Информационные технологии играют важную роль в подготовке к ОГЭ по математике, обеспечивая доступ к разнообразным ресурсам и инструментам, которые могут значительно облегчить процесс обучения. Рассмотрим
С какими проблемами сталкиваются учителя при подготовке ОГЭ по математике? Ответ на данный вопрос мы нашли в статье Балбиной Т. А. «Проблемы подготовки к основному государственному экзамену по математике» [2]. В статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке учащихся 9 класса к основному государственному экзамену (ОГЭ). Автор акцентирует внимание на следующих основных проблемах, с которыми сталкиваются молодые педагоги при подготовке к ОГЭ по математике:
Работа в классах, где низкий уровень учебной мотивации. «Главная цель – получение аттестата»;
Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем;
Молодые педагоги не знают какие методы использовать, чтоб заинтересовать девятиклассников.
Стоит отметить, что усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях. В этом может помочь использование современных информационных технологий.
Обратимся к статье Ариткуловой А.И. и Солощенко М.Ю. «Использование интернет-ресурсов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике» [1]. В статье приводятся примеры Интернет-ресурсов, которые использовались при подготовке учащихся к основному государственному экзамену. Автор делает вывод, что эффективность сдачи ОГЭ в значительной части определяется тем, в какой мере был организован процесс подготовки. Квалифицированная организация этого процесса преподавателем, несомненно, поможет выработать у обучающихся независимость, ответственность и стремление к обучению. В настоящее время ведущим направлением в развитии сферы образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.
Ряд авторов сосредоточили свое внимание на исследовании возможностей дистанционного обучения при подготовке школьников к основному экзамену. Так, в статье «Создание модели методической системы дистанционного курса эффективной подготовки к ОГЭ по математике учащихся основной школы» В.Д. Зайкова предлагает рассмотреть методическую модель и компоненты дистанционного курса подготовки к ОГЭ по математике учащихся основной школы. Для наиболее эффективного проведения курса систематизации знаний школьников в период подготовки к ОГЭ по математике учителю необходимо управлять учебной деятельностью учащихся 9-х классов, консультировать их на всех этапах обучения, начиная с предоставления информации о процессе подготовки к экзамену и заканчивая проведением контрольных мероприятий по оценке знаний на момент окончания дистанционного курса. Правильная организация совместной коммуникативной деятельности и интерактивного общения учеников курса подготовки к выпускному экзамену помогает преодолеть психологический барьер и страх перед экзаменом. [3]
Более расширенное внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс рассматривают авторы Ю. Б. Симакова и М. А. Симаков. В своём исследовании «Применение дистанционных образовательных технологий на уроках математики» [5] они описывают эффективную методику обучения математике с применением дистанционных образовательных технологий, которая состоит из трех компонентов: учебного, развивающего и воспитательного. Авторы описывают данную методику следующим образом: «компоненты методики взаимосвязаны в общей структуре взаимодействия участников учебного процесса. Учебная деятельность осуществляется на учебных, внеурочных и внеаудиторных занятиях. Учебные занятия предполагают форматы: очный, онлайн или смешанный. Внеурочная деятельность состоит из подготовки к ГИА, олимпиадам, викторинам, КВН. К внеаудиторным относятся занятия со одаренными, слабоуспевающими обучающимися, детьми с ОВЗ и «скорая педагогическая помощь» в формате онлайн-форума участников учебного процесса. Развивающий компонент состоит из следующих структурных составляющих: курсы, вебинары; олимпиады, конкурсы; самообразование; тематический лагерь. Условием реализации этого компонента выступает учебная активность обучающихся. Воспитательный компонент включает в себя цифровую культуру, цифровой этикет и цифровую безопасность, с одной стороны, а также развитие духовно-нравственных ценностей, с другой стороны».
Данная методика обучения с применением дистанционных технологий была проверена авторами временем и качеством. Гипотеза, которую выводили авторы, о повышении эффективности обучения математике с применением дистанционных технологий подтвердилась проведённым исследованием.
Следующим шагом можно считать вопрос о формировании целостного информационного образовательного пространства и о том, какие элементы в нем должны присутствовать. В статье «Об опыте функционирования информационного образовательного пространства для обучения математике» Попов К.А. представляет опыт разработки и функционирования учебных курсов для школьников по математике, размещенных на платформе «Мирознай» Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Работа с математикой в онлайн-режиме открывает возможность для перехода от статичного размещения информации в виде онлайн-учебников и статичных курсов к активному общению в Сети и формированию онлайн-сообществ с опорой на учебные курсы математического или естественно-научного содержания. [4]
Таким образом, анализ публикаций показывает, актуальность проблемы подготовки школьников к основному государственному экзамену по математике, в том числе с использованием информационных технологий. Существующие исследования сосредотачиваются на разных вариантах решения этих проблем – от использования готовых интернет-ресурсов до создания системы дистанционного обучения и даже целого информационного образовательного пространства для обучения математике. На наш взгляд эффективная подготовка школьников к ОГЭ по математике на современном этапе не может существовать без информационной поддержки данного процесса. Однако элементы такой поддержки должны, в том числе, позволять учителю оптимизировать свою профессиональную деятельность, соответствовать уровню цифровой грамотности современного учителя и не перегружать его дополнительной нагрузкой. Проектирование такой информационной поддержки – интересная и важная задача для научного исследования.
Список литературы:
Ариткулова А. И., Солощенко М. Ю. Использование интернет-ресурсов при подготовке учащихся к ОГЭ по математике //Форум молодых ученых. – 2018. – №. 5-1. – С. 274-276.
Балбина Т. А. Проблемы подготовки к основному государственному экзамену по математике // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'18. – 2018. – С. 195-196.
Зайкова В. Д. Создание модели методической системы дистанционного курса эффективной подготовки к огэ по математике учащихся основной школы //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 4 (89). – С. 138-139.
Попов К. А. Об опыте функционирования информационного образовательного пространства для обучения математике //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2023. – №. 2 (175). – С. 43-49.
Симакова Ю. Б., Симаков М. А. Применение дистанционных образовательных технологий на уроках математики //Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – №. 2 (42). – С. 140-147.