Прежде чем рассматривать эту тему в контексте спортивной тренировки и реабилитации, читателю важно понять основные концепции, лежащие в основе прогрессий и регрессий, применяемых к упражнениям. Эти основы позволяют не только понять, как они работают, но и эффективно их применять. В этом первом разделе представлен обзор основных концепций, лежащих в основе прогрессий и регрессий упражнений, за которым следует исследование принципов тренировки, лежащих в их основе. Наконец, будет представлена теоретическая модель, предложенная Бланшаром и Глазго (2014), которая описывает и интегрирует прогрессии и регрессии в контексте физических упражнений в реабилитации. Эти идеи формируют основу, на которой читатель может построить свое понимание этой увлекательной области. Для обозначения этого процесса регрессии в упражнениях в этом тексте используется термин «регрессии». До настоящего времени эта концепция мало использовалась в литературе и может пониматься как процесс, в котором сложность упражнения снижается (Бланшар и Глазго, 2014), чтобы позволить человеку адаптироваться к стимулам без перегрузки. Важно отметить, что прогрессии и регрессии не являются независимыми подходами. Для достижения улучшенной физической работоспособности и здоровья, а также для предотвращения травм и перетренированности важно постоянно интегрировать и перекрывать эти две концепции в процессе тренировки, позволяя организму адаптироваться к вызовам, возникающим во время более интенсивных тренировок.
В свете этих теоретических концепций авторы данной рукописи определили прогрессии и регрессии в упражнениях как стратегический подход, направленный на оптимизацию физической работоспособности и здоровья, предотвращение травм и избежание перетренированности посредством непрерывной и плановой адаптации тренировочных стимулов. Этот динамический подход включает в себя систематическое изменение таких переменных, как интенсивность, частота, объем и общая сложность упражнений с целью вызвать положительные адаптации и достичь целей в течение заданного периода времени. Во время прогрессий цель состоит в том, чтобы увеличить общую сложность упражнений, в то время как во время регрессий цель состоит в том, чтобы уменьшить эту сложность, процессы, которые, как упоминалось выше, должны быть интегрированы и наложены друг на друга на протяжении всего процесса тренировки или реабилитации для успешного достижения предлагаемых целей. Принципы тренировок — это набор основных концепций и рекомендаций, которые направляют планирование и выполнение программ фитнеса. Эти принципы играют решающую роль в оптимизации производительности, минимизации риска травм и достижении определенных результатов в фитнесе. Одним из наиболее влиятельных авторов в концептуализации этих принципов является Томас Л. ДеЛорм, чья революционная работа датируется 1945 годом, когда он опубликовал статью под названием «Восстановление мышечной силы с помощью тяжелых упражнений с сопротивлением». В этой статье ДеЛорм представил подход к тренировкам, основанный на использовании прогрессивных упражнений с сопротивлением для восстановления мышечной силы у раненых солдат (ДеЛорм, 1945). Этот новаторский подход заложил основу для того, что позже стало известно, как принцип прогрессивной перегрузки, который зарекомендовал себя как один из фундаментальных столпов физической подготовки.
В дополнение к принципу прогрессивной перегрузки, литература по физиологии упражнений признала и другие традиционные принципы. К ним относятся индивидуальность, специфичность, обратимость, периодизация или также известная как вариация (Kasper, 2019; Kenney et al., 2021) и суперкомпенсация (Budget, 1990). В дополнение к этим устоявшимся принципам, в литературе были исследованы и другие менее традиционные принципы, такие как принцип начальных значений и феномен убывающей отдачи, среди прочих (Bland et al., 2021). Таблица 1 кратко представляет наиболее распространенные принципы тренировок вместе с соответствующими им объяснениями, тем самым предоставляя ценные рекомендации для понимания и эффективного применения этих принципов в фитнес-практике. По мере того, как спортсмену становится более комфортно заниматься этим видом деятельности, терапевт может ввести новый элемент. Например, предложив теннисисту продолжить заниматься тем же видом деятельности, но на этот раз держа в руке теннисную ракетку. Также важно установить корреляцию между различными этапами, упомянутыми выше, и фазами периодизации тренировки. Обе концепции разделяют принцип движения от общего к частному. Другими словами, если эти фазы двигательного обучения интегрировать в периодизацию и планирование тренировки, то можно было бы заметить, что в период общей подготовки начальные этапы каждой модели будут преобладать. Следовательно, в период специальной подготовки можно было бы ожидать промежуточных фаз движения (ассоциативных или продвинутых стадий).
Прогрессии и регрессии играют важную роль в спортивной подготовке и реабилитации. Важно, чтобы физиотерапевты, тренеры и другие специалисты имели полное представление об этих концепциях, чтобы обеспечить внедрение безопасных и эффективных методов в развитие спортсменов.
Список литературы
Бр., Дж. "Какие критерии используются для допуска пациентов к возвращению в спорт после первичной реконструкции ПКС? Обзор" / Дж. Бр. – Спортивная медицина. – 2019. – Т. 53, № 18. – С. 1154-1161. – doi: 10.1136/bjsports-2018-099982. (дата обращения 20.10.2024).
Кано-де-ла-Куэрда, Р., Молеро-Санчес, А., Карратала-Техада, М., Альгуасиль-Диего, И. М., Молина-Руэда, Ф., Мианголарра-Пейдж, Х. К., Торричелли, Д. "Теории и модели управления и обучения двигателям. Клинические применения в области нейрореабилитации" / Р. Кано-де-ла-Куэрда и др. – Неврология. – 2015. – doi: 10.1016/j.nrl.2011.12.010 (дата обращения 20.10.2024).
Кавано, Дж. Т., Пауэрс, М. "Прогресс реабилитации ПКС: где мы сейчас?" / Дж. Т. Кавано, М. Пауэрс. – Текущие обзоры в области костно-мускульной медицины. – 2017. – Т. 10, № 3. – С. 289-296. – doi: 10.1007/s12178-017-9426-3 (дата обращения 20.10.2024).
Чаабан, Ч. Р., Тернер, Дж. А., Падуя, Д. А. "Думайте нестандартно: включение вторичных когнитивных задач в тестирование по возвращению к спорту после реконструкции ПКС" / Ч. Р. Чаабан, Дж. А. Тернер, Д. А. Падуя. – Границы спорта и активного образа жизни. – 2023. – Т. 4. – doi: 10.3389/fspor.2022.1089882 (дата обращения 20.10.2024).