Память – это некий компонент общих и специальных способностей, где память является частью интеллектуальной структуры, а также частью общих способностей к обучению и предпосылкой для накопления знаний и «интеллектуальных навыков». Проблема развития памяти у детей с полноценным развитием и проблема развития памяти у детей с нарушением развития, находятся на актуальном уровне современности. У детей, с гармонично развивающимся уровнем здоровья на протяжении всего школьного возраста, преобладает непроизвольная память. Однако, по мере взросления, происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания к произвольному. Снижение умственное активности оказывает непосредственное влияние на формирование органов чувств, а именно оно оказывает прямое влияние на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребёнка. Также ухудшается вербальная память. Имеется ввиду волевая память на слова, фразы и связанные предложения. Продуктивность также проблематична. Они могут испытывать трудности с запоминанием и быть не в состоянии запомнить сложные инструкции. Учащиеся также испытывают проблемы с продуктивностью и с трудом запоминают сложные инструкции, элементы и последовательности действий и задач, что значительно затрудняет их обучение в школе. Адекватное общение и обучение в школе.
Память занимает особое место системе когнитивных процессов, объединяющих восприятие, воображение и мышление в попытке понять окружающую нас реальность. Физическое, а значит и умственное развитие тесно связано с возрастом человека. Каждому возрасту соответствует определённый уровень физического, умственного и социального развития. Однако развитие человека может быть смещено в ту или иную сторону.
Особый характер обучения в школе, а также в специальных учебных заведениях оказывает важное влияние на умственное развитие мальчиков и девочек. Они полностью осознают социальную значимость обучения и выбора будущей профессии. В этом возрасте когнитивные процессы (восприятие, память, мышление, рассуждение и речь) более стабильны. Память связана с мышлением и речью, на основе которых приобретается интеллектуальный характер. Другими словами, опираясь на мыслительные процессы, они приобретают осмысленную, обобщённую личность. При умеренной степени умственной отсталости нарушения памяти носят ещё более осложнённый характер. Объём её в значительном уровне мал, но к подростковому возрасту он может увеличиваться и достигать ряда, который имеется у детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Долговременная память лучше совершенствуется, чем кратковременная. При повторении уже ранее запечатлённого материала возникают искажения, что говорит о нарушении произвольного запоминания. У таких людей страдает как логические, так и механические прессы памяти. Незначительная их часть может осваивать основные навыки, которые необходимы для чтения, письма и простейшего счёта, благодаря неплохой механической памяти.
Образовательные программы в специализированных классах коррекционных школ или интернатах могут дать ребёнку возможность развивать свой потенциал и расширить навыки самообслуживания и ориентации в ближайшем окружении.
Таким образом, делаем вывод, что память человека является тонким индикатором при различного рода мозговых нарушениях. Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью можно выделить следующие:
- освоение нового у них происходит значительно медленнее при обучении необходимо использовать повторения материала);
- происходит быстрое забывание воспринятого и нет определённых возможностей вовремя использовать приобретённые уже знания и умения на практике.
Несовершенство память детей, имеющих умственную недостаточность, обусловлено плохой переработкой воспринимаемого материала. Таким детям малодоступны опосредованные приёмы запоминания. В школьном возрасте происходит переход от непроизвольного запоминания к произвольному и воспроизведению полученного материала.
Исследование проводилось на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №31 (ГБОУ АО СКОШ №31). В исследовании приняли участие 10 учащихся в возрасте от 15 до 17 лет. Данное исследование было направлено на изучение процесса формирования памяти у детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования были использованы некоторые методы известных учёных для детального анализа. Так, например, первая методика – методика Александра Романовича Лурия «Запоминание слов». Ребят необходимо было повторить 7 слов и при этом показать 3 движения, которые они смогли запомнить из показа. К сожалению, им далось представленное мероприятие сложно, так как совместить два разных действа для них оказалось сложно. Лишь несколько человек смогли вспомнить несколько слов, а повторить движения у них не получилось. Полностью справиться с поставленной задачей ни у кого не вышло. Следующая методика – методика Дэвида Викселя «Запомни рисунок». Учащимся была поставлена задача посмотреть на рисунок, в данном эксперимента это геометрические фигуры, запомнить их и далее повторить в пространстве, то есть держась друг с другом за руки построиться в нужную фигуру. Хочу отмети, что с данным видом задания у ребят возникло меньше затруднений, чем с другими. Они без проблем смогли сформировать круг, квадрат, овал и треугольник. Единственное с чем возникла проблема, это с порядком, что и за чем. Третья методика – методика Дэвида Викселя «Запомни цифры». В этом эксперименте было дано задание построиться в одну колонну и прослушать порядок цифр (от 1 до 5) и затем учащимся необходимо было по порядку выстроить колонну из стольки человек, какие цифры были названы. То есть были озвучен следующий ряд цифр – 1, 3, 5, 2, 4. Далее в колонне должно стоять столько человек, какая цифра ими запомнилась (то есть цифра 1 – один человек в колонне, следующая цифра 3 – построиться должно 3 человека, далее цифра 5 – значит 5 человек должно стоять в колонне и так далее). Эта задача оказалась самой сложной для ребят, и они практически не смогли с ней справиться. Так же по методике Дэвида Викселя «Запомни цифры» было сформировано следующее задание. Каждому участнику была присвоена своя цифра, например, Артём Х. – цифра 1, Иван К. – цифра 2, Ангелина В. – цифра 3, Катя Н. – цифра 4 и Арсений К. – цифра 5. В первом случае просто хаотично назывались цифры и ученик, которому была присвоена эта цифра, должен был сделать шаг вперёд и с этим заданием справились учащиеся неплохо, так как многие забывали, какая у них цифра. Во втором случае ребятам необходимо было взять столько мячей разного размера, согласно присвоенной им цифре и с этим видом задания возникли проблемы, так как возникла проблема с запоминанием цифры (в процессе первого и второго случая, цифры, присвоенные ученикам, остались теми же).
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день, проблема обучения детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, с каждым годом становится более актуальной. Молодым людям с задержкой умственного развития прежде всего необходимо понять и усвоить общепринятые правила поведения. Их также необходимо обучать тому, что касается их собственного пола, противоположного пола и основных правил гигиены. Это связанно с тем, что такие дети с большей вероятностью запомнят материал, который запоминается с использованием различных вспомогательных средств и приёмов, например, картинок, схем и другие, значит, что в работе с детьми, имеющими умственную недостаточность, следует применять подобного рода системы образования. У них не развита или плохо развита словесно-логическая память, а основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная, а способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо.
Являясь одним из основных компонентов познавательной жизнедеятельности человека, память тесно связана со всеми другими психическими процессами и с личностью человека в целом. Без памяти невозможно приобретение и усвоение знаний, умений и навыков. Поэтому необходимо диагностировать отклонения в развитии памяти и, соответственно, своевременно корректировать эти отклонения.
Литература
Дети с умственной отсталостью в инклюзивной группе: методическое пособие / Д.З. Ахметова, В.С. Горынина, Г.В. Орлов, И.А. Митрофанов. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2015. – 96 с.
Основы психологии детей с умственной отсталостью: учебное пособие / Л.В.Шипова. – Саратов, 2017. – 80 с.
Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 200 с.
Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.