Изучение уровня развития навыков сотрудничества у младших школьников - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Изучение уровня развития навыков сотрудничества у младших школьников

Трусова А.Д. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие навыков сотрудничества у младших школьников – многогранный процесс, включающий формирование умений работать в команде, поддерживать друг друга, эффективно взаимодействовать в группе и учитывать мнение каждого участника. Одним из ключевых аспектов этого процесса является создание условий для совместной деятельности. Такая деятельностьдолжнавыходитьзарамкипростой групповойработыивключатьэлементыраспределениязадач,коллективногопринятия решенийиответственностизаобщийрезультат.Этопозволяетдетямучитьсястроить продуктивное взаимодействие, уважать чужую точку зрения и достигать общих целей.

В исследовании, которое было направлено на изучение навыков сотрудничества и возможностиегоразвития,принялиучастиеучащиесяввозрастеот9до10лет.Входе диагностики по 3 методикам были получены следующие результаты.

  1. Методика «Ковёр» (Овчарова Р.) [2]. Дети были разделены на пять произвольных команд и рассажены за отдельные столы, на которых разместили одинаковыенаборы цветных бумажных фигур(квадратов,треугольников,прямоугольников,овалов,кругов и др.). Командам предлагалось совместно изготовить общий ковер, подчеркивалась важность дружной и слаженной работы. В инструкции указывалось на необходимость одинакового оформления углов и симметричного расположения деталей. Время выполнения было одинаковым для всехкоманд,иуспехзависелотуменияучастников договариваться и распределять задачи.

По завершении работы была организована выставка ковров, на которой дети проводили анализ своей деятельностииобсуждали,чтополучилось,ачтонет,атакже оценивали соответствие результата поставленной задаче. На рисунке 1 показаны результаты диагностики навыков группового взаимодействия по методике«Ковер»(Р. Овчарова).

Рис.1.Результатыдиагностикиразвитиянавыковгрупповоговзаимодействия (методика «Ковер», Р. Овчарова)

Из рисунка 1 мывидим,чтоучащиесяимеютследующиепоказатели:низкийуровень– 22%(4чел.); среднийуровень–67%(12чел.);высокий–11%(2чел.).У2учащихся присутствовал только один из оцениваемых признаков, что соответствует критериям низкого уровня. 12 человек отметили не менее двух признаков, что соответствует критериямсреднегоуровню.4человекасмоглиуказатьвсеоцениваемыепризнаки, что соответствует критериям высокого уровня.

С помощью данной методики у четвероклассников были выявлены определенные трудностивформированиинавыковгрупповоговзаимодействия,аименно:недостаток навыков совместного обсуждения, недостаточная мотивация к командной работе и толерантность к разным мнениям. У некоторых детей не прослеживался устойчивый интерес к совместному достижению результата. Они скорее ориентировались на роль наблюдателя, что снижало общий вклад в работу группы.

Хотя дети понимают, что у каждого могут быть свои взгляды и оценки, они не всегда готовы учитывать их. Это проявлялось в том, что часть учеников стремиласьотстоять свое мнение, не допуская альтернативных предложений, что снижало общий уровень сплоченности в группе. В процессе работы некоторые из них демонстрировали склонность перебивать друг друга или настаивать на своем, это усложняло принятие коллективного решения.

Средний уровень развития навыка сотрудничества объясняется недостаточно развитым опытом в области командного взаимодействия. Вероятно, детям требуется больше тренировки в социальных навыках и совместных действиях, что позволит повысить уровень их успешного участия в групповой работе.

  1. Методика«Дорогакдому»(модифицированныйвариантметодики «Архитектор-строитель»,авторА.Г.Лидерс)[1].

Рис.2.Результатдиагностикисформированностинавыковпопередачеиотображению информации в общении (методика «Дорога к дому»).

Рисунок 2 показывает результаты диагностики сформированности навыков отображения информации и передаче ее в общении по методике «Дорога к дому» (модифицированныйвариантметодики«Архитектор-строитель»,авторЛидерсА.Г.)

На рисунке 2 мы видим, что результаты распределились следующим образом: низким уровнем обладает 30% обучающихся (5 чел.), средний уровень присущ 56% (10 чел.) и высокий уровень 14% (3 чел.) детей.

В ходе применения методики «Дорога к дому» среди учащихся снова был получен средний результат. Это объясняется недостаточно сформированными навыками коллективной работы. У детей есть базовое понимание, как достигать поставленной цели, но им еще не хватает умения согласованно взаимодействовать. Развитие данного навыка позволит детям подходить к таким заданиям более осознанно и эффективно

  1. Методика «Кто прав?» (автор Г.А. Цукерман) [3]. На рисунке 3 распределены результаты диагностики сформированности навыков аргументированного общения (методика «Кто прав», автор Г. Цукерман).

Рис. 3. Результат диагностики сформированности навыков аргументированного общения (методика «Кто прав?»)

Здесь мы видим, как распределились три уровня развития навыков у детей: низкому уровнюсоответствует39%(7чел.),среднему–50%(9чел.),высокому–11%(2чел.).В ходе проведения методики «Совместная сортировка» среди четвероклассников был получен средний результат. Учащиеся не всегда могли договориться, как именно следует сортировать объекты. Также детям было непросто объяснить, почему именно их способ сортировки будет эффективным. Часто они просто настаивали на своем мнении без дополнительных аргументов, что затрудняло принятие решений и приводило к задержкам в работе. Дети в целом справляютсясзадачейсортировки,но испытывают трудности в согласованном обсуждении.

Итак, мы пришли к выводу о том, что испытуемым присущ преимущественно средний уровень развития навыков взаимодействия, что и послужило основанием для планирования развивающей работы в данной группе обучающихся.

Мы выявили ряд проблем, которые необходимо решить в ходе исследования:

  • отсутствие сформированных навыков сотрудничества у младших школьников. У детей только начинают формироваться навыки взаимодействия. Исследование должно помочь понять, какие именно аспекты сотрудничества развиты недостаточно (например, умение распределять задачи, слушать мнение других, предлагать помощь);

  • недостаточная эффективность существующих методик. Не все применяемые в школах методы работы (групповые задания, игры) эффективно развивают навыки сотрудничества. Требуется изучить и адаптировать методики, которые на практике покажут положительные результаты;

  • измерение результатов. Одной из проблем является определение критериев оценки развития навыков сотрудничества.

Эти проблемы подчеркивают необходимость целенаправленной работы по развитию у младших школьников умений взаимодействовать и сотрудничать, создавая условия для их успешной социализации и эффективной командной работы.

Литература:

  1. Лидерс, А.Г. Модификация методики «Архитектор-строитель» / А.Г. Лидерс. – Текст: непосредственный // В книге: Бурменская Г.В. (ред.-сост.). Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы. – М.: УМК «Психология», 2003. – С. 255-256

  2. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психол. фак. университетов. / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

  3. Цукерман, Г.А. Методика "Кто прав?" / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Модифицированный вариант. – М.: Психология, 2015. – 72 с.

Просмотров работы: 51