Постановка проблемы.
Проблема статьи заключается в необходимости поиска эффективных методов и инструментов для реализации гибридного обучения, учитывая его потенциальные преимущества и существующие ограничения. Акцентируется внимание на том, что, несмотря на возросший интерес к гибридным форматам после пандемии, они сталкиваются с юридическими, техническими и организационными трудностями, которые требуют комплексного решения для достижения высокого качества образования.
Анализ последних исследований.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что многие педагоги-исследователи отождествляют понятия «гибридное» и «смешанное» обучение, используя их зачастую как синонимы. Однако между ними существуют определенные различия, четкое понимание которых будет способствовать успешной интеграции данных форматов обучения в образовательный процесс [1].
В работе А. С. Кизиловой, Г. Н. Фадеева и А. А. Волкова приводится следующее определение [7]: «Гибридное или смешанное обучение» – форма организации обучения, в рамках которой традиционная форма в некоторой неравной пропорции смешивается с дистанционной формой обучения, подразумевающей использование компьютерных технологий и ресурсов сети интернет для достижения максимальной эффективности обеих форм обучения. Подчеркиваяважностьконцептуальной,анетехнической разницы данных форматов, по структуре обучения будут очень схожи, если они базируются на целях обучения учащихся.»
Вопросами смешанного и гибридного обучения занимались такие зарубежные ученые, как Д. Гаррисон и Х. Канука в своей работе исследуют трансформационную роль смешанного обучения в высшем образовании и его потенциал для улучшения качества обучения [10]. Дж. Бонк и С. Грэхем [9] которые впервые использовали в своей работе «справочник по смешанному обучению» само понятие «смешанное обучение» в 2006 г., выдвинули тезис о том, что «смешанное обучение – это система обучения, основанная на синтезе очного обучения (face-to-face) и обучения при помощи компьютерных средств».
Кристенсен К. и М. Хорн развили исследование концепции смешанного обучения, представив его как образовательный подход, который сочетает традиционное обучение в аудитории с онлайн-обучением под руководством преподавателя. В этом исследовании авторы рассматривают гибридное обучение как потенциально разрушительную силу в системе образования, которая может изменить традиционный подход к обучению. [11].Данное понятие было подвергнуто анализу российскими исследователями: Андреевой Н. В., Рождественской Л. В., Ярмахов Б. Б. [5], которые определили смешанное обучение как образовательный метод, сочетающий элементы традиционного и онлайн-обучения, при этом студенты получают определенную степень автономии в выборе способа обучения, а также совмещают самостоятельное изучение материала в онлайн формате с работой в аудитории с преподавателем.
Эта же проблема нашла свое отражение в отечественных научных трудах Н. В. Ананин Д. П., Стрикун Н. Г. «До сих пор значительноечислоаналитическихобзоровпосвященоблизкомупонятию — «смешанное обучение», гибридный формат обучения характеризуетсявнихтолькокосвенно» [4].,КирюшинаМ.А.,АлексееваЯ.И.,РудаковВ.Н. «В трактовке смешанного формата обучения выделяют два принципиальноважныхаспекта:педагогическийкаксовмещениеразныхметодовобучения(лекция,семинар,самостоятельная работа) и формальный (технический) как сочетание обучения при непосредственном взаимодействии с преподавателем и обучения при помощи компьютерных технологий, т.е. опосредованного» [2].
Гибридный формат обучения и формат традиционного обучения схожи в том, что предполагают синхронное взаимодействие педагога и обучающихся для достижения образовательных целей и образовательных результатов, обучающихся [1].
Гибридное обучение сочетает в себе элементы традиционного очного и дистанционного обучения. Оно становится всё более популярным благодаря своей гибкости и способности адаптироваться под нужды разных категорий студентов. Исследователи изучали различные аспекты гибридного обучения, такие как его влияние на успеваемость, мотивацию студентов, а также на разработку педагогических стратегий.
Смешанное обучение представляет собой комбинацию синхронного и асинхронного обучения, где студенты чередуют посещение аудиторных занятий с выполнением заданий в онлайн-формате. Исследователи фокусируются на оптимизации этого подхода, изучении его влияния на успеваемость и вовлечённость студентов, а также на разработке педагогических моделей.
Исследования гибридного и смешанного обучения активно ведутся в последние десятилетия, особенно после пандемии COVID-19, когда эти форматы стали ещё более востребованными. Учёные стремятся понять, как наилучшим образом интегрировать технологии в образовательный процесс, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения и удовлетворить потребности разных категорий студентов.
Нониодинизэтихнаучныхлагерейещене решилдлясебявопрос,какоесодержаниевкладываетсявпонятиегибридногообучения, а какое в смешанное,каковыметодологическиеидидактические основы гибридной и смешанной практики и можно ли считать такое обучение самостоятельными сущностями, а не новым именем для уже привычных форматов автономного онлайн-обучения или классическогоаудиторногообучениясиспользованиемцифровыхинструментов.
Цель исследования.Исследование направлено на анализ уже сложившихся и толькозарождающихсяпрактик аудиторного обученияисинхронногоонлайн-обученияввысшемобразовании, а также в определении гибридном и смешанном формате образования?
Основная часть. В последние годы вынужденный переход на дистанционные формы обучения стал мощным стимулом для развития новых подходов в образовательной сфере. В условиях пандемии COVID-19 образовательные учреждения были вынуждены оперативно адаптироваться к новым реалиям, что привело к активному использованию электронных платформ и технологий, многие из которых до этого момента использовались лишь частично. Этот процесс потребовал разработки эффективных методов и инструментов для электронного обучения, а также пересмотра существующих образовательных программ.
Понятие электронного обучения было официально закреплено в российском законодательстве. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16 от 01.05.2024 года) [8] определяет электронное обучение как форму образовательной деятельности, при которой используется информация, хранимая в базах данных, и технические средства передачи данных через линии связи. Это обеспечивает взаимодействие между студентами и преподавателями вне зависимости от их физического местоположения.
Одним из наиболее интересных и перспективных направлений стало развитие гибридного обучения. Под этим термином понимается формат, который объединяет в одном образовательном пространстве одновременно и онлайн-, и офлайн-студентов. Важно отметить, что гибридное обучение отличается от смешанного обучения, где студенты чередуют синхронные и асинхронные методы обучения. Гибридная модель предполагает одновременную работу обеих групп учащихся в реальном времени.
Несмотря на свои очевидные преимущества, гибридное обучение сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, оно пока не имеет четкого правового и институционального статуса, что затрудняет его внедрение в учебные программы. Кроме того, мировой опыт показал, что организация гибридного обучения требует значительных усилий со стороны вузов и преподавателей. Пандемия усилила внимание к этой проблеме, подняв практические вопросы о том, как организовать гибридное обучение в рамках образовательных программ, какие технические решения использовать, каким образом оценивать знания студентов и многое другое.
Российские исследования показывают, что даже после возвращения к традиционным формам обучения интерес к гибридной модели остается высоким. Преподаватели продолжают экспериментировать с различными форматами, стремясь найти оптимальный баланс между традиционными методами и новыми технологиями.
Анализ использования цифровых ресурсов для проведения учебных занятий в гибридном формате выявил ряд существенных преимуществ:
1. Гибкость: Студенты могут выбирать удобные им темпы и способы освоения учебного материала.
2. Доступность: Гибридное обучение делает образование доступным для тех, кто не может регулярно посещать аудиторные занятия.
3. Индивидуализация: Гибридный формат позволяет учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося.
4. Развитие навыков: Учащиеся развивают навыки самостоятельной работы, самоорганизацию и самодисциплину.
5. Цифровые компетенции: Гибридное обучение способствует формированию у студентов необходимых цифровых навыков.
Вместе с тем, нельзя игнорировать и определенные сложности, связанные с внедрением гибридного подхода:
1. Недостаточная подготовка преподавателей: Многие педагоги еще не владеют навыками ведения гибридных занятий.
2. Технические ограничения: Отсутствие необходимого оборудования и программного обеспечения может значительно усложнить проведение занятий.
3. Сложности планирования и организации: Гибридный формат требует тщательного планирования и координации действий преподавателя, что может представлять собой дополнительную нагрузку.
4. Оценка результатов: оценивать успехи студентов в гибридном обучении бывает сложно, так как традиционные методы оценки могут оказаться неэффективными.
5. Психологические аспекты: Некоторые учащиеся испытывают снижение мотивации, чувство изоляции и трудности в общении с преподавателем.
Повышение эффективности гибридного обучения – это комплексная задача, требующая учета множества факторов, начиная от технической инфраструктуры и заканчивая психологическими аспектами восприятия учебного процесса. Вот несколько ключевых стратегий, которые помогут сделать гибридное обучение более результативным:
1. Улучшение технической базы
- Современные платформы: использование качественных и удобных образовательных платформ, таких как Moodle, Coursera, OpenEdu или eLearning Server позволит студентам и преподавателям легко взаимодействовать друг с другом, независимо от места нахождения.
- Техническая поддержка: Обеспечение круглосуточной технической поддержки поможет минимизировать сбои и проблемы, возникающие в процессе обучения.
- Интернет-соединение: необходимо убедиться, что все участники имеют стабильное интернет-соединение, чтобы избежать задержек и обрывов связи.
2. Повышение квалификации преподавателей
- Тренинги и курсы: Регулярное проведение тренингов и курсов повышения квалификации для преподавателей поможет им освоить современные технологии и методики гибридного обучения.
- Поддержка коллег: Создание сообщества преподавателей, обмен опытом и обсуждение проблемных вопросов помогут быстрее находить оптимальные решения.
- Использование интерактивных методик: Применение интерактивных методов обучения, таких как вебинары, видеоконференции и виртуальные лаборатории, сделает уроки более интересными и увлекательными.
3. Индивидуальный подход к каждому студенту
- Адаптация материалов: Предоставление студентам различных вариантов учебных материалов (видео, аудио, тексты) позволит им выбирать наиболее подходящий способ усвоения информации.
- Обратная связь: Регулярная обратная связь от преподавателей поможет студентам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, корректируя учебный процесс.
- Индивидуальные планы: Разработка индивидуальных планов обучения для каждого студента позволит учесть его особенности и потребности.
4. Развитие цифровых компетенций студентов
- Курсы цифровой грамотности: Проведение курсов по основам цифровой грамотности поможет студентам уверенно пользоваться современными технологиями и приложениями.
- Практические задания: включать в программу обучения практические задания, направленные на развитие цифровых навыков, таких как создание презентаций, работа с данными и анализ информации.
- Совместные проекты: Организация совместных проектов, где студенты работают над одной задачей удаленно, развивает командные навыки и умение работать в распределенной среде.
5. Поддержание мотивации и вовлеченности
- Интерактивные элементы: Использование игровых элементов, викторин и конкурсов поможет поддерживать интерес студентов к учебе.
- Групповая работа: Организация групповых проектов и дискуссий стимулирует активное участие студентов и укрепляет социальные связи.
- Регулярные встречи: Проведение регулярных встреч в режиме реального времени (например, видеоконференции) помогает создать ощущение общности и поддерживает мотивацию.
6. Оптимизация процессов оценки
- Разнообразие форматов: Использование разнообразных форматов оценки, включая тесты, эссе, презентации и проекты, позволяет объективнее оценить уровень знаний студентов.
- Автоматизированные системы: Внедрение автоматизированных систем проверки знаний (например, система «Prometheus», система «TestManager» или «MyTestX» и т.д.) упрощает процесс оценки и снижает нагрузку на преподавателей.
- Открытые обсуждения: Проведение открытых обсуждений результатов обучения помогает студентам понять критерии оценки и улучшить свою работу.
7. Постоянное совершенствование и адаптация
- Мониторинг и анализ: Регулярный мониторинг и анализ эффективности гибридного обучения позволяют выявить слабые места и внести необходимые изменения.
- Фокус на обратной связи: Активное использование отзывов студентов и преподавателей для улучшения учебного процесса.
- Инновации и эксперименты: Постоянное внедрение новых технологий и методик, тестирование различных подходов к обучению.
Эти стратегии помогут создать условия для эффективного и комфортного гибридного обучения, обеспечив высокое качество образования и удовлетворенность всех участников процесса.
Выводы.Таким образом, расширение образовательного пространства за счет внедрения гибридного формата открывает перед нами новые горизонты, но вместе с тем ставит перед педагогическим сообществом серьезные задачи. Для успешного применения гибридного обучения необходимо обеспечить качественную подготовку преподавателей, улучшить техническую инфраструктуру и разработать эффективные механизмы оценки знаний. Только тогда мы сможем максимально эффективно использовать потенциал современных технологий в образовании.
Литература
Абрамова М. О., Баранников К. А., Груздев И. А., Жихарев Д. А. и др. (2021) Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию.Аналитическийдоклад.Томск:Изд-воТомскогогосударственного университета.
КирюшинаМ. А.,АлексееваЯ. И.,РудаковВ. Н.(2023)Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций. М.: НИУ ВШЭ. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2764-1.
Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) //Высшее образование в России. - 2007. №4. С. 98-100.
Ананин Д. П., Стрикун Н. Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн / Наука, Образование, Культура // http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/6074.pdf.
Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. Москва: Буки Веди, 2016. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии /авт. коллектив: А. В. Клягин и др. М.: Высшая школа экономики, 2020. 112 с.
Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию. Аналитический доклад / науч. ред. Е. А. Суханова, И. Д. Фрумин. Томск: Томский государственный университет, 2021. 46 с.
Кизилова А. С., Фадеев Г. Н., Волков А. А. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. С. 1–18.
Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023), ст. 16 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Curtis, J. Bonk The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / Curtis J. Bonk, Charles R. Graham // Pfeiffer. – 2006.
Гаррисон Д.Р., Канука Х. Смешанное обучение: раскрытие его преобразующего потенциала в высшем образовании. Интернет и высшее образование. 2004; № 7 (2): С. 95–105.
Кристенсен К., Хорн М. Смешанное обучение разрушительно? Введение в теорию гибридов. Институт Клейтона Кристенсена, 2013.
OPTIMIZACIYA GIBRIDNOGO OBUCHENIYA: VYZOVY I PUTI RESHENIYA
Olejnik N. P., assistent,
nata.oleynik.2014@mail.ru, ORCID: 0009-0005-1172-7680.
Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Melitopolskij Gosudarstvennyj Universitet», (g.Melitopol, Rossiya).
Annotaciya
Izmeneniya v obrazovanii, vyzvannye globalnym perekhodom na distancionnoe obuchenie pod vliyaniem pandemii COVID-19, zastavili sosredotochitsya na potenciale i problemah gibridnoj formy obrazovaniya.
Osoboe vnimanie udelyaetsya dostoinstvam: shirokoj dostupnosti, vozmozhnosti adaptacii k individualnym potrebnostyam studentov (individualizaciya) i povyshennoj gibkosti uchebnogo processa. Odnako ne oboshlos bez sushchestvennyh zatrudnenij — eto nedostatochnaya podgotovka pedagogov v dannom napravlenii i tekhnologicheskie ogranicheniya.
Pandemiya COVID-19 posluzhila katalizatorom dlya glubokih preobrazovanij v obrazovatelnom prostranstve, akcentirovav neobhodimost vnedreniya informacionnyh tekhnologij kak klyuchevogo faktora uspekha.
V kontekste vozvrashcheniya vysshih uchebnyh zavedenij k tradicionnym formam obucheniya posle pandemii sohranyaetsya zhivoj interes k analizu i optimizacii gibridnogo podhoda, chto stimuliruetsya izucheniem opyta prepodavatelej v universitetah.
V svyazi s etim razrabatyvayutsya strategii povysheniya kachestva gibridnoj modeli: modernizaciya tekhnicheskoj infrastruktury, celenapravlennoe professionalnoe razvitie pedagogov i aktivnaya podderzhka motivacii uchashchihsya stali prioritetnymi napravleniyami v obrazovatelnoj politike.
Klyuchevye slova: gibridnoe obuchenie, smeshannoe obuchenie, vysshee obrazovanie, informacionnye tekhnologii.
References
1. Abramova M. O., Barannikov K. A., Gruzdev I. A., Zhiharev D. A. i dr. (2021) Kachestvo obrazovaniya v rossijskih universitetah: chto my ponyali v pandemiyu. Analiticheskij doklad. Tomsk: Izd-vo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.
2. Kiryushina M. A., Alekseeva Ya. I., Rudakov V. N. (2023) Prepodavatelskie praktiki sotrudnikov vuzov i nauchnyh organizacij. M.: NIU VShE. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2764-1.
3. Braun A., Bimrouz Dzh. Innovacionnye obrazovatelnye tekhnologii (problemy prakticheskogo ispol'zovaniya) //Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2007. №4. S. 98-100.
4. Ananin D. P., Strikun N. G. Gibridnoe obuchenie v strukture vysshego obrazovaniya: mezhdu onlajn i oflajn / Nauka, Obrazovanie, Kul'tura // http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/6074.pdf.
5. Andreeva N. V., Rozhdestvenskaya L. V., Yarmahov B. B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie. Moskva: Buki Vedi, 2016. Shtorm pervyh nedel: kak vysshee obrazovanie shagnulo v realnost pandemii /avt. kollektiv: A. V. Klyagin i dr. M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2020. 112 s.
6. Kachestvo obrazovaniya v rossijskih universitetah: chto my ponyali v pandemiyu. Analiticheskij doklad / nauch. red. E. A. Suhanova, I. D. Frumin. Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2021. 46 s.
7. Kizilova A. S., Fadeev G. N., Volkov A. A. Gibridnoe obrazovanie: ocenka v kategoriyah informacionno-aksiologicheskogo podhoda // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6. № 1. S. 1–18.
8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federalnyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 25.12.2023), st. 16 (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.05.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Curtis, J. Bonk The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs / Curtis J. Bonk, Charles R. Graham // Pfeiffer. – 2006.
10. Garrison D. R., Kanuka H. Smeshannoe obuchenie: raskrytie ego preobrazuyushchego potenciala v vysshem obrazovanii. Internet i vysshee obrazovanie. 2004; № 7 (2): S. 95–105.
11. Kristensen K., Horn M. Smeshannoe obuchenie razrushitelno? Vvedenie v teoriyu gibridov. Institut Klejtona Kristensena, 2013.