Изучение понятия «психологическое благополучие» ведется в различных научных областях, таких как социология, экономика, психология. Этот феномен наиболее объемно понимается в рамках поликультурного и междисциплинарного подхода, что позволяет учитывать разнообразие контекстов и точек зрения. Данное направление активно развивается в рамках психологии образования [1,с.1].
Одним из условий психологического благополучия в образовательной среде является самоуверенность в себе. Как предписывает Л.Ю. Наговец, уверенность в себе создает основу для успешной социализации, обеспечивает высокий уровень социальной компетентности и в финальном итоге оказывает влияние на степень удовлетворенности жизнью [7,с. 28].
Также необходимо развивать личностный компонент уверенности в себе; развивать способность верить в себя, в свои силы и возможность достигать поставленных целей; развивать эмоциональный компонент уверенности в себе (уметь преодолевать свои страхи и негативное эмоциональное состояние); развивать поведенческий компонент уверенности в себе (формировать и развивать коммуникативные умения и навыки уверенного поведения)[2, с.11].
Развитие личностного компонента уверенности в себе включает в себя: -Развитие навыков эффективного самопознания, позволяющих осознать свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны характера; -Повышение уровня самооценки и самоуважения; -формирование позитивных установок по отношению к себе и к окружающим [3].
Для развития способности верить в себя можно следовать таким рекомендациям: -Осознать свои сильные и слабые стороны; -поставить реалистичные цели; -развивать позитивное мышление; -развивать навыки и знания. Это поможет чувствовать себя более уверенным в своих возможностях. Например, можно посещать курсы, читать книги, смотреть обучающие видеоуроки; -укрепить социальную поддержку. Окружение, которое верит в человека и поддерживает, помогает чувствовать себя уверенно и мотивированно.; -практиковать самозаботу и саморазвитие. Например, сбалансированное питание, медитации и хобби помогают снять напряжение и получить удовольствие, что положительно влияет на самооценку.; -принять ответственность за свою жизнь. Это означает, что человек признаёт свои неудачи и удачу и работает над их улучшением [4].
Развитие поведенческого компонента уверенности в себя включает: -обучение умению позиционировать себя как уверенного человека. В понятие уверенного поведения входят такие характеристики, как ненавязчивые разговоры с окружающими, установление контакта, умение обратиться с просьбой или умение сказать «нет»; - формирование и развитие практических навыков уверенного человека[5].
Некоторые способы, которыми преподаватели могут способствовать психологическому благополучию обучающихся: таких как - создание поддерживающей и безопасной образовательной среды. Преподаватель должен быть открытым для диалога и готовым выслушать каждого обучающегося, обсудить его проблемы и заботы.; Поддержка развития самооценки и самопринятия, преподаватель должен поощрять позитивное самовосприятие обучающихся и помогать им развивать здоровую самооценку. Это может быть достигнуто через похвалу за достижения, поддержку при неудачах, помощь в постановке реалистичных целей и развитии личных интересов и способностей обучающихся.; Развитие эмоциональной компетентности, преподаватель может предложить план регуляции эмоций, проводить занятия по социальным навыкам и помогать обучающимся развивать эмоциональное благосостояние.; Содействие мотивации и саморазвитию, преподаватель имеет возможность вдохновить обучающихся, помочь им обнаружить свои таланты и стимулировать их интерес к учёбе и саморазвитию. ; Развитие социальных навыков и сотрудничества. Преподаватель играет важную роль в развитии социальных навыков обучающихся и способности работать в команде. Это включает учение эффективного общения, решение конфликтов, уважение мнений других людей и развитие навыков сотрудничества. ; Психологическая поддержка и консультирование. Важно, чтобы преподаватель был готов предоставить психологическую поддержку и консультирование обучающимся, сталкивающимся с эмоциональными или поведенческими проблемами. Это может включать оказание помощи при стрессе, тревоге, депрессии или других проблемах психического здоровья [6].
В заключении хочется отметить, что для преподавателя важно, создать приятную для учёбы атмосферу, поддерживать обучающегося и давать ему мотивацию на учёбу. Для психологического благополучия обучающегося в образовательной среде является самоуверенность, умение справляться с негативными эмоциями, уметь формировать в себе уверенное поведение
Литература:
Быстрова Н.В, Казначеева С.Н, Уракова Е.А, Госельбах О.И Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №5 (39).
Папура А. А. Формирование уверенности в себе у подростков // Вестник ТГПУ. 2010. №5.
https://www.ppip.idnk.ru/index.php/arhiv?view=article&id=46&catid=11
https://vc.ru/u/3735961-psiholog-yuliya-vladimirovna/1362155-kak-obresti-veru-v-sebya-poshagovoe-rukovodstvo
https://infourok.ru/formirovanie-uverennosti-v-sebe-u-starsheklassnikov-4977760.html
https://www.b17.ru/blog/416853/
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7061/2/07Bachinina.pdf?ysclid=m1jgajxwbr779111503