В современном мире мобильные игры стали неотъемлемой частью досуга для людей разных возрастов и социальных групп. Одним из популярных жанров таких игр являются головоломки жанра "Три в ряд", основанные на простой механике - выстраивании одинаковых элементов в линию для их удаления. Несмотря на кажущуюся простоту, такие игры требуют определенных когнитивных навыков, таких как зрительное внимание, концентрация и стратегическое мышление.
Концентрация внимания, как считал Роберт Семенович Немов – это способность сфокусироваться на определенной задаче или стимуле, блокируя воздействие посторонних отвлекающих факторов. Это важный когнитивный процесс, необходимый для успешного выполнения любой деятельности, как повседневной, так и профессиональной, требующей концентрации усилий. Нарушения концентрации внимания могут негативно сказываться на продуктивности, обучении и качестве жизни человека.
В связи с широкой распространенностью и легкодоступностью мобильных игр, всё чаще молодые люди, обучающиеся в высших образовательных учреждениях, коротают свободное время в играх жанра «Три в ряд», а иногда и вовсе играют в них с подросткового возраста, что может воздействовать на их концентрацию внимания, поэтому важно выяснить то, в каком ключе может происходить такое влияние первого на второе, а также есть ли прямая зависимость между постоянной игрой в данный жанр игр и изменением уровня концентрации внимания.
Таким образом, практическая важность данного вопроса определяет актуальность выбранной темы, объекта, предмета, целей и задач исследования.
Цель работы: исследовать влияние игр жанра «Три в ряд» на концентрацию внимания студентов 18-23 лет.
Исходя из поставленной цели были установлены следующие исследовательские задачи:
Проанализировать теоретический аспект развития внимания в психологической литературе;
Изучить теоретическую литературу про свойства внимания, в том числе и про концентрацию внимания;
Изучить историю возникновения и развития игр жанра «Три в ряд»;
Провести тестирование для определения уровня концентрации внимания у испытуемых в контрольной и экспериментальной группах с помощью метода «Корректурная проба Бурдона»;
Проанализировать и интерпретировать полученные данные;
Сделать вывод по результатам исследования.
Теоретический объект исследования: внимание как познавательный психический процесс.
Предмет исследования: концентрация внимания.
Гипотеза экспериментального исследования: игры жанра «Три в ряд» повышают уровень концентрации внимания.
Эмпирический объект: студенты 18-23 лет.
Общий размер выборки составил 30 человек (по 15 человек в контрольной и экспериментальной группах).
Методика, используемая в исследовании: корректурная проба Бурдона.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательной деятельности [9].
Внимание – единственное из всех психических процессов, которое не имеет своего особого, специфического содержания деятельности. Оно всегда включено в другие психические процессы: память, мышление, ощущение, восприятие, воображение, эмоции и чувства, проявления воли [3]. Его продуктом может быть более четкий, яркий и выпуклый образ восприятия того или иного объекта или же более эффективно решённая задача. Из-за этого факта часть психологов до сих пор спорят о том, стоит ли рассматривать внимание как самостоятельный познавательный процесс, а также о том, к какому классу психический явлений его стоит относить вовсе. Поскольку любая деятельность невозможно без внимания, одни связывают его с волей, другие же согласны с тем, что внимание заслуженно, несмотря ни на что, является психическим познавательным процессом [5].
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер психической деятельности, который связывают, как раз-таки, с вниманием [8]. Избирательность подразумевает способность выделять из множества окружающих объектов и явлений только те, которые являются значимыми для субъекта в данный момент времени. Направленность же относится к выбору определенного вида деятельности, на которую сосредотачивается внимание. Однако одного выбора объекта или деятельности недостаточно для проявления внимания: необходимо также сохранение фокуса внимания, его удержание в течение определенного промежутка времени на избранном объекте или роде занятий. Иными словами, внимание требует устойчивости и концентрации на выбранной цели [1].
Именно во внимании видна связь сознания с предметом: чем активнее у человека сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект, и наоборот – чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание — это и есть проявление связи сознания и предмета, который в нем осознается [7].
В психологии выделяют ряд важных свойств внимания, характеризующих этот познавательный процесс и влияющих на его эффективность (таблица 1).
Таблица 1 – Свойства внимания (составлено автором по данным разных источников).
Свойства |
Характеристики |
Интенсивность |
Степень или сила сосредоточения сознания на объекте, избранном для анализа. Это качественная характеристика, показывающая «глубину погружения» в объект внимания [4]. |
Объём |
«То количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.» [4, с.30]. Может изменяться в зависимости от содержания, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал [7]. |
Распределение |
Выражаются в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания можно тренировать с помощью тренировок и специальных упражнений [7]. |
Устойчивость |
Длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Зависит от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, насколько он знаком и понятен, отношения к нему со стороны субъекта (степени его интереса к данному материалу) и индивидуальных особенностей личности [7]. |
Переключение |
Состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой, может быть преднамеренным и непреднамеренным [9]. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой и отражает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов [7]. |
Концентрация |
Степень сосредоточенности сознания на объекте (объектах) при отвлечении от всего остального, а также означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность [7]. Чем больше концентрация внимания на восприятии или мысли, тем меньше отвлечение на побочные впечатления. Она определяется двумя факторами: внутренним (волей человека) и внешним (интенсивностью самого воспринимаемого объекта: более интенсивные раздражители привлекают внимание легче.) Чрезмерная концентрация снижает внимание из-за усталости. Периодическое переключение внимания является оптимальным режимом деятельности [2]. |
Игры жанра «Три в ряд» уже стали практически обыденностью для большинства людей: доступность (вариации игр есть как на персональных компьютерах, так и на мобильных телефонах), вариативность дизайнов и форм, общедоступность и простота геймплея – всё это залог того, что всё чаще люди решают скоротать время, погрузившись именно в данный жанр игр. «Три в ряд» — это одна из старейших механик казуальных игр, наряду с шашками, шахматами и нардами. Суть и механика игры заложена в самом названии: надо расположить три предмета в один ряд, после чего он исчезали/убирались, посредством чего игровое поле пустело или обновлялось. Такие простые и понятные механики моментально полюбились людям, и игры распространились и стали успешны по всему миру [6].
Эмпирическую базу исследования составили две группы по 15 человек в каждой в возрасте 18-23 лет. В первую (экспериментальную) группу вошли те, кто активно играют в игры жанра «Три в ряд», во вторую (контрольную) – те, кто не играет.
Результаты экспериментальной группы по методике «Корректурная проба Бурдона» предоставлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Уровень концентрации внимания экспериментальной группы
Как видно из рисунка 1, один человек имеет высокий уровень концентрации внимания, 14 человек – очень высокий уровень. Такие результаты говорят нам о том, что испытуемые обладают быстрой переключаемостью, низкой отвлекаемостью и умеют длительное время удерживать внимание на одном виде работы. При этом очень низкие, низкие и средние показатели уровня концентрации внимания отсутствуют.
Результаты контрольной группы по методике «Корректурная проба Бурдона» предоставлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Уровень концентрации внимания контрольной группы
Из результатов Таблицы 2 мы видим, что 2 человека из группы имеют очень низкий уровень концентрации внимания, и 1 человек имеет низкий уровень концентрации внимания – такие результаты говорят нам о том, что способность сосредотачиваться на объектах у испытуемых очень низкая и низкая, много допущенных ошибок в работе. Можно сделать вывод, что причинами таких низких результатов могли стать сильная отвлекаемость и/или рассеянность внимания, что выражается в неспособности длительно удерживать внимание на одном виде работы. Средний результат имеет 1 человек из группы, что свидетельствует о средней концентрации внимания. У 8 человек имеется высокий результат, у 3 – очень высокий, что говорит о том, что они допускали мало ошибок, имели быстрый темп работы и имеют высокую переключаемость внимания.
Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп предоставлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнение результатов экспериментальной и контрольных групп
Проводя анализ результатов экспериментальной и контрольных групп по методике «Корректурная проба Бурдона», мы делаем вывод, что различия есть. У экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, присутствует больше высоких и очень высоких результатов, в то время как очень низкие, низкие и средние результаты отсутствуют.
Ранжирования результатов экспериментальной и контрольной группы предоставлены в таблице 2.
Таблица 2 – Ранжирования результатов экспериментальной и контрольной группы
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1 |
100 |
69 |
2 |
93 |
73 |
3 |
93 |
79 |
4 |
96 |
67 |
5 |
95 |
88 |
6 |
95 |
95 |
7 |
99 |
55 |
8 |
89 |
69 |
9 |
88 |
92 |
10 |
77 |
73 |
11 |
87 |
9 |
12 |
83 |
61 |
13 |
94 |
23 |
14 |
91 |
84 |
15 |
81 |
6 |
Среднее значение |
90,73 |
62,87 |
Чтобы подтвердить нашу гипотезу о повышении уровня концентрации внимания у людей, активно играющих в игры жанра «Три в ряд», сравним средние значения, которые вычисляются путем сложения набора чисел с последующим делением полученной суммы на их количество, Из таблицы 3 видно, что средние значение контрольной группы меньше, чем среднее значение экспериментальной группы, что говорит нам о том, что результаты людей, активно играющие в игры жанра «Три в ряд», выше, чем у людей, не играющих в данный жанр игр. Из этого мы может утверждать, что наша гипотеза о том, что игры жанра «Три в ряд» повышают концентрацию внимания, подтверждена
Подводя итоги, можно сказать, что проблема влияния игр жанра «Три в ряд» на концентрацию внимания была и будет актуальной в настоящее время. Можно также предположить, что игры этого жанра, вероятно, могут повлиять такие показатели внимания как переключаемость и сосредоточенность за счёт динамичного геймплея, ограниченности времени и ходов, а также соревновательной составляющей.
Список источников
1. Виды и свойства внимания // FreeПapers.ru [Электронный ресурс. – URL: https://www.freepapers.ru/18/vidy-i-svojstva-vnimaniya/112096.725238.list1.html (дата обращения: 12.11.2024).
2. Вундт, В.М. Основы физиологической психологии / В.М. Вундт. – М.: Издательство, 2015. – 328 с.
3. Гальперин, П.Я. Психология внимания: учебное пособие / П.Я. Гальперин. – М.: ИП РАН, Уфа: БашГУ, 2003. – 192 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания: Учебное пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Омега-Л, 2008. – 866 с.
5. Ланге, Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания / Н.Н. Ланге. – Одесса: Типография А. Соколовского, 1993. – 184 с.
6. Почему игры «Три в ряд» пользуются популярностью у многих людей? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.techinsider.ru/editorial/705323-pochemu-igry-tri-v-ryad-tak-populyarny/ (дата обращения: 20.11.2024).
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
8. Хусаинова, Р.М. Психология человека: краткий конспект лекций / Р.М. Хусаинова. – Казань: Казанский федеральный университет 2014. – 52 с.