Московская окружная железная дорога (МОЖД) – это не только важный транспортный узел, соединяющий различные районы столицы и Подмосковья, но и объект, который стал символом исторического развития железнодорожного транспорта в России в начале XX века.
Строительство МОЖД началось 3 августа 1903 года и завершилось в 1908 году, что стало важным этапом в истории города. Эта дорога была задумана как решение проблемы «товарных пробок», которые накапливались в центре Москвы из-за интенсивного грузового движения. Курировал строительство московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, который понимал, что развитие транспортной инфраструктуры имеет ключевое значение для дальнейшего роста города. Для реализации этого амбициозного проекта были привлечены лучшие инженеры и архитекторы того времени. В частности, известные мостостроители Лавр Проскуряков и Николай Белелюбский спроектировали такие значимые сооружения, как Андреевский и Дорогомиловский мосты. Эти мосты не только обеспечили надежное соединение различных частей города, но и стали архитектурными достопримечательностями. Особое внимание было уделено эстетике и функциональности станционных зданий.
Выдающийся архитектор Александр Померанцев, который также известен своими проектами на Красной площади, работал над обликом зданий, создавая гармоничный ансамбль, который вписывался в городской ландшафт. Это было важно не только с точки зрения практичности, но и для формирования имиджа Москвы как современного европейского города.
Длина МОЖД составила 54,4 километра, и она имела выходы ко всем девяти направлениям, которые примыкали к Москве. Это обеспечивало удобство грузоперевозок и пассажирского сообщения. На окружной дороге было построено 14 станций и 2 остановочных пункта (полустанка), что позволяло эффективно обслуживать как грузовые, так и пассажирские потоки. Все объекты МОЖД создавались как часть единого городского ансамбля, что подчеркивало важность этой транспортной артерии для столицы. Для строительства использовались высококачественные материалы. Например, черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре», что говорит о высоких стандартах, которые были установлены для этого проекта.
К тому времени, когда МОЖД была завершена, она включала в себя не только станционные здания, но и множество других объектов инфраструктуры, необходимых для полноценной работы железной дороги. Всего на Московской окружной железной дороге было построено 4 телеграфных поста, 72 моста, 30 путепроводов и 185 водопропускных сооружений. Эти сооружения обеспечивали надежное функционирование дороги в различных климатических условиях и способствовали предотвращению затоплений, что было особенно актуально в условиях московского климата с его обильными осадками. Кроме того, на окружной дороге было построено 17 пассажирских зданий, 11 путевых казарм и 21 полуказарма для рабочих службы пути. Эти объекты обеспечивали комфортные условия для работы и отдыха сотрудников, что было крайне важно для поддержания эффективной работы всей транспортной системы. Также было возведено 87 сторожевых домов для путевых обходчиков и 30 жилых домов, оборудованных водопроводом и канализацией, что значительно улучшило условия жизни работников.
Важным аспектом функционирования МОЖД было обеспечение безопасности и комфорта пассажиров. Для этого были предусмотрены дома для дежурных паровозных и кондукторских бригад, что позволяло поддерживать высокий уровень обслуживания на всех участках дороги. Это свидетельствует о том, что проектировщики и строители уделяли внимание не только техническим аспектам, но и социальным, создавая условия для комфортной работы и жизни людей, связанных с железнодорожным транспортом. Таким образом, Московская окружная железная дорога стала не только важной транспортной артерией, но и значимым культурным и историческим объектом. Она символизирует эпоху, когда Россия активно развивала свою железнодорожную инфраструктуру, стремясь соответствовать мировым стандартам. МОЖД оказала огромное влияние на экономическое развитие региона и способствовала интеграции Москвы в общероссийскую и международную транспортную сеть.
Всего на Московском центральном кольце 31 транспортно-пересадочный узел, с каждого можно пересесть на наземный общественный транспорт. С обеих сторон железной дороги организованы удобные подъездные пути, разворотные площадки для автобусов, установлены новые остановки.\
До 2025 года запланировано развитие прилегающих территорий к ТПУ МЦК. Заброшенные ранее промышленные зоны получат новый виток развития, где будут построены деловые и торговые центры,
апарт-отели, жилые дома. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры, доступность многих районов значительно улучшится.
С течением времени Московская окружная железная дорога продолжает оставаться актуальной и важной частью транспортной системы столицы. Она не только обеспечивает связь между различными районами города и Подмосковья, но и служит важным элементом для грузовых и пассажирских перевозок. В последние десятилетия на МОЖД проводятся модернизации и обновления, что позволяет поддерживать высокие стандарты безопасности и комфорта для пользователей. Запуск проекта позволит разгрузить движение мегаполиса, связав все системы в единое целое. Реализация проекта реконструкции и развития Малого кольца Московской железной дороги позволит значительно снизить транспортную напряженность в Москве и перейти на качественно новый уровень в обслуживании пассажиров внутригородским рельсовым транспортом. Сегодня Московское центральное кольцо — один из ключевых элементов нового транспортного каркаса города.
Список литературы
1) https://mosmetro.ru/mcc/history/
2) https://mck.moslenta.ru/
3) http://www.rzd-expo.ru/history/MoskovskayaOkruzhnayaZD/