе ЛС Метилурацил имеет 239 предложений ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП 21 фирма в 1 стране в виде трех лекарственных форм.
Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Метилурацил по составу, который представлен в таблице 2, рис.1.
Таблица 2.
Анализ ассортимента ЛС на основе МНН Метилурацил по составу
Количество предложений (всего) |
Состав |
|||
Монопрепарат |
Комбинированный |
|||
К-во |
Доля,% |
К-во |
Доля, % |
|
239 |
239 |
100,0 |
0 |
0,0 |
Итого |
239 |
100,0 |
0 |
0,0 |
Рисунок 1. Анализ ассортимента ЛС на основе МНН Метилурацил по составу
Анализ таблицы 2 показал, что все представленные лекарственные препараты являются монопрепаратами – 100%, комбинированные препараты отсутствуют.
Далее был проведен анализ ассортимента на основе МНН Метилурацил по формам выпуска, который представлен в таблице 3, рис.2.
Таблица 3.
Анализ ассортимента на основе МНН Метилурацил по формам выпуска
Вид лекарственной формы |
Количество |
Доля,% |
Таблетки |
22 |
9,21 |
Мазь для наружного и внутреннего применения |
96 |
40,17 |
Суппозитории ректальные |
121 |
50,62 |
Всего: 3 |
239 |
100,0 |
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил по формам выпуска.
Как видно из таблицы 3,Метилурацил выпускается в таблетках, мазях, суппозиториях. Большая часть препаратов выпускается в форме суппозиторий ректальных, что составляет 51%. Наименьшее количество ЛП на рынке имеется в форме таблеток– 9% от общего количества предложений;
Анализ данных по странам-производителям представлен в таблице 4, рис.3.
Таблица 4.
Структура ассортимента ЛП на основе МНН Метилурацил по странам-производителям
Страна-производитель |
Количество предложений |
Доля, % |
Россия |
239 |
100,0 |
Всего: 1 |
239 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе МНН Метилурацил, разрешенных к применению, проводится в 1 стране. Всю часть ассортимента составляют препараты производства России, на их долю приходится 100 % предложений на рынке.
Рисунок 3.Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил по странам-производителям
Далее, в таблице №5 (рис. 4), представлен анализ данных по фирмам.
Таблица 5.
Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Метилурацил по фирмам
Фирма |
Количество |
Доля, % |
|
АО"ПроизводственнаяфармацевтическаякомпанияОбновление"(АО"ПФКОбновление") |
9 |
3,8 |
|
Акционерное общество "Муромский приборостроительный завод" (АО "МПЗ") |
2 |
0,8 |
|
Акционерное общество "Татхимфармпрепараты" (АО "Татхимфармпрепараты" ) |
2 |
0,8 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "Формула-ФР" (ООО "Формула-ФР") |
6 |
2,5 |
|
ОАО "ДАЛЬХИМФАРМ" |
6 |
2,5 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "ВИТА ЛАЙН" (ООО "ВИТА ЛАЙН") |
6 |
2,5 |
|
Закрытое акционерное общество "Зеленая дубрава" ("ЗАО Зеленая дубрава") |
3 |
1,3 |
|
ОАО "Ивановская фармацевтическая фабрика" |
13 |
5,4 |
|
Акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (АО "Усолье-Сибирский химфармзавод") |
29 |
12,1 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "Атолл" (ООО "Атолл") |
3 |
1,3 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕСТ" (ООО "ВЕСТ") |
9 |
3,8 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "БиоФармКомбинат" (ООО "БиоФармКомбинат"), Россия |
3 |
1,3 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "Тульская фармацевтическая фабрика" (ООО "Тульская фармацевтическая фабрика") |
114 |
47,7 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "ЮжФарм" (ООО "ЮжФарм") |
4 |
1,7 |
|
Акционерное общество "Алтайвитамины" (АО "Алтайвитамины") |
2 |
0,8 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "РОСБИО" (ООО "РОСБИО") |
7 |
2,9 |
|
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМОМЕД РУС" (ООО "ПРОМОМЕД РУС") |
7 |
2,9 |
|
Акционерное общество "Нижегородский химико-фармацевтический завод" (АО "Нижфарм") |
6 |
2,5 |
|
ПАО "Биосинтез" |
4 |
1,7 |
|
Акционерное общество "Новосибхимфарм" (АО "Новосибхимфарм") |
2 |
0,8 |
|
Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов ФГУП ФМБА |
2 |
0,8 |
|
Итого |
Кол-во фирм |
239 |
100,0 |
21 |
Рисунок 4. Анализ ассортимента ЛП на основе МНН Метилурацил по фирмам
При анализе ассортимента ЛП по фирмам установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 21 фирма, которая производит по одному и более препарату. Наибольшее количество производится фирмами Общество с ограниченной ответственностью "Тульская фармацевтическая фабрика" (ООО "Тульская фармацевтическая фабрика") (47,7%) и Акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (АО "Усолье-Сибирский химфармзавод") (12,1%).
Далее был проведен анализ ассортимента ЛС на основе МНН Метилурацил по датам регистрации.
Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе Метилурацил являются 16 препаратов (зарегистрированы за период 5 лет (2020-2024 гг.))
Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула:
Yo= N/Ao
где: Yo – индекс обновления; N – количество наименований новых ЛС, разрешенных к применению за последних 5 лет (2020-2024 гг.); Ao – общее количество наименований ЛС.
Yo=16/239=0,07,
где N=16, Ao=239
Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе МНН Метилурацил за 5 лет (2020-2024 гг.) обновился на 7%.
2.3. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации.
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метилурацил проводился на базе аптечной организации «Апрель Брянск», расположенной по адресу: г. Обоянь, ул. Ленина. д.71. В соответствии с лицензией аптека является «Аптекой готовых Лекарственных форм», которой разрешено:
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил был представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 6, рис.5).
Таблица 6
Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых аптечной организации на основе ЛС МНН Метилурацил
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата
|
1. |
Метилурацил |
Суппозитории ректальные 500 мг №10 |
155,00 |
АО «Нижфарм», Россия |
ЛП-№(002709)-(РГ-RU) 07.07.2023 |
2. |
Метилурацил |
Суппозитории ректальные 500 мг №10 |
98,00 |
ПАО «Биосинтез», Россия |
ЛП-№(003974)-(РГ-RU) 12.12.2023 |
3. |
Метилурацил |
Мазь для местного и наружного применения 10% 25,0 |
73,00 |
АО «Татхимфармпрепараты», Россия |
ЛП-№(001408)-(РГ-RU) 14.11.2022 |
4. |
Метилурацил |
Таблетки 500 мг №50 |
164,00 |
АО «Усолье-Сибирский химфармзавод», Россия |
ЛП-005527 20.05.2019 |
|
ЛП-4 |
ЛФ-3 |
|
Стран-1 Фирм-4 |
|
Рисунок 5. Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых аптечной организации на основе ЛС МНН Метилурацил
По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации предлагается 4 ЛП, в трех формах выпуска. Большая часть ЛП представлена в форме суппозиторий ректальных, что составляет – 50%. Один ЛП имеется в форме мази для местного и наружного применения, что составляет – 25%, таблетки – 25%.
Далее в работе был проведен анализ лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метилурацил, имеющихся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7 (рис.6).
Таблица 7.
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации по производственному признаку
Страна-производитель |
Количество ЛС |
Фирма-производитель |
Количество ЛС |
||
абс.зн. |
доля,% |
абс.зн. |
доля,% |
||
Россия |
4 |
100% |
АО «Нижфарм» |
1 |
25% |
ПАО «Биосинтез» |
1 |
25% |
|||
АО «Татхимфармпрепараты» |
1 |
25% |
|||
АО «Усолье-Сибирский химфармзавод» |
1 |
25% |
|||
Итого – 1 |
4 |
100,0 |
Фирм – 4 |
4 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации имеется 4 лекарственных препарата на основе ЛС МНН Метилурацил отечественного производителя (рис.6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации по фирмам-производителям
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метилурацил, имеющегося на российском и региональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента
Далее в работе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Метилурацил, предлагаемого на фармацевтическому рынке России и в аптечной организации «Апрель Брянск». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Анализ показателей ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе ЛС Метилурацил, имеющихся в аптеке:
1. Полнота ассортимента - характеризуется числом подвидов одного вида товара. Подвидами лекарственных средств могут быть лекарственные формы. Полнота ассортимента рассчитывается по формуле (2):
Кп = Пфак / Пбаз
Где Пфакт – полнота фактическая (количество наименований лекарственных форм лекарственного средства, имеющихся в аптеке);
Пбаз – полнота базовая (количество наименований лекарственных форм одного лекарственного средства, разрешенных к применению в стране).
Используя данную формулу, произведем расчет полноты ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе МНН Метилурацил в аптеке. Поскольку в данной аптеке имеется четыре лекарственных формы (ЛФ) исследуемой группы лекарственных препаратов и к применению в Российской Федерациии разрешены четыре лекарственные формы, то в результате получаем:
Пфак = 3
Пбаз = 4
Кп = 3/4 = 0,8х100%=80%
2. Глубина ассортимента характеризуется наличием разновидностей одного товара, т.е это варианты отдельных товаров. Глубина ассортимента вычисляется по формуле (3):
Кг = Гфакт /Гбаз
Где Гфакт - глубина фактическая (количество наименований препарата данной фармакотерапевтической группы, имеющихся в аптеке);
Гбаз - глубина базовая (количество наименований препарата данной фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране).
В аптеке имеются 4 ЛП на основе Метилурацила. В Российской Федерации разрешены к применению 239 ЛП. В результате расчетов получаем:
Гфак = 4
Гбаз = 239
Кг = 4/239 = 0,02х100%= 2%
3. Обновление ассортимента – замена имеющихся лекарственных средств, препаратами с более высокими потребительскими свойствами, которые наиболее полно удовлетворяют потребности здравоохранения.
Индекс обновления – это доля новых лекарственных средств, введенных в продажу в течении исследуемого промежутка времени. Степень обновления исчисляется по формуле (4):
I0 = m / M,
Где m – количество наименований новых лекарственных средств, имеющихся в аптеке;
M – количество наименований новых лекарственных средств, разрешенных к применению в стране.
Согласно данный таблицы 6 в аптеке имеются 4 ЛП, выпускаемых на основе МНН Метилурацил. Из них четыре ЛП являются новыми (зарегистрированы в 2020-2024 году). Доля новых лекрственных средств, введенных в продажу в аптеке (индекс обновления), составит:
I0 = 3/16 = 0,2
т.е 20% представленных в аптеке ЛП являются новыми. Наличие на рынке новых лекрственных препаратов необходимо учесть на будущее, для формирования более рационального ассортимента в аптечной организации.
Таким образом, при изучении показателей ассортимента лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства Метилурцил, в аптеке установлено, что:
- коэффицент полноты ассортимента состовляет 80%, т.е в аптеке представлены все виды ЛФ препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации;
- коэффициент глубины ассортимента составляет 0,02. Это значит, что в ассортименте аптеке и имеются не все наименования препаратов, разрешенных к применению в РФ, лишь их малая часть.
-индекс обновления равен 0,2 (за последние 5 лет), это означает, что ЛП, представленные в аптеке новые, зарегистрированные в течении последних пяти лет и были обновлены на 20%.
Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Метилурацила, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Метилурацил
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации |
Группа по АТХ классификации |
Код АТХ: D03AX16 D – Дерматологические средства D03 – Средства для лечения ран D03A – Препараты, способствующие заживлению ран D03AX – Прочие препараты, способствующие заживлению
|
Код АТХ: D03AX16 D – Дерматологические средства D03 – Средства для лечения ран D03A – Препараты, способствующие заживлению ран D03AX – Прочие препараты, способствующие заживлению
|
Количество предложений |
31 |
4 |
По составу |
Монопрепараты – 100% Комбинированные препараты – 0% |
Монопрепараты – 100% Комбинированные препараты – 0 |
Производственный признак |
Зарубежного производства – 0% Отечественного производства – 100% |
Зарубежного производства – 0% Отечественного производства – 100% |
По видам лекарственной формы |
3 |
3 |
Индекс обновления |
0,07 |
0,2 |
По данным таблицы 8, ассортимент ЛП в аптечной организации на основе ЛС МНН Метилурацил насчитывает 4 лекарственных препарата, в Госреестре ЛС – 31 ЛП. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что большее количество ЛП как на фармрынке, так и в аптечной организации являются отечественными лекарственными препаратами. Сравнение ассортимента по видам лекарственной формы показало наличие в аптеке трех лекарственных форм из трех, зарегистрированных в Госреестре РФ. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 7% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,07, а в аптечной организации на 20%.
Лекарственные препараты, на основе Метилурацила, пользуются спросом на фармацевтическом рынке. Цены на лекарственные препараты не высокие. Наиболее высоким спросом у покупателй по количеству проданных за месяц упаковок, пользуются следующие лекарственные препараты: Метилурацил мазь 25г, Метилурацил суппозитории ректальные 500мг №10.
2.5 Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метилурацил в аптечной организации
На основании проведенных в работе исследований и рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации «Апрель Брянск», которые представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурцил в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фарм рынке России |
Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты:0,8 |
Ввести в ассортимент аптеки ЛП в виде лекарственных форм, отсутствующих в ассортименте аптеки |
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,02 |
Расширить ассортимент ЛП в аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармацевтическом рынке. |
Индекс обновления |
0,07 |
0,2 |
Заменить имеющиеся ЛП новыми |
По данным таблицы 9, рассчитанная величина коэффицента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 2% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛС на основе МНН Метилурацил за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Метилурацил в аптечной организации «Апрель Брянск»:
- дополнить ассортимент лекарственными препаратами:
1. Метилурацил, мазь для местного и наружного применения, 25 г, производитель АО «Муромский приборостроительный завод», регистрационный номер ЛП-№(005181)-(РГ-RU), дата регистрации 15.04.2024
2. Метилурацил таблетки 500 мг, производитель АО «ПФК Обновление», регистрационный номер ЛП-№(002185)-(РГ-RU), дата регистрации 17.04.2023
ВыводыВ работе на тему « Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метилурацил» был проведен обзор литературных источников и рассмотрено значение маркетинговых подходов, осуществляемых на фармацевтическом рынке, а также были изучены методы анализа ассортимента лекарственных средств.
Изучение литературных источников показало, что в аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, насыщенность ассортимента, гармоничность ассортимента, полнота использования, степень обновления ассортимента.А так же используют ABC - и XYZ – анализ.
Маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил имеющегося на фармацевтическом рынке России проводилось по числу торговых наименований (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС. В результате было выявлено:
- ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на рынке на основе МНН Метилурацил насчитывает 239 предложений, лекарственные препараты выпускаются в трех формах выпуска, большая часть ЛП выпускается в форме мази для наружного применения – 40,17%, 50,62% производится в форме свечей, 9,21% в форме таблеток. Основной страной-производителем является Россия – 100%. Лидирующие позиции по производству занимают Общество с ограниченной ответственностью "Тульская фармацевтическая фабрика" (ООО "Тульская фармацевтическая фабрика") (47,7%) и Акционерное общество "Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод" (АО "Усолье-Сибирский химфармзавод") (12,1%). При расчете индекса обновления ассортимента выявлено, что за последние 5 лет (2020-2024 гг.) он составил 7%.
Маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил проводился на базе аптечной организации «Апрель Брянск», расположенной по адресу: Курская область , Обоянский район, г. Обоянь, ул.Ленина, д. 71. Анализ показал, что в аптечной организации предлагается 4 лекарственных препарата в трех лекарственных формах. Все представленные ЛП являются монопрепаратами, что составляет 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют. Большая часть ЛП представлена в форме мази для наружного и внутреннего применения. В ассортименте аптеки 100% ЛП отечественного производства.
В работе был проведен сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Метилурацил, имеющегося на российском и региональном фармацевтическом рынке по показателям ассортимента, в результате было установлено, что ассортимент лекарственных форм представлен достаточно широко. Коэффициент полноты составляет 0,8 т.е в аптеке представлено 80% ЛФ препаратов, зарегистрированных в Российской Федерации. Коэффициент глубины ассортимента составляет 0,02. Это значит, что в ассортименте аптеки имеются не все лекарственные препараты, разрешенные к применению на территории РФ, а лишь их малая часть и аптечная организация может его расширить.
На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Метилурацил и увеличению объема продаж в аптечной организации «Апрель Брянск». Предложения были внедрены в работу аптеки.
Список литературы
1. Федеральный закон от 12.04.2010 Nº 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств».КонсультантПлюс [сайт]. - http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 99350/ (дата обращения: 15.01.2024)
2. Приказ МЗ РФ Nº 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_105562/ (дата обращения: 15.01.2024).
3. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов":// КонсультантПлюс [сайт].- URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 22.01.2024)
4. Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н (ред. от 24.11.2021) "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения:22.02.2024)
5. Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 09.06.2023) Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2024 год. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335635/ (дата обращения 22.02.2024)
6. Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования: учебник для магистров /Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 540 с.
7. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Ко , 2016. – 671 с.
8. Дремова, Н.Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебное пособие (курс)/Н.Б.Дремова. Медицинское информационное агенство – 2008. – 608 с.
9. Котвицкая, А.А. Маркетинговый анализ рынка препаратов, которые применяются для лечения инфаркта миокарда / А.А. Котвицкая, О.И. Красуля - Фармация. - 2013. - №4. - С. 23-26.
10. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.
11. Клиническая фармакология: Учебник / Н.В. Кузнецова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 272 с.
12. Управление и экономика фармации: Учебник / под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. – ISBN: 978-5-9704-4226-5.
13. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.
14. Напалков Д.А., Панферов А.С. Анемический синдром у пациентов с хронической сердечной недостаточностью // Фарматека. – 2011. - №15. С.50.
15. Справочник Видаль «Лекарственные препараты в России». Изд. ЮБМ Рус, 2014. – С. 1600
16. Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е.Б. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; - ISBN 978-5-4468-3999-5.
17. Харкевич, Д. А. Основы фармакологии. Учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.
18. Шапавалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ: учеб. пособие / В.А. Шаповалов. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 345 с.
19. Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. – ISBN: 978-5-9916-6131-7.
20. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. – 392 с. – ISBN: 5-98216-019-9.
21. АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.eurolab-portal.ru/medicine/atc/ (дата обращения 22.02.2024)
22. Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru. (дата обращения 24.02.2024)
23. Регистр лекарственных средств России, 2024. URL: https://www.rlsnet.ru/.(дата обращения 08.03.2024)
24. eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. - Москва, 2000-. - URL : https://elibrary.ru (дата обращения: 23.03.2024).