Санкционное давление на экономику России - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Санкционное давление на экономику России

Зиновьева И.С. 1, Дремова Д.А. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Санкции – это принудительные меры, которые могут быть использованы против дипломатических, экономических и культурных отношений государств. Эти меры могут существенно затруднять деятельность субъектов, затрагивая не только отдельные сектора, но и создавая широкомасштабные барьеры для развития [5]. Исторически эти меры варьировались от широких санкций до более целенаправленных запретов на торговлю конкретными товарами.

Эффективность санкций зависит от способности страны, их применяющей, обеспечить их соблюдение.

Основной целью современных санкций является воздействие на государство с намерением изменить его поведение. Тем не менее, в некоторых случаях санкционные ограничения могут иметь обратный эффект, то есть государства находят пути для обхода этих мер, что позволяет им улучшать свои позиции. К примеру, это может проявляться в развитии тех отраслей, которые раньше зависели от импортируемых товаров и услуг, а также в увеличении объемов внутреннего производства [7].

В последние годы международные санкции стали важным инструментом внешнеполитической стратегии, используемым государствами и международными организациями для реализации политических и экономических целей. Одним из наиболее ярких примеров являются санкции, введенные против Российской Федерации.

Первоначально, санкции, введённые в 2014 году, касались отдельных физических лиц и организаций, связанных с российским правительством. Вскоре они расширились на целые сектора экономики, включая финансовый, энергетический и оборонный. Ограничения на доступ к международным финансовым рынкам затруднили российским компаниям заимствования средств за границей, что негативно сказалось на инвестициях и экономическом росте. Сектор энергетики также стал объектом санкционного давления. Санкции оказали влияние и на социальную сферу – увеличение цен на импортные товары и снижение уровня жизни стали заметными последствиями экономической изоляции [6].

Санкции, введённые в 2022 году были гораздо более масштабными и жесткими по сравнению с теми, что были применены в 2014 г. США, Великобритания и ЕС, среди прочих, ввели меры в отношении России, включая санкции государственного и индивидуального уровней. Эти меры охватили широкий спектр секторов, включая высокие технологии, банковскую систему и даже культурные обмены. В ответ Россия продолжила адаптироваться к новым условиям, усиливая внутренние производства и развивая альтернативные торговые маршруты [8].

На рисунке 1 представлена динамика ВВП России в период 2013-2024 гг. (I и II кв.) [1].

Рисунок 1 – Динамика ВВП Российской Федерации в текущих ценах в 2013-2024 гг. (I и II кв.), трлн. руб.

Исходя из данных рисунка 1, можно сделать вывод, что в период с 2013 по 2015 гг. наблюдается умеренный рост ВВП. В 2016 году произошло снижение ВВП на 4%, что может быть связано с последствиями санкций и падением цен на нефть, однако к 2017 году экономика начала восстанавливаться, что ознаменовало возвращение к росту ВВП. В 2020 году вновь наблюдается снижение показателя внутреннего валового продукта из-за введения строгих карантинных мер и локдаунов, которые привели к сокращению экономической активности. Наиболее значительный рост (26%) наблюдается в 2021 году, что может быть связано с восстановлением после пандемии COVID-19 и адаптацией к новым экономическим условиям. Тенденция роста продолжилась в 2022 и 2023 гг., когда ВВП вырос на 14,3% и 10,9% соответственно. По данным Федеральной службы государственной статистики за первый и второй квартал 2024 года, ВВП составляет 43,2 и 46,3 трлн. руб. соответственно. Таким образом, если темпы роста сохранятся, есть все основания полагать, что экономика продолжит расти.

Несмотря на вызовы и давление со стороны международных санкций, российская экономика демонстрирует способность к восстановлению и росту в условиях изменяющейся внешнеэкономической среды.

Воздействие санкционной антироссийской политики отразилось и на инфляции (рисунок 2) [2].

Рисунок 2 – Динамика уровня инфляции в РФ 2013-2024 гг. (с начала года), %

Согласно данным, представленным на рисунке 2, введение экономических санкций в 2014 году привело к заметному росту уровня инфляции до 11,4%, что на 4,9% больше, чем в 2013 году. В 2015 рост данного показателя продолжился до 12,9%. С 2016 года начинается период снижения инфляции, что можно объяснить стабилизацией экономики и адаптацией к новым условиям. В 2017 году уровень инфляции достиг рекордно низкой отметки – 2,5%. В последующие четыре года данный показатель колебался, но оставался в пределах разумных значений. В 2022 году уровень инфляции составил 11,9%. Такое увеличение может указывать на влияние внешних факторов, таких как изменение цен на энергоносители, проблемы в цепочках поставок и другие экономические шоки. В 2023 году уровень инфляции снизился до 7,4%, а с начала 2024 года составил 6,56%, сохраняя динамику снижения темпа роста. Значит, меры, предпринятые для стабилизации экономики, начали приносить результаты.

Влияние санкций на экономику России в период с 2013 по 2023 годы можно проиллюстрировать динамикой официального курса доллара, что наглядно демонстрирует последствия экономической изоляции и изменения в финансовой политике страны (рисунок 3) [10].

Рисунок 3 – Динамика официального курса доллара в 2013-декабрь 2024 гг., руб. (средний курс за год)

Исходя из данных рисунка 3, следует вывод о том, что темп роста доллара в 2014 году по сравнению с 2013 составил 20,7%, что было вызвано введением санкций и ухудшением политической ситуации. Рост американской валюты продолжился в 2015 и 2016 годах, когда курс достиг 61 и 67 рублей соответственно. В 2017 году стоимость доллара снизилась до 58,3 рубля, и в последующий период с 2017 по 2019 годы тем роста не превышал 8%, что может быть связано с восстановлением цен на нефть и улучшением экономической ситуации. Курс снова повысился, достигая 72,2 рубля в 2020 году, что можно объяснить последствиями пандемии COVID-19 и падением мировых цен на нефть. В 2022 году курс доллара составил 68,5 рубля, но в 2023 году он резко увеличился до 85,3 рубля, а в декабре 2024 составил 106,6. Это резкое изменение может быть связано с новыми санкциями и изменениями в глобальной экономической политике, а также с попытками России адаптироваться к новым условиям, что привело к дополнительным экономическим вызовам.

Воздействие санкционной антироссийской политики отразилось и на сокращении объемов внешней торговли России (рисунок 4) [3].

Рисунок 4 – Экспорт и импорт Российской Федерации в 2013-первое полугодие 2024 гг., млрд. долларов.

На основе представленных на рисунке 4 данных о внешнеэкономической деятельности России в сфере экспорта и импорта можно сделать следующие выводы о том, что в 2013 году экспорт достиг значения в 527,3 млрд. долларов, после чего наблюдалось постепенное снижение до 285,5 млрд долларов в 2016 году. После 2016 года экспорт начал восстанавливаться, достигнув 591,5 млрд долларов в 2022 году, что является новым рекордом. В 2023 году экспорт снизился до 425,1 млрд. долларов, что может указывать на нестабильность или изменения в международной торговле. В первом полугодии 2024 экспорт составил 207,8 млрд. долларов, что указывает на продолжение негативной динамики. Импорт также начал с высокого уровня в 2013 году (315 млрд. долларов), но затем постепенно снижался, достигнув минимального значения в 182,3 млрд долларов в 2016 году. В последующие годы импорт увеличивался, но в 2023 году снова снизился до 213,3 млрд долларов, а в первое полугодие 2024 составил 178 млрд. долларов, что говорит о продолжающейся тенденции к сокращению импорта.

В ответ на санкции 2022 года Россия предприняла ряд шагов для минимизации их воздействия. Например, развитие программы импортозамещения. Кроме того, Российская Федерация усилила экономическое сотрудничество с другими странами, что позволило найти новые рынки для экспорта и источники инвестирования. Так, в 2023 году Россия пережила значительные изменения в структуре своих торговых партнеров (рисунок 5) [4].

Рисунок 5 – Товарооборот России с ключевыми торговыми партнёрами

в 2023 году, млрд. долларов

По данным рисунка 5 можно сделать вывод о том, что в 2023 году Россия значительно увеличила свои торговые связи с рядом стран. Товарооборот с Китаем достиг впечатляющих 240,1 миллиарда долларов, что подчеркивает стремительное углубление экономического сотрудничества между двумя государствами. Индия также стала важным партнёром, с объемом торговли в 64,9 миллиарда долларов, что свидетельствует о растущем интересе к российским товарам на индийском рынке. Турция, с которой Россия обменялась товарами на сумму 56,5 миллиарда долларов, укрепила свои позиции как один из ключевых торговых партнёров. В пятёрку ведущих стран, с которыми Россия активно сотрудничала в 2023 году, вошли также Белоруссия и Казахстан, с товарооборотом в 55 и 26 миллиардов долларов соответственно. Эти данные иллюстрируют динамичное развитие внешнеэкономических связей России, ориентированных на новые рынки и стратегических союзников.

Таким образом, за десятилетие интенсивного противостояния санкционным мерам российская экономика значительно адаптировалась к условиям частичной изоляции. Вопреки множеству пессимистичных прогнозов, озвученными аналитиками, Россия не только выстояла, но и нашла новые пути для развития. Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что введённые ограничения оказали значительное негативное влияние на её структуру и динамику.

Список литературы

1. Национальные счета // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 30.11.2024).

2. Инфляция: индекс потребительских цен на товары и услуги в 2019-2023 гг. по регионам // audit-it.ru URL: https://www.audit-it.ru/inform/inflation/inflation_regions.php (дата обращения: 30.11.2024).

3. Экспорт и импорт Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения: 30.11.2024).

4. Топ экспорта и импорта России: подробный обзор 2024 // GTC LOGISTICS URL: https://gtc-logistics.com/blog/top-exports-imports-russia/ (дата обращения: 30.11.2024).

5. Амирова, С.А. Экономические санкции: теоретические и исторические аспекты // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 138–143.

6. Санкции против России 2014 // ВикипедиЯ URL: ru.wikipedia.org›wiki/Санкции_против_России_2014 (дата обращения: 04.12.2024).

7. Алиев, Р.З. Цели и особенности экономических санкций в международном праве // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник научных трудов. – Ижевск: Агентство международных исследований, 2021. – С. 77–80.

8. Какие санкции вводили против России в 2022 году и как отвечала Москва // tass.ru URL: https://tass.ru/info/14538591 (дата обращения: 04.12.2024).

9. Соболь, Т.С. Современное состояние экономики России в условиях санкций и перспективы ее развития / Соболь, Т.С., Шарай, А.И. // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. - 2023. - №1(44). - С. 7-15.

10. Архив курсов доллара ЦБ РФ // MYFIN URL: https://myfin.by/currency/cb-rf-archive/usd (дата обращения: 04.12.2024).

11. Зиновьева, И.С. Влияние антироссийских санкций на экономику России / Балаянц А.А., Зиновьева И.С. // Менеджер года-2023: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2023. – С. 18-22.

Просмотров работы: 59