РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСТРЕССА У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСТРЕССА У СТУДЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. В наше время студенты сталкиваются с повышенными требованиями к академической производительности, социальным давлением и стрессом, что может сказаться на их психическом и физическом здоровье. Дистресс является распространенной проблемой среди студентов, и необходимость в поиске эффективных методов его профилактики и смягчения становится все более важной. В этом контексте, исследование роли физической активности как средства профилактики дистресса у студентов представляет собой актуальное направление.

Цель исследования теоретически изучить проблему дистресса у студентов; обосновать роль физической активности в профилактике дистресса.

Организация и методы исследования: статья имеет обзорный характер. Были отобраны современные исследования и подвергнуты критическому анализу, а также подведены итоги на основе имеющихся данных для формирования обобщенного представления о роли физической активности в профилактике дистресса у студентов.

Основными задачами исследования является:

  • Изучить на основе теоретического анализа педагогической, психологической литературы суть, причины возникновения и меры по профилактики дистресса;

  • Обосновать роль физической культуры в профилактике дистресса.

Введение. В современном образовательном контексте, студенческая жизнь часто связана с повышенной академической нагрузкой, социальным давлением и дистрессом. По данным на 1 июля 2022 года среди учащихся российских ВУЗов около трети студентов — 34,4% — отмечают, что сталкиваются с психологическими проблемами (разной направленности). Лидирующие позиции по выделяемым проблемам представляют: депрессия, стресс и тревожность. В связи с этим, вопрос о том, как управлять и смягчать дистресс, становится все более актуальным и важным в контексте высшего образования.

Однако, в поиске эффективных методов управления стрессом и профилактики дистресса, студенты и образовательные учреждения могут упустить один из ключевых ресурсов для улучшения психологического здоровья - физическую активность. Физическая активность не только способствует укреплению физического здоровья, но также оказывает значительное воздействие на психическое благополучие и уровень стресса.

Цель данной обзорной статьи состоит в анализе существующих научных исследований, рассматривающих роль физической активности в профилактике дистресса у студентов. На основе синтеза результатов предшествующих исследований, мы стремимся предоставить обобщенное представление о том, как физическая активность может быть важным инструментом для улучшения психологического состояния студентов и создания стратегий для эффективной профилактики дистресса.

Важно подчеркнуть, что наша статья базируется на обзоре существующей литературы и анализе результатов исследований, проведенных другими учеными, и является попыткой систематизировать и обобщить доступную информацию с целью предоставить читателям обширное представление о данной теме.

Основная часть.

Физическая активность и уровень стресса представляют собой два существенных аспекта, оказывающих значительное воздействие на общее состояние здоровья и благополучия студентов в университете. Физическая активность охватывает широкий спектр двигательных действий, потребляющих энергию, такие как физические упражнения, участие в спорте или активное времяпрепровождение. Научные исследования указывают, что воздействие физической активности на уровень стресса может варьировать в зависимости от различных параметров, включая характер, регулярность и интенсивность физических упражнений.

В своей работе «Стресс без дистресса» Г. Селье определил стресс – как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [5]. Стресс имеет биологическую природу и необходим человеку, чтобы вернуть организму дееспособность изменившихся условиях за счёт мобилизации внутренних ресурсов. Таким образом, стресс – не является положительным или негативным явлением для организма. Более значимая классификация основывается на объекте воздействия или иначе – стрессоре – который может быть и физиологическим (связанный с реальным раздражителем), и психологическим (оценка человеком предстоящей ситуации на основании имеющихся знаний и опыта).

Г. Селье ввёл также понятие «дистресс» и «эустресс». Чтобы дать описание этим понятиям нужно обратиться к трём стадиям стресса (Рис. 1.).

Рис. 1. Трехфазная природа стресса. По горизонтали – сила или длительность воздействия на организм. По вертикали – сила реакции организма.

На первой стадии стресса – реакция тревоги и мобилизация всех ресурсов организма. Далее наступает вторая стадия – сопротивления. На этой стадии организму удается, израсходовав полученные на прошлой стадии ресурсы, справиться с вредными воздействиями. На данной стадии можно ещё применить стрессоустойчивые технологии и справиться со стрессом, но, если этого не произойдет, ресурсы организма в конечном итоге закончатся и наступит последняя стадия – стадия полного истощения (которую и называют «дистресс»). Эустресс – (или как ещё его называют «положительный» стресс) как правило, вызывается положительными эмоциями. Также его связывают с не интенсивным стрессом, который мобилизует имеющиеся ресурсы организма для поддержания внутреннего состояния и борьбы с внешними воздействиями.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что бороться со стрессом не нужно, самым разрушительным для нас представляется именно дистресс – который истощает организм. Профилактика дистресса как правило носит упреждающий характер, а именно информирование и обучение студентов стрессоустойчивым технологиям.

Профилактика дистресса представляет собой ключевой аспект в обеспечении психологического благополучия студентов. Согласно результатам современных исследований, эффективная профилактика дистресса обычно ориентирована на предупреждение и уменьшение негативных последствий стресса в учебной и повседневной жизни студентов. Эта профилактика включает в себя несколько ключевых компонентов, которые могут быть адаптированы в зависимости от конкретных потребностей студентов: информирование и обучение; консультирование и социальная поддержка окружения; физическая активность и спорт.

Современные исследования подчеркивают, что эффективная профилактика дистресса включает в себя комплексный подход, сочетающий информацию, обучение, социальную поддержку и консультирование, физическая активность, адаптированная к индивидуальным потребностям и контексту учебной среды студентов.

Активности физической подвижности рассматривались во множестве исследований в последние два десятилетия, и результаты указывают на положительную корреляцию между уровнем физической активности и снижением стресса у студентов. Эти работы подчеркивают, что регулярные занятия спортом способствуют уменьшению как физиологических, так и психологических проявлений стресса [1].

В работе Питкина В. А. «Профилактика стресса у первокурсников через физическую активность» представлены данные и анализ влияния физических нагрузок на уровень стресса. Исследование подтвердило гипотезу о необходимости профилактики стресса для предотвращения его перерастания в дистресс, а также выделило значимость стимулирования физической активности среди студентов первого курса. В работе предложены методы поощрения регулярных физических упражнений через информационную поддержку и демонстрацию преимуществ активного образа жизни перед сидячим [4].

Также существуют исследования, указывающие на обратную связь между уровнем физической активности и стресса. Например, в работе Н. Н. Климас «Влияние ограничений из-за COVID-19 на физическую активность и психическое здоровье студентов ВУЗов» представлены количественные данные, подтверждающие эту связь. Результаты исследования ясно демонстрируют отрицательное влияние ограничительных мер на уровень физической активности и уровень стресса у студентов. Изучено, что повышенный уровень ежедневной активности (>200 мин./день, включая умеренную - ≥75 мин./день и легкую - ≥100 мин./день) способствует снижению уровня депрессии, тревоги и стресса у студентов в период пандемии [2].

В процессе исследования О. А. Лопатиной «Физическая активность студентов и их психическое здоровье: аспекты и взаимосвязи» было отмечено, что 89% активных физически студентов отметили улучшение своего эмоционального состояния после включения регулярных тренировок в режим своей жизни. Это проявляется в улучшении настроения, снижении уровня стресса, значительном улучшении качества сна и повышенном уровне бодрости у опрошенных [3].

При уточнении видов физической активности, применяемых студентами для смягчения стресса, наиболее часто упоминаемые включают: быструю ходьбу – 36%, различные виды йоги – 15%, и дыхательные упражнения – 11% [7]. Многие опрошенные, занимающиеся конкретными видами физических упражнений и спорта как средством преодоления стресса, отмечают положительную динамику в снижении уровня стресса и тревожности, которые обычно сопровождают высокий уровень нервного напряжения [3].

Существует обширное количество научных исследований, подтверждающих благотворное влияние физической активности на уровень стресса. Одно из утверждений основано на том, что физическая активность способствует снижению концентрации кортизола, основного гормона, связанного со стрессом [6]. Уровень кортизола часто повышается в периоды стресса и может негативно влиять на физическое и психическое состояние. Однако исследования показывают, что физическая активность способствует снижению уровня кортизола, помогая смягчить отрицательные последствия стресса [6].

Кроме того, другие научные исследования утверждают, что физическая активность способствует улучшению настроения и общего самочувствия благодаря высвобождению эндорфинов – естественных соединений, которые поднимают настроение [7]. Эндорфины, выделяющиеся во время физических нагрузок, являются нейромедиаторами, ассоциирующимися с чувством радости и эйфории. Улучшение настроения и общего самочувствия через физическую активность способствует снижению уровня стресса и поддержанию общего благополучия и здоровья [7].

Тем не менее, стоит отметить, что физическая активность иногда может вызывать увеличение уровня стресса, особенно при значительной интенсивности [9]. Интенсивные физические нагрузки могут привести к повышению уровня кортизола и вызвать ощущение стресса и тревоги. Кроме того, чрезмерная физическая активность может привести к переутомлению и перетренированности, что также может усилить ощущение стресса [7].

Связь между физической активностью и уровнем стресса у студентов зависит от различных факторов, влияющих на то, как эта активность воздействует на уровень стресса. Такие факторы включают вид, регулярность и интенсивность упражнений, а также индивидуальные особенности, такие как мотивация, взгляды и предпочтения. Понимание этих факторов критически важно для понимания сложной связи между физической активностью и уровнем стресса у студентов.

Тип физической активности играет значительную роль во влиянии на уровень стресса у студентов. Исследования показывают, что аэробные упражнения, такие как бег или езда на велосипеде, эффективны в снижении уровня стресса, в то время как тренировки с поднятием весов могут вызывать повышение стресса у некоторых людей [7]. Следовательно, умеренная интенсивность аэробных упражнений способствует снижению кортизола, связанного со стрессом, в то время как тренировки с сопротивлением могут повышать уровень кортизола, особенно при высокой интенсивности.

Частота и интенсивность физической активности также играют важную роль в ее влиянии на уровень стресса у студентов. Исследования показывают, что умеренная физическая активность, такая как ежедневные прогулки или активный образ жизни, способствует снижению уровня стресса [9]. Однако интенсивные физические нагрузки могут увеличивать уровень стресса и способствовать чувству тревоги и переутомления [8].

Индивидуальные факторы, вроде мотивации, убеждений и предпочтений, также влияют на связь между физической активностью и уровнем стресса у студентов. Люди, которые мотивированы на занятия физической активностью, чаще ощущают позитивное влияние на уровень стресса [6]. То же самое касается тех, кто положительно относится к физической активности и видит в ней способ справиться со стрессом – они чаще всего испытывают положительные эффекты на уровень стресса и общее самочувствие [7].

Заключение. Выводы из исследований о взаимосвязи между физической активностью и уровнем стресса подчеркивают сложность этой взаимосвязи и многообразие результатов. Эти исследования играют ключевую роль в формировании стратегий для улучшения здоровья и благополучия студентов университетов. Понимание факторов, влияющих на взаимосвязь между физической активностью и уровнем стресса, помогает разрабатывать индивидуальные подходы, способствующие увеличению физической активности и снижению уровня стресса, а также предотвращению дистресса среди студентов университетов.

Список литературы

  1. Борисова, Е.А. Влияние физической активности на психическое здоровье студентов / Е.А. Борисова // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №3. – С. 55-60.

  2. Климас, Ю. В. Влияние ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, на физическую активность и психическое здоровье студентов вузов / Н. Н. Климас, Ю. В. Качаева, О. П. Матонина [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 2(216). – С. 209-213. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p209-214. – EDN SFTOMA.

  3. Лопатина, О. А. Двигательная активность студентов и ментальное здоровье: грани соотношения / О. Лопатина // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2022. – № 1(25). – С. 32-37. – DOI 10.14258/zosh(2022)1.04. – EDN XJMZCA.

  4. Питкин, В. А. Физические нагрузки как профилактика стресса у студентов-первокурсников / В. А. Питкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 7(221). – С. 255-259. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.07.p255-259. – EDN JVWJNJ.

  5. Селье, Г. Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. - Москва : Прогресс, 1982. - 124 с. : ил.; 20 см. - (Общественные науки за рубежом).

  6. Анналы поведенческой медицины. (2013). Взаимосвязь между мотивацией к физической активности и управлением стрессом. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3611456/ (последнее посещение 12.02.23)

  7. Журнал «Психология здоровья». (2011). Физическая активность и управление стрессом: установки и предпочтения. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3175066/ (последнее посещение 12.02.23).

  8. Журнал спортивной медицины и физического фитнеса. (2017). Влияние физической активности на стресс и выгорание у студентов университета. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5698720/ (последнее обращение 12.02.23).].

  9. Журнал «Физическая активность и здоровье». (2012). Физическая активность и управление стрессом. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3504970/ (последнее посещение 12.02.23).

Просмотров работы: 35