Диагностика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Диагностика эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников обусловлено тем, что с каждым годом все больше детей становятся неприспособленными в эмоциональной сфере. Современные дети часто неспособны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут адекватно выражать свои чувства, а если и выражают, то часто в неуместной форме. Это приводит к проблемам в общении со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Истоки зарождения ощущения эмоционального благополучия можно рассматривать в контексте разработанного Л.С. Выготским положения о социальной ситуации развития, основу которой и составляют переживания ребенком среды своего обитания и себя в этой среде [2].

Современные исследования, проводимые медиками, психологами и педагогами подчеркивают важность не только теоретического, но и практического решения этой проблемы, поскольку эмоциональное благополучие имеет огромное значение для здоровья и развития личности ребенка.

Под «эмоциональным благополучием» ученые Л.А. Абрамян, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, И.М. Слободчиков, Г.А. Урунтаева и др. понимают чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [1; 3].

Опираясь на позиции авторов Н.С. Ежковой, К.Э. Изард, Е.И. Изотовой, А.Н. Леонтьева и др. отметим, что «эмоциональное благополучие» – это многомерный феномен, который определяет становление ключевых новообразований эмоциональной сферы ребенка, является показателем успешности эмоциональной регуляции, его важных жизненных функций, фактором формирования сложной системы эмоционального мироощущения ребенка.

Поэтому одной из основных целей Концепции дошкольного воспитания и приоритетной задачей ФГОС ДО является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении. Для того, чтобы обеспечить реализацию такой цели и решить поставленные задачи, прежде всего необходимо изучить эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста в практике дошкольной образовательной организации.

Приведем примеры диагностических методик, которые помогут определить эмоциональное состояние дошкольника.

  1. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека». Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы: набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть); набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки); набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках - белое пятно; набор изображений лиц (веселых и грустных).

Выполнение задания:

I. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

II. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский суд, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Далее задаются вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще - грустное или веселое.

III. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.

(Имя ребенка) идет с мамой в детский сад.

(Имя ребенка) с детьми на прогулке.

(Имя ребенка) на занятиях.

(Имя ребенка) играет с детьми в группе.

(Имя ребенка) поет в музыкальном зале.

(Имя ребенка) бегает на физкультурных занятиях.

(Имя ребенка) играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит рассказать ребенка, почему у персонажа такое лицо.

После проведения обследования психолог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей.

Если по результатам эксперимента более 60% ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

  1. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине). Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности/неуверенности ребенка в родительской любви.

Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей семьи. Диагностическая задача – ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.

Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам».

При этом перед мальчиками ставится игрушка - машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким.

Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи – детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.

«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, – сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. – В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».

Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».

Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза – «адреса» – на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.

Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.

В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. По этому человеку я скучаю.

4. По этому человеку я не скучаю.

5. С этим человеком я люблю играть, читать.

6. Иногда я боюсь этого человека.

7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

8. На этого человека я часто сержусь.

9. Этому человеку мне нравится помогать дома.

10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):

1. Этот человек меня любит.

2. Этот человек меня не любит.

3. Этот человек всегда веселый.

4. Этот человек на меня злится и сердится.

5. Этот человек меня всегда жалеет.

6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

7. Этот человек часто играет со мной.

8. Этот человек никогда не играет со мной.

9. Этот человек самый добрый и хороший.

10. Этот человек всегда все запрещает мне.

Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительной и отрицательной направленностью.

Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.

Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.

О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т.д.

Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.

Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.

  1. Тест «Два домика». Начинается исследование со вступления в контакт с ребёнком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт.

Далее взрослый говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый, красный дом».

Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность.

«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».

Около дома записывается имя ребёнка.

«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй, кого хочешь!»

Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном спрашивается: «А кто это?».

Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом – чёрный, но никак не характеризовать его: «Это просто другой дом. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Кого туда поселим?» Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?»

Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».

При анализе учитываются:

а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой;

б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, куда поселяет сверстников; учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.

Итак, данные, полученные в результате диагностического обследования, могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций, в том числе для разработки программ развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников. Результаты исследования будут полезны педагогам и психологам ДОО для оказания психоло-педагогической помощи детям дошкольного возраста со стойкими негативными эмоциональными состояниями (проявлениями эмоционального дистресса).

Литература:

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.

  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М. : Педагогика, 1982. 504 с.

  3. Урунтаева, Г.А. Практикум детской психологии. – М. : Просвещение – Владос,1995. – 291 с.

Просмотров работы: 50