Проблемы и перспективы формирования электронной образовательной среды современного классного руководителя - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Проблемы и перспективы формирования электронной образовательной среды современного классного руководителя

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время происходит стремительное развитие цифровых технологий и их интеграция в образовательный процесс. В современном мире, когда доступ к информации стал почти неограниченным, образовательные учреждения сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям. Электронные технологии предоставляют классным руководителям уникальные возможности для повышения эффективности учебного процесса, организации взаимодействия с учениками и их родителями, а также для индивидуализации образовательного подхода.

Классный руководитель играет ключевую роль в жизни учащихся, выступая не только в качестве педагога, но и как наставник и организатор. Внедрение цифровых технологий позволяет ему более эффективно управлять классом, отслеживать успехи и потребности каждого ученика, а также оперативно реагировать на возникающие вопросы и проблемы. Кроме того, использование интернет-ресурсов и цифровых платформ способствует развитию навыков самостоятельного обучения и критического мышления у школьников, что является важным аспектом их подготовки к жизни в условиях современного общества.

Тема использования информационных технологий в работе классного руководителя активно изучается и обсуждается в последние годы, особенно в контексте цифровизации образования и перехода на удаленное обучение. Исследования охватывают различные аспекты.

Важно отметить, что асинхронные и синхронные форматы взаимодействия через электронные платформы расширяют возможности для сотрудничества как между учениками, так и между педагогами. Это создает благоприятную атмосферу для обмена опытом, обсуждения актуальных тем и реализации совместных проектов. Учитывая вышесказанное, исследование процесса формирования электронной образовательной среды классного руководителя представляется крайне актуальным и важным на современном этапе развития образовательной системы.

Цели исследования процесса формирования электронной образовательной среды классного руководителя заключаются в анализе и оценке влияния цифровых технологий на образовательный процесс, а также в разработке рекомендаций по их эффективному использованию в практике классного руководства. Исследование направлено на изучение возможностей электронной образовательной среды для повышения качества образовательного процесса, формирования у учеников необходимых компетенций и развития их самостоятельности.

Задачи исследования включают в себя выявление основных компонентов электронной образовательной среды, анализ возможностей ее применения в работе классного руководителя, исследование опыта использования цифровых инструментов в образовательной деятельности, а также оценку воздействий данных технологий на социальное взаимодействие в классе и на развитие учеников. Особое внимание будет уделено выявлению проблем и трудностей, с которыми сталкиваются классные руководители при внедрении электронных ресурсов в свою работу, а также определению перспективных направлений для улучшения и оптимизации образовательного процесса в цифровом формате.

Проблема использования электронной образовательной среды классного руководителя является актуальной темой в научных работах и ей посвящены ряд исследований. В них обозначены различные частные аспекты данной проблемы применительно к организации образовательного процесса в условиях информатизации общества и образования.

В исследовании Толкачевой А. А. на тему «Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей» [6] определена сущность, структура и специфика информационно-коммуникационной компетентности классного руководителя. Так же выявлены психолого-педагогические условия (вариативный характер подготовки классных руководителей, стимулирование их положительной мотивации, эмоционально-ценностного восприятия ИКТ, учет субъективного опыта слушателей и др.).

В исследовании Колотовой Д.А., Гераськина А.А. «Цифровые платформы для мониторинга успеваемости и обратной связи с учащимися: преимущества и практическое применение» [3] представлен список различных сервисов для решения разных задач как классного руководителя, так и для учителя-предметника. А в исследовании тех же авторов на тему «Использование инновационных технологий в деятельности классного руководителя» [4]. описаны проблемы современного мира и примеры интегрирования различных методов и сервисов в работу классного руководителя

В исследовании Лобанова А.А. на тему «Оценка эффективности работы классного руководителя цифровыми инструментами» рассматриваются основные подходы к построению единой оценки эффективности работы классного руководителя на основе применения информационных технологий при осуществлении функциональных обязанностей классным руководителем. Приводится подробный пошаговый алгоритм внедрения цифровых технологий в работу классного руководителя и в целом всей системы воспитания школы. Созданный и внедрённый цифровой подход к оценке эффективности работы отдельно каждого классного руководителя и школы в целом основывается на методических рекомендациях Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях». [5]

В ходе рассматриваемого исследования поднимаются важные аспекты, которые в значительной степени способствуют расширению понимания значимости внедрения информационных технологий. Однако стоит отметить, что исследование не охватывает ключевую тему, которая могла бы принести более глубокие и значимые выводы. Несмотря на наличие ценной информации и анализа, его фокус смещен на второстепенные детали, оставляя без должного внимания наболевшие вопросы, требующие более тщательного изучения, например, использование информационных технологий и внедрение электронной образовательной среды не только для сокращения затраты времени на различные отчёты классного руководителя, но и для качественного взаимодействия с учащимися и их родителями. Так же внедрение электронной среды и подключения в нее различных сервисов может нести большой вклад в социальную адаптацию, формирование ценностей и норм, академическую поддержку, профориентацию, физическое воспитание, творческое развитие, психологическую поддержку, волонтерство и социальную деятельность учащихся и др.

В исследовании Боковой И.Л. «Использование информационных технологий в работе классного руководителя» напротив говорится о том, что использование классным руководителем современных педагогических технологий является одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса, создающих условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании. Их главной отличительной чертой является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, восприятие ребенка как данности. [1]

В ходе рассматриваемого исследования автор приходит к выводу, что реализация личностно-ориентированной технологии позволяет формировать доброту, милосердие, желание бескорыстно сделать добро людям. Она способствует реализации многообразных активных творческих форм, делающих процесс воспитания младших школьников эффективным, увлекательным и интересным. В данном исследовании не хватает акцента на внедрение информационных технологий, что могло бы значительно улучшить эффективность процесса и повысить качество результатов. Недостаток современных IT-решений может ограничивать доступ к актуальным данным и замедлять анализ информации, что, в свою очередь, снижает скорость принятия решений. Кроме того, отсутствие автоматизации и цифровых инструментов может привести к увеличению вероятности ошибок при обработке данных. Внедрение информационных технологий также могло бы способствовать более прозрачному обмену информацией между участниками исследования, улучшая коммуникацию и сотрудничество. Наконец, использование IT-технологий могло бы открыть новые возможности для анализа и визуализации данных, что сделало бы выводы исследования более понятными и доступными для широкой аудитории.

Проведенный анализ исследований, посвященных проблеме использования информационных технологий в работе классного руководителя позволил выявить ряд противоречий между:

− потребностями учеников и учителей в организации комфортного взаимодействия и сотрудничества в соответствии с современным уровнем информатизации общества и сохраняющимся традиционным подходом к организации взаимодействия субъектов образования в школе;

− потребностью обновить формы взаимодействия участников образовательного процесса в школе на основе интернет-технологии и отсутствием единого технического ращения данного вопроса и ограниченностью локальных научно-методических рекомендаций по организации сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса в школе;

− необходимостью осуществления мониторинга учебной деятельности учащихся в условиях рейтинговой системы обучения и недостаточной изученностью механизма организации данного процесса средствами интернет-технологий.

Выявленные противоречия обусловили постановку проблемы исследования, которая заключается в необходимости проектирования электронной образовательной среды классного руководителя, а именно построения и реализации модели взаимодействия субъектов образовательного процесса в сети Интернет, способствующей индивидуализации взаимодействия с учащимися, упрощению коммуникации, формированию навыков цифровой грамотности и являющуюся средством повышения результативности учебного процесса. Таким образом, формирование электронной образовательной среды классного является актуальной проблемой и требует дальнейшего исследования.

Литература.

  1. Бокова И. Л. Использование информационных технологий в работе классного руководителя / И. Л. Бокова // Гносеологические основы образования : материалы V Международной конференции, посвящённой памяти профессора С.П. Баранова, Липецк, 16–17 октября 2020 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. – С. 332-337. – EDN BNDUVJ.

  2. Кисель Н. В. Информационная компетентность учителя как условие эффективного управления образовательным процессом. – 2002.

  3. Колотова Д. А., Гераськин А. А. Цифровые платформы для мониторинга успеваемости и обратной связи с учащимися: преимущества и практическое применение //Вестник науки. – 2024. – Т. 1. – №. 2 (71). – С. 240-245.

  4. Колотова Д. А., Гераськин А. А. Использование инновационных технологий в деятельности классного руководителя //Вестник науки. – 2023. – Т. 3. – №. 12 (69). – С. 635-640.

  5. Лобанов, А. А.Оценка эффективности работы классного руководителя цифровыми инструментами / А. А. Лобанов // Образовательное пространство в информационную эпоху : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Москва, 07–08 июня 2022 года / Под редакцией С.В. Ивановой, И.М. Елкиной. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022. – С. 461-469. – EDN VUZJDQ.

  6. Толкачева А. А. Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2009. – №. 6. – С. 176-184

Просмотров работы: 13