АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Логинов А.Л. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная система школьного образования уверенно модернизируется её участниками в направлении всё большей цифровизации. Это обусловлено как назревшей необходимостью поиска более продуктивных и эффективных педагогических технологий, так и требованиями к проведению реформы образования, указанными в государственных нормативных документах:

  • Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы».

  • Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 N Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий».

  • Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в рамках национального проекта «Образование» (от 7 декабря 2018 года).

  • Распоряжение Правительства РФ о цифровой трансформации образования (от 2 декабря 2021 года).

Целью цифровой трансформации системы школьного образования является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью. Так Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.

Решение насущной задачи эффективного использования элементов и составляющих цифровой инфраструктуры школы для улучшения образовательных результатов невозможно без изменений в организации учебной работы и использования, в свою очередь, эффективных методических решений, поддержанных цифровыми средствами обучения.

Одним из цифровых инструментов поддержки любого школьного учебного предмета является его цифровой образовательный контент. Он может быть представлен на различных цифровых платформах, которые в настоящее время активно развиваются, наполняются и создаются новые. К ним можно отнести образовательные платформы «Российская электронная школа», Якласс, Учи.ру, ««Яндекс § Учебник» и другие. На них представлен широкий спектр учебных материалов образовательного и контролирующего характера. Но его применение не всегда позволяет учитывать специфику конкретной школы и её контингента обучаемых, региональные особенности обучения учащихся этой школы, а также не позволяет учителю полноценно реализовывать свою авторскую методику преподавания предмета. Решением этого противоречия может быть создание учителем собственного авторского образовательного цифрового контента преподаваемого предмета. Для этого он может использовать сайт школы или создать собственный сайт для поддержки преподаваемой дисциплины.

В работах Д.А.Метёлкина [9], В.И.Токтаровой, Д.А.Семёновой, А.Е.Шпака [14], Д.М.Воронина [3] раскрываются структурные компоненты цифрового образовательного контента (ЦОК), включающие все учебные материалы, доступные в электронном формате, которые разработаны для поддержки процесса обучения по определенной дисциплине. Это могут быть: материалы лекций и презентации; видеоматериалы (обучающие видеоролики и вебинары, созданные для объяснения ключевых понятий и тем); интерактивные задания (тесты, викторины, задачи и тренажеры); мультимедиа-ресурсы (аудио-контент, инфографика, анимация); онлайн-учебники и статьи; форумы и обсуждения; лабораторные работы (виртуальные лаборатории и симуляции, которые позволяют учащимся экспериментировать и учиться в безопасной компьютерной среде); базы данных и доступ к внешним ресурсам (библиотекам и другим источникам информации).

Проблеме качества ЦОК посвящены публикации Босова А.В., Селивановой Н.Л., Пустыльника Ю.Ю. [1], Сочалина О.И. [13], Прохоровой М.П., Макаровой Н.В., Краевой И.А. [10]. Сущность понятия «качество образовательного контента» рассмотрено в работе О.И.Сочалина, как набора характеристик, которые обеспечивают его эффективность и ценность для обучающихся. Это актуальность, достоверность, доступность, структурированность, интерактивность, адаптивность, персонализация и привлекательность ЦОК [13].

Такие исследователи как Босов А.В., Селиванова Н.Л., Пустыльник Ю.Ю. решение проблемы объективности экспертизы качества ЦОК видят в применении искусственного интеллекта. Ими проводится исследование по разработке подходов к повышению точности и объективности экспертизы качества ЦОК за счет частичной автоматизации экспертных процедур. Ведущими методами их исследования являются анализ, экспертиза, моделирование, констатирующий эксперимент, описание. В одной из своих статей они теоретически обосновали принцип автоматизации экспертизы качества цифрового образовательного контента как нового междисциплинарного направления научных исследований [1].

Об особенностях такой характеристики как «вовлекающий контент» пишут М.П.Прохорова, Н.В.Макарова, И.А.Краева [10]. В качестве существенных признаков вовлекающего образовательного контента, а также средств повышения привлекательности содержания цифровых образовательных ресурсов авторы выделяют: проблематизацию, индивидуализацию и геймификацию обучения, как направлений развития вовлекающего образовательного контента. Авторы отмечают высокую значимость вовлекающего контента для повышения качества образования и его развития в цифровых образовательных средах [10].

Технологии создания эффективного ЦОК рассматриваются в работах Заботнева М.С., Кузнецова Ю.М., Линецкого Б.Л. [6], Рогова Т.С. [11], Карташовой Е.В., Савиной Е.Ю., Тихоновой А.А. [8], Прохоровой М.П., Макаровой Н.В., Краевой И.А. [10], Бессилиной Н.Н., Гребёнкиной Н.А., Евстратовой М.В. [12].

Исследование Т.С.Рогова [11] направлено на изучение принципов разработки эффективного образовательного контента с акцентом на роль производителей EdTech. Технология создания ЦОК Т.С.Рогова построена на методологии интеграции образовательных теорий с цифровыми решениями и личностно-ориентированного подхода, учитывающего особенности ученика и специфику использования инновационных технологий для повышения результативности обучения. Особое внимание этот исследователь уделяет созданию инклюзивного, доступного контента, отвечающего различным специальным потребностям в обучении. Отмечается необходимость применения комплексного подхода, реализуемого совместными усилиями экспертов по контенту, дизайнеров и разработчиков для создания научно точных и педагогически обоснованных материалов. Т.С.Рогов считает, что алгоритм разработки контента, основанный на этих принципах и подходах, обеспечивает масштабируемость, адаптивность и устойчивость ЦОК, позволяет получать новую структуру для создания динамичного, увлекательного и инклюзивного образовательного опыта, отвечающего меняющимся требованиям цифровой эпохи [11].

С технологией разработки эффективного ЦОК связано исследование В.П.Зелеевой [7]. На основе логико-дедуктивного анализа и устного опроса магистрантов и аспирантов педагогического ВУЗа в процессе фокусированного группового интервью она пришла к выводу, что восприятие цифрового образовательного контента зависит от изменения характера коммуникаций при дистанционном обучении, от индивидуальных особенностей восприятия и предпочтений выбора цифрового контента, от возможности дистанционных технологий ориентироваться на запросы потребителей образовательного контента. То насколько учтены потребности потребителей ЦОК и их индивидуальные особенности восприятия зависит эффективность обучения, так как восприятие лежит в основе познавательных процессов [7].

Для создания продуктивного образовательного контента проектировщику необходимо отличать виды ЦОР. Разработкой вопросов классификации и видов ЦОК занимаются Е.Г.Гаевская [4], С.И.Десненко и Т.Е.Пахомова [5] и другие.

В работе Е.Г.Гаевской предложен подход к классификации электронных учебных ресурсов, основанный на авторстве контента учебного ресурса [4]. Ею сформулирован ряд новых понятий, вошедших в авторскую классификацию: «электронный ресурс с открытым контентом», «экспертная сеть», «электронный курс». Автор предлагает свое видение жизненного цикла электронного ресурса от виртуального представительства академического сообщества к экспертной сети.

Обзор различных видов цифровых инструментов и веб-сервисов представлен в работе С.И.Десненко и Т.Е.Пахомовой [5]. Авторы раскрывают сильные и слабые стороны цифровых средств, которые были ими апробированы для создания цифрового контента при организации дистанционного обучения. Под образовательным контентом (learning content) авторы понимают «структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе. В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса» [5, с.9]. Многие из представленных инструментов являются свободно распространяемыми и востребованными среди образовательных организаций, в том числе профессионального образования. Среди бесплатных LMS они отмечают следующие: Moodle (http://moodle.org/), Ё-стади (https://your-study.ru/), Totara Learn (https://www.totaralearning.com/), Diskurs LMS (https://diskurslms.ru/). Среди отечественных образовательных порталов ими выделены те, которые имеют возможность предоставить открытые курсы для слушателей: Интуит (http://www.intuit.ru/), Лекториум (https:// www.lektorium.tv), Универсариум (https:// universarium.org/#%2F), Stepik (https://wel-come.stepik.org/ru), «Современная цифровая образовательная среда» (https://online. edu.ru) и другие. Авторами описан опыт реализации дистанционного обучения в ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», где в новых условиях использовались проверенные цифровые инструменты. Проанализированы результаты реализации дистанционного обучения в Забайкальском государственном университете и в Читинском педагогическом колледже, выявлены как положительные стороны данного процесса, так и проблемы, которые требуют дальнейшего осмысления и принятия решений [5].

Важность создания библиотеки цифрового контента, как ключевой составляющей цифровой образовательной среды современного школьного образования обоснована в работе Босовой Л.Л., Легостаева Б.Л., Молохова Д.А. и Петровой Е.Г. [2]. Они отмечают, что важна последовательность и этапность в создании цифровой образовательной среды: верификация содержания, облачные технологии, интеграция в единую информационную систему. Авторами разработаны основные подходы к созданию библиотеки цифрового образовательного контента и изложены некоторые методические подходы к использованию видеоматериалов на уровне общего образования [2].

Проведённый системно-логический анализ исследований по проблемам создания продуктивного цифрового образовательного контента позволяет отметить, что разработчики этого направления едины в рекомендациях к его созданию.

Во-первых, контент должен адаптироваться под уровень знаний и навыков каждого обучающегося и иметь возможность настройки под индивидуальные интересы и потребности, обеспечивая персонализированный опыт обучения (критерий «адаптивность и персонализация»).

Во-вторых, контент должен предусматривать возможность включения мультимедийных элементов, таких как видео, аудио и анимации, для привлечения внимания и повышения вовлеченности, а также использования интерактивных заданий, тестов и симуляций для активного участия обучающихся в процессе обучения (критерий «интерактивность»).

В-третьих, ЦОК должен обеспечивать доступность контента для обучающихся с различными уровнями способностей, включая поддержку текстовых, аудио и видеоформатов (критерий «доступность»).

В-четвёртых, наличие модульного формата, четкой структуры, подчеркивающих основные темы, цели и ожидаемые результаты обучения (критерий «модульность и структурированность»).

В-пятых, возможность регулярного обновления содержимого для отражения текущих знаний, технологий и практик, использования авторитетных источников и проверенной информации (критерий «актуальность и надежность»).

В-шестых, чёткое выделение цели и результатов обучения, которые можно измерить и оценить; включение систем обратной связи, чтобы обучающиеся могли отслеживать свой прогресс и получать рекомендации по улучшению (критерий «ориентация на результат»).

В-седьмых, включение игровых элементов (критерий «геймификация»).

В-восьмых, возможности для взаимодействия и совместной работы обучающихся, включая форумы, группы обсуждений и совместное решение задач; поддержка сетевого обучения, позволяющего обучающимся обмениваться идеями и опытом (критерий «социальные элементы и коллаборация»).

В-девятых, поддержка различных платформ, операционных систем и устройств для обеспечения максимального удобства (критерий «технологическая совместимость»).

Имея в виду эти требования, разработчики образовательного контента могут создавать эффективные и увлекательные образовательные ресурсы, которые способствуют более глубокому погружению и лучшему усвоению материала обучающимися. Современный цифровой образовательный контент позволяет гибко подходить к обучению, предоставляя возможность изучать материал в удобное время, темпе и месте. Это особенно важно в условиях смешанного и дистанционного обучения.

Список литературы:

  1. Босов А.В., Селиванова Н.Л., Пустыльник Ю.Ю. Цифровой образовательный контент для современного урока: технология экспертизы качества // Образование и саморазвитие. 2024. Т. 19. № 3. С. 98-113.

  2. Босова Л.Л., Легостаев Б.Л., Молохов Д.А., Петрова Е.Г. Библиотека цифрового контента – ключевая составляющая цифровой образовательной среды современного школьного образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 3 (22). С. 81-92.

  3. Воронин Д.М. Технологии цифрового образования. / Учебное пособие. – М., 2022.

  4. Гаевская Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2013. - № 1. - С. 203-209.

  5. Десненко С.И., Пахомова Т.Е. Особенности цифрового образовательного контента при организации дистанционного обучения в профессиональном образовании // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 5. С. 6-14.

  6. Заботнев М.С., Кузнецов Ю.М., Линецкий Б.Л. Технологические аспекты создания цифрового образовательного контента на базе учебных курсов // Инновационные информационные технологии. 2012. № 1. С. 179-180.

  7. Зелеева В.П. Особенности восприятия цифрового образовательного контента // Вестник НЦБЖД. 2020. № 4 (46). С. 75-81.

  8. Карташова Е.В., Савина Е.Ю., Тихонова А.А. Разработка цифрового образовательного контента // Приложение к журналу "Среднее профессиональное образование". 2022. № 3. С. 35-46.

  9. Метелкин Д.А. Цифровая трансформация образования // Региональное образование: современные тенденции. 2021. № 2-3 (44-45). С. 42-46.

  10. Прохорова М.П., Макарова Н.В., Краева И.А. Особенности вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 230-232.

  11. Рогов Т.С. Принципы разработки эффективного образовательного контента в цифровую эпоху // Universum: психология и образование. 2024. № 7 (121). С. 41-46.

  12. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребёнкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей ред. А.В. Конбеева. – М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. – 48 с.

  13. Сочалин О.И. Проблемные вопросы оценки качества цифрового образовательного контента // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 3 (67). С. 155-157.

  14. Токтарова В.И., Семенова Д.А., Шпак А.Е. Цифровая педагогика: инструменты и сервисы в работе преподавателя. – М., 2022.

Просмотров работы: 17