К вопросу о формирований финансовой грамотности подростков в условиях дополнительного образования - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

К вопросу о формирований финансовой грамотности подростков в условиях дополнительного образования

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном цифровом обществе наполненном информацией и технологическими инновациями, критически важным является умение не только обрабатывать, но и анализировать данные, а также принимать обоснованные решения на их основе. В этом контексте одним из ключевых навыков является финансовая грамотность, которая призвана способствовать повышению уровня самостоятельности и ответственности молодежи в вопросах личных финансов, их безопасности, позволяя выстраивать устойчивые финансовые стратегии на протяжений всей жизни.

Вместе с тем, возрастание роли потребности в повышении финансовой грамотности обуславливает необходимость создания систематических образовательных инициатив, направленных на развитие финансовой культуры, формирование системы ценностей и установок, которая поможет человеку более осознанно и рационально принимать финансовые решения и научиться противостоять финансовому мошенничеству. Данное положение нашло свое закрепление в документе о стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 года № 2958-р.

На сегодняшний день в РФ также осуществляются следующие государственные программы по финансовой грамотности: "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", "Развитие образования", "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в РФ" и др. В части реализации региональной программ следует отметить проект "Бизнес-вояж" в Липецкой области, проект "Финансовая забота о старших" в Алтайском крае, проект "Твой бюджет в школах" г. Санкт-Петербурга, просветительский проект "Диалоги о финансах" в Республике Башкортостан, сотрудничество с детским городом профессии "КидСпейс" в г. Казани, проект финансовый фестиваль в Орловской области, а также проект посвященный панораме педагогических практик в области повышения финансовой грамотности, реализуемый в Республике Мордовия [1].

Проведенный анализ психолого-педагогичесокой литературы демонстрирует, что исследования авторов, посвященные вопросам финансовой грамотности, включают работы таких ученых, как: В.Н. Афанасьева, Т.Д. Букреева, А.И. Соловьев, Н.А. Громова, И.А. Мартынова и др. Исследования охватывают различные аспекты, включая методические подходы к обучению, влияние социальной среды на принятие финансовых решений, а также роль родителей и учителей в развитии финансово грамотности у подростков и молодежи.

Концепция финансовой культуры также детально освещается в исследованиях следующих авторов: Т.А. Гребенниковой, Н.В. Кандыковой, Е.А. Савельевой, П.К. Семенова, C.А. Фролова, что свидетельствует о ее значимости для формирования рационального, финансового поведения и устойчивости населения в условиях современной экономики.

Следует отметить, что авторы, исследующие проблему формирования финансовой грамотности подростков в условиях дополнительного образования включают специалистов из различных областей, таких как педагогика, психология, экономика. К ним относятся: Ю.А. Кисилева, Е.В. Мальцева, С.Н. Куликов. Особого внимания заслуживают работы, проводимые международными организациями, такими, к примеру, как OECD, которые занимаются вопросами финансового образования и его влияния на подростков.

Вместе с тем, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить актуальное противоречие, которое заключается в следующем:

1) С одной стороны, существует растущее признание важности финансовой грамотности как ключевого компонента общего образования подростков, необходимого для их успешной социализации и самостоятельной жизни. Исследования показывают, что повышение уровня финансовых знаний способствует улучшению навыков управления личными финансами и снижению финансовых рисков.

2) С другой стороны, несмотря на наличие разнообразных обучающих программ и курсов, многие подростки по-прежнему испытывают трудности при использований этих знаний на практике. Это может быть связано с достаточно продолжительной по времени интеграцией финансовой грамотности в школьные предметы, отсутствием практических занятий, недостатком мотивации со стороны учащихся.

В результате указанных противоречий была определена цель, состоящая в исследований результативности краткосрочной, дополнительной, общеобразовательной, общеразвивающей программы по формированию финансовой грамотности подростков от 12 до 17 лет, при разработке которой следует учесть следующие компоненты:

- анализ потребностей учащихся (изучение текущего уровня финансовой грамотности среди подростков. Оценка интересов и мотиваций целевой аудиторий);

- структуру программы (определения ключевых тем для обучения, разработка учебных модулей с четкими целями и заданиями);

- методики обучения (групповые обсуждения, ролевые игры, проектная деятельность);

- оценка результатов (разработка критериев и методов оценки результатов обучения);

- пост программная поддержка (предоставление информации о дальнейшем обучении или ресурсе для улучшения финансовых навыков после завершения программы).

Российский экономист Г.В. Дохтунов в своих трудах определяет финансовую грамотность, как набор знаний и навыков, необходимых для управления личными финансами и минимизации финансовых рисков [1].

В тоже время, Т.А. Зимина в своей работе посвященной формированию финансовой грамотности учащихся средних школ, утверждает, что финансовая грамотность - это способность управлять своими финансовыми ресурсами, осознавая последствия своих решений и понимая, как функционирует финансовая система [2].

Принимая во внимание позиции научных экспертов, мы представляем следующую модель исследуемого явления, которая помогает более точно определить и осмыслить понятие финансовой грамотности (см. рис.1).

Таким образом, указанная модель демонстрирует взаимосвязь между знаниями, как совокупности информации о финансах, финансовых инструментах, навыками, которые помогают людям эффективно управлять своими сбережениями и защищаться от финансовых мошенничеств и поведением, как совокупности привычек, решений и действий в отношений управления финансами. которые складываются в общее определение финансовой грамотности.

Необходимо отметить, что в подростковом возрасте, мы наблюдаем значительные изменения самого подростка, которые затрагивают различные аспекты его личностного и психического развития. В частности, мы наблюдаем когнитивные, эмоциональные, социальные изменения, в том числе актуальными становятся вопросы, связанные с осознанием ценности денег, основам бюджетирования и планирования расходов. Эти изменения делают подростковый возраст ключевым этапом в жизни человека, когда происходит важная работа внутреннего самоиндентифицирования и поиска места в мире. Поддержка со стороны родителей и педагогов играет критическую роль в этом процессе.

Вместе с тем, повышение финансовой грамотности подростков способствует их ответственному отношению к сбережениям и расходованию ресурсов, формированию долгосрочных целей, улучшения навыков критического мышления.

В период подросткового возраста важно обучать современных детей основам экономики, включая финансовые аспекты семейного бюджета и городского управления, чтобы они могли осознанно воспринимать и анализировать экономические процессы вокруг себя. Это можно осуществить следующими способами: объяснения, демонстрации, обсуждения и активное или пассивное участие детей в экономических процессах страны через участие в различных проектах, например, волонтерских инициативах или молодежных занятостях. Также полезно привлекать их к изучению экономической информации через медиа или специальные образовательные программы и возможности для практического опыта. Таким образом, подростки смогут лучше осознать свою роль в экономике и развивать необходимые навыки для будущей жизни.

Исследуя особенности развития финансовой грамотности у подростков в рамках дополнительного образования, ученые подчеркивают важность следующих аспектов [3]:

1. Интеграция в учебный процесс (программы по финансовой грамотности могут быть встроены в существующие курсы, что обеспечит комплексный подход к обучению);

2. Практическая направленность (дополнительное образование часто включает практические занятия и проекты, которые позволяют подросткам, применять полученные знания в жизни);

3. Взаимодействие с обществом (вовлечение местных сообществ в образовательные программы способствует созданию единой среды для обучения финансовой грамотности);

4. Использование технологий (онлайн-ресурсы и мобильные приложения становятся важными инструментами для изучения и практического применения финансовых знаний).

Эти особенности делают процесс более адаптивным и соответствующим потребностям современного подростка.

В современном обществе для развития финансовой грамотности подростков в области дополнительного образования созданы различные формы работы, которые помогают им лучше понимать финансовые процессы, принимать обоснованные решения и формировать здоровое отношение к деньгам. Вот некоторые из них: клубы финансового менеджмента, финансовые квесты, ролевые игры, финансовые симуляции с использованием программных продуктов, интерактивные вебинары и др. Для учащихся здесь все реально. Эти оригинальные формы помогают создать более динамичную и увлекательную образовательную среду, также способствующей формированию устойчивой финансовой грамотности у подростков.

Одновременно, среди исследователей наиболее эффективной формой формирования финансовой грамотности подростков в контексте дополнительного образования видится форма проектного обучения, которая прослеживается в трудах Г.Н. Кузнецовой. Она подчеркивает особую важность проектного обучения и определяет ее как активный и интерактивный процесс, в ходе которого учащиеся разрабатывают, планируют и реализую проекты, связанные с финансовыми темами [4].

В качестве примера проектного обучения можно привести проект "Создание семейного бюджета", реализованный на базе общеобразовательной организации.

По данным исследования ПСБ "Благосостояние" за февраль 2024 года, лидером среди регионов России по уровню финансовой грамотности населения стал г. Санкт-Петербург. Северная столица набрала наибольшее количество баллов по методике индекса финансовых достижений местных жителей -49,1. Второе место с 46,2 балла заняла Чечня. Жители этого региона РФ стараются не брать на себя большую долговую нагрузку. Так, почти половина обслуживает всего один кредит, в то время как около 30 % населения республики и вовсе не имеют займов. Топ-3 закрывает Калининградская область. Согласно исследованию у большинства жителей региона есть финансовая подушка безопасности, причем каждому пятому ее хватает на год и более. Москва в рейтинге ПСБ оказалась на девятой строчке с 44,8 баллами. В десятку также вошли: Иркутская область, Камчатский край, Нижегородская область, Волгоградская область, Воронежская область, Омская область [5]. Республика Татарстан по результатам данного исследования занимает лишь 18 место.

Однако следует отметить, что данный рейтинг не должен вводит в заблуждение читателей, так как Республика Татарстан имея значительный опыт в организации инновационной деятельности в сфере финансовой грамотности может служить примером для других регионов, стремящихся повысить уровень финансовой грамотности среди своих жителей.

Таким образом, субъекты Российской Федерации могут устанавливать стандарты и развивать лучшие практики в области финансового образования, что значительно повысить уровень уверенности граждан в своих финансовых решениях. Эти усилия, в конченом счете, могут привести к более стабильной экономике в стране и улучшению общего качества жизни его жителей.

Отмечаем, что опытно-экспериментальная работа была реализована на базе МБОУ "Татаро-английская" гимназия № 16 Приволжского района г. Казани. В исследование вошли 64 человека в возрасте от 12 до 17 лет. Для осуществления педагогического эксперимента были сформированы две группы, по 32 человека в каждой.

Проведение данного педагогического эксперимента послужило основанием для составления комлекса диагностических материалов, представленных в таблице 2. По результатам которой была создана единая шкала оценивания. (См. таб.2 - Методика оценивания уровня финансовой грамотности подростков).

Табл. 2 - Методика оценивания уровня финансовой грамотности подростков

Компонент

Методика диагностики

Уровни проявления показателей

Количественная оценка, балы

Когнитивный

Знание финансовых терминов (активы, пассивы, доходы), понимание финансовых принципов, информационная грамотность и безопасность путем тестирования и анкетирования

Низкий - нет ответа, либо дан один верный ответ

Средний-неточное толкование, нечеткое понимание

Высокий- дано точное понятие, выбран верный ответ

0-1

2-3

4-5

Ценностно-мотивационный

Восприятие значимости финансовой грамотности, отношение к важности финансового образования, личностные установки по поводу денег и материальных благ путем беседы и анкетирования

Низкий - ни одного ответа, либо один положительный ответ

Средний-от двух до трех положительных ответов

Высокий- от четырех и более положительных ответов

0-1

2-3

4-5

Поведенческий

Выполнение практических заданий в виде кейса (например: "Управление семейным бюджетом"), игровые методики (например: "Инвестор"), путем наблюдения, интервью

Низкий - выполнение 1/4 заданий

Средний-правильное выполнение 1/2 заданий

Высокий- правильное выполнение большей части заданий

0-1

2-3

4-5

Результаты начальной диагностики по всем трем обсуждаемым компонентам, контрольной группы представлены на рис.-3, а экспериментальной группы на рис - 4.

Проведенный диагностический анализ продемонстрирован сходство результатов в обеих группах, при этом наблюдается высокая мотивация подростков к изучению финансовой грамотности, что подтверждается данными исследования эмоционального компонента. Это можно объяснить тем, что подростки воспринимают финансовые концепции через призму своих личных эмоции и опыта. Кроме того, эмоции могут играть ключевую роль в формирований привычек и отношения к деньгам, что делает их важным аспектом финансового образования.

Главная концепция формирующего этапа опытно-экспериминтальной работы заключается в том, что в контрольной группе занятия по программе "Финансовая грамотность" проводиться не будут, тогда как в экспериментальной группе такие занятия будут организованы раз в неделю.

Программа создана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, на основе учебных пособий А.С. Крылова [6].

Обучающиеся по программе "Финансовой грамотности" могли ознакомиться с базовыми концепциями: деньги, расходы, доходы, сбережения, приобрести навыки по составлению личного и семейного бюджета, осознать важность создания резервного фонда, приобрести навыки по основам инвестирования, ознакомиться с принципами работы кредитных учреждений, приобрести навыки защиты от мошенничества и обмана.

По результатам обучения, прогнозировались следующие результаты:

- учащиеся смогут распознавать основные финансовые термины и концепции, что позволит им более уверенно ориентироваться в финансовых вопросах;

- ученики будут способны самостоятельно планировать свои расходы, учитывая доходы и необходимость сбережений, что поможет избежать долговых проблем;

- ученики научаться критически подходить к решениям о заимствованиях и использовать кредитные инструменты с учетом рисков, что снизит вероятность попадания в долговую яму;

- осознавая влияние своих финансовых решений на окружающую среду и общество, учащиеся станут более ответственными потребителями;

- ученики будут развивать умения анализировать различные финансовые предложения и принимать обоснованные решения, основанные на фактах и личных целях;

- ученики научаться определять финансовые ловушки и мошеннические схемы, которые помогут им сберечь своих накопления;

- ученики будут знать способы решения проблем творческого и поискового характера в финансовой сфере;

- повысят уровень самостоятельности;

- осознают необходимость совершенствовать знания в области финансовой грамотности.

Продолжительность реализации программы составила 3 недели, в период времени с 05.09.2024 по 26.09.2024, учебные занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия - 45 минут. Также программа включала выполнение домашних заданий.

По завершении программы обучения "Финансовая грамотность" в экспериментальной и контрольной группах была проведена повторная диагностическая оценка. Анализируя собранные данные, мы обнаружили, что мотивация учащихся в экспериментальной группе значительно возросла, благодаря внедрению интерактивных методов обучения, использованию интересных практических заданий и реальных жизненных сценариев. Кроме того, дискуссии с участниками также способствовали повышению мотивации. В результате 68 % участников продемонстрировали высокий уровень заинтересованности в изучений финансовой грамотности. Тогда как, 33 % показали средний уровень вовлеченности в эту тему. В контрольной группе также наблюдается рост уровня мотивации учеников, чему способствовало применение реальных финансовых инструментов. Кроме того, занятие направленные на развитие критического мышления и проблемного подхода, способствовали более глубокому пониманию и усвоению материала. Высокую мотивацию здесь имеют 26 человек (76,5%) и 6 человек (23,5%) имеют среднюю мотивацию к изучению финансовой грамотности.

При исследований грамотного финансового поведения учащихся, можно отметить наличие положительно складывающейся тенденции. В экспериментальной группе 21 человек (61,7 %) принимали правильные финансовые решения и успешно справлялись с выполнением заданий, что указывает на увеличение уровня развития поведенческого компонента на 17 %. При этом только 5 детей (15,6%) не в полной мере справились с заданиями и освоили вышеуказанную программу, 6 человек (22,7%) справились с заданием с небольшими сложностями.

Вместе с тем, в контрольной группе по финансовой грамотности показатели остались практически прежними, что указывает, во-первых, о стабильности уровня финансовой грамотности участников, а во-вторых может потребовать пересмотра подходов к обучению.

Таким образом, на оснований проведенного сравнительного анализа результатов экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. Реализация дополнительной, общеобразовательной и общеразвивающей программы "Финансовая грамотность" продемонстрировала свою эффективность в общеобразовательной организации МБОУ "Татаро-английская" гимназия № 16 Приволжского района г. Казани, что подтверждается улучшением знаний, навыков и уверенности учащихся в управлений и сбережений личных финансов, в том числе от злоумышленников. Вместе с тем, обратная связь от участников программы показывает, что подростки в настоящее время становятся более осведомленными о своих финансах и начинают проявлять более предметный интерес к изучению экономических основ. Это важный шаг к формированию у молодых людей критического мышления и ответственности в вопросах управления финансами.

2. В процессе реализуемой программы были учтены сущностные характеристики финансовой грамотности, а образовательный процесс был ориентирован на проблемы, запросы и потребности детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Также были использованы различные формы работы с обучающимися, в частности интерактивные, так как игры, проектная деятельность, кейсы.

3. Программа вдохновила многих учеников углубить свои знания в области финансов, части права и экономики, что поможет привести к будущему выбору профессии в этой сфере. Наряду с этим, программа способствует формированию финансово грамотного поколения, что положительно сказывается на экономической стабильности общества в целом.

4. Выявлены области для улучшения программы, такие как внедрение искусственного интеллекта и актуализация учебных материалов, чтобы поддерживать интерес и мотивацию учеников.

5. Важно отметить, что сотрудничество между участниками и обмен опытом сыграли ключевую роль в успешности программы. Обсуждения и групповые задания не только способствовали более глубокому пониманию темы, но и помогали участникам развивать навыки работы в команде и критического мышления.

Список литературы:

1. Региональные практики финансового просвещения, разработанные в субъектах Российской Федерации и используемые при реализации мероприятий по финансовой грамотности населения в 2023 году. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1730018441&tild=ru&lang=ru&name (дата обращения 17.10.2024).

2. Дохтунов Г.В. Финансовая грамотность населения // Электронная наука. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-naseleniya-2?ysclid=m2damarycb26124738 (дата обращения 17.10.2024).

3. Зимина Т.А. Направление и методы формирования финансовой грамотности учащихся средней школы // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-metody-formirovaniya-finansovoy-gramotnosti-uchaschihsya-sredney-shkoly?ysclid=m2dac50vmn978702579 (дата обращения 17.10.2024).

4. Шатаева О.В., Акимова Е.Н., Шипкова О.Т. Вопросы финансовой грамотности российской молодежи // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023 Том 12 № 10А. С. 32-41. DOI: 10.34670/AR.2022.78.87.061.

5. Кузнецова Г.Н. Проектная деятельность в системе дополнительного образования // E-Scio. 2023. № 11 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya?ysclid=m2daxw5ihy543407798 (дата обращения 17.10.2024).

6. СПБ ведомости. Издатель: АО "Издательский дом СПБ". Рейтинг регионов РФ по уровню финансовой грамотности - февраль 2024. URL: https://spb.vedomosti.ru/economics/news/2024

7. Крылова А.С. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 6-9 классов. - М.: Вита - Пресс, 2023. - 112 с.

Просмотров работы: 53