Введение. Современные тенденции развития спорта связаны с активным внедрением цифровых технологий, что обусловлено стремлением к повышению эффективности тренировочного процесса и доступности образовательных услуг в спорте. Одним из вызовов, с которым сталкивается тренерская и научная среда, является адаптация методик обучения двигательным навыкам в условиях онлайн-взаимодействия тренера и спортсмена.
Современное спортивное образование в условиях глобализации и стремительного роста технологий претерпевает новые изменения. Одним из наиболее значительных трендов стало применение дистанционных форм обучения, что актуализирует необходимость исследования методик онлайн-занятий. Данная статья посвящена анализу методики организации онлайн-занятий по формированию двигательного навыка «рывок гири», который является одним из ключевых элементов гиревого спорта. Рывок гири требует от спортсмена высокой координации движений, силы и революционной выносливости, что создаёт предпосылки для детального изучения научных подходов в подготовке спортсменов через онлайн-платформы [2, 4].
Усиление требований к подготовке спортсменов в условиях пандемии COVID-19 продемонстрировало необходимость адаптации традиционных методов обучения, а также открыло возможность для внедрения новых технологий в сферу спорта. Исследования подтверждают, что дистанционные формы обучения могут быть не менее эффективными по сравнению с традиционными [1]. В то же время, имеются серьезные вопросы относительно способности тренеров адаптироваться к онлайн-формату и обеспечивать необходимые условия для успешного освоения техники рывка гири.
Рывок гири представляет собой сложный двигательный навык, который включает несколько этапов: исходное положение, подъем гири, контроль и фиксации. Освоение данного элемента требует от спортсменов высокой точности движений, координации и выработки динамического стереотипа. В условиях онлайн-обучения эти требования усложняются отсутствием, традиционного подхода «лицом к лицу» (прямого физического контроля) со стороны тренера-преподавателя, что увеличивает риск технических ошибок и травм [5].
С другой стороны, онлайн-формат позволяет внедрять в тренировочный процесс новые цифровые технологии, такие как видеонаблюдение, биомеханический анализ и индивидуализированные учебные программы. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки и адаптации эффективных методик, которые обеспечат качественное обучение двигательным навыкам в дистанционном формате.
Цель данного исследования – проанализировать преимущества и ограничения онлайн-обучения спортсменов двигательному навыку «рывок гири» и предложить рекомендации для тренеров по повышению результативности тренировок в онлайн-формате.
Методы исследования. В данной работе использованы методы анализа и обобщения существующих источников информации, посвящённых методам дистанционного обучения и особенностям физической подготовки в гиревом спорте. Применение количественного и качественного анализа результатов спорта на основе исчерпывающих данных позволило сформировать комплексный подход к организации дистанционных тренировок. В рамках исследования выделены ключевые аспекты, касающиеся как методологии, так и практических рекомендаций по организации онлайн-занятий.
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования различных методов и платформ дистанционного обучения в спорте, а также их применения на практике, были выявлены несколько ключевых аспектов, оказывающих значительное влияние на эффективность онлайн-тренировок. Анализ данных показывает, что использование современных технологий предоставляет спортсменам уникальные возможности для улучшения своих навыков, однако также выявляет ряд проблем, требующих внимания и дальнейшего исследования.
Одним из наилучших результатов внедрения дистанционного обучения является существенное увеличение доступности тренировок для спортсменов. Цифровые технологии в организации онлайн-занятий реализуются различными способами, но на наш взгляд имеется 4 основополагающих направления цифровизации тренировочного процесса:
1. Видеоматериалы как основной инструмент дистанционного обучения. Видеозаписи с демонстрацией техники выполнения соревновательных упражнений, в частности рывка гири используются, как базовый элемент обучения. Это могут быть предварительно записанные уроки или материалы, предоставляемые в режиме реального времени.
Преимущества видеоматериалов:
– доступность: спортсмены могут изучать технику в удобное время и многократно пересматривать сложные элементы;
– наглядность: демонстрация правильного выполнения помогает формировать точное представление о движении.
Однако эффективность данного метода ограничивается отсутствием обратной связи, что делает невозможным оперативное исправление ошибок спортсмена.
2. Онлайн-тренировки в режиме реального времени. Существующие платформы для видеоконференций (например, такие как: Яндекс.Телемост, Zoom, Google Meet, Skype и др.) предоставляют возможность тренеру наблюдать за техникой выполнения упражнения и давать рекомендации спортсменам в реальном времени.
Преимущества онлайн-тренировок:
возможность организации занятий в удобном для спортсмена месте;
возможность оперативной коррекции ошибок со стороны тренера;
формирование чувства ответственности и дисциплины у спортсменов.
Ограничения онлайн-тренировок:
ограниченное поле зрения камеры затрудняет наблюдение за всеми аспектами выполнения движения;
большая зависимость от качества интернет-соединения.
3. Биомеханический анализ движений.Программное обеспечение, такое как HumanTrak, Kinect, Kinovea, Dartfish, или специальные мобильные приложения, предоставляет объективные данные о технике выполнения движений, включая углы суставов, скорость и амплитуду движения. К преимуществам такого рода технологий можно отнести высокую точность анализа данных и возможность хранения и оперативного сравнения исходных данных для оценки прогресса. В качестве ограничений для повсеместного использования данных технологий в тренерском деле можно обозначить: высокую стоимость оборудования и программного обеспечения и необходимость высокого уровня технической грамотности тренера и спортсмена.
4. Геймификация тренировочного процесса.Внедрение игровых элементов, таких как виртуальные соревнования, начисление баллов за правильное выполнение техники или прохождение тренировочных этапов, способствует повышению мотивации у спортсменов. Преимуществами данного вида технологий являются повышение вовлеченности спортсменов в процесс тренировки; укрепление соревновательного духа обучающихся. Ограничениями могут являться возможность смещения акцента с техники на результат.
Несмотря на очевидные преимущества, онлайн-обучение двигательным навыкам сопряжено с рядом трудностей:
отсутствие прямого физического контроля: тренер не может исправить ошибки спортсмена с помощью физических корректировок;
зависимость от оборудования: эффективность обучения напрямую связана с качеством камеры, освещения и программного обеспечения;
мотивация спортсменов: отсутствие непосредственного взаимодействия с тренером снижает уровень вовлеченности и дисциплины у некоторых спортсменов;
ограниченность визуального наблюдения: тренер видит только ту часть движения, которая попадает в объектив камеры, что может привести к недооценке ошибок.
На основании проведенного анализа можно выделить несколько ключевых рекомендаций для тренеров, практикующих проведение тренировок в онлайн-формате:
1. Структуризация тренировочного процесса: каждая тренировка должна включать четкий план, состоящий из демонстрации техники, выполнения упражнения и анализа ошибок;
2. Использование многокамерной съемки: установка нескольких камер или использование поворотных устройств поможет охватить все аспекты выполнения движения;
3. Обратная связь: тренер должен предоставлять спортсмену регулярный видеоанализ его техники с комментариями;
4. Интеграция цифровых технологий: использование биомеханического анализа и датчиков движений значительно повышает объективность оценки;
5. Стимулирование мотивации: создание персонализированных тренировочных целей и программ стимулирует спортсменов к регулярным занятиям.
Данные рекомендации помогут значительно повысить качество обучения и улучшить технику выполнения упражнений, что в свою очередь положительно сказывается на результатах тренировок.
Заключение. Анализ показал, что методика организации онлайн-занятий по формированию навыка «рывок гири» является современным подходом к спортивному обучению, способствующим развитию атлетов в условиях ограниченного доступа к традиционным тренировочным площадкам. Гибкость и доступность онлайн-обучения, а также возможность индивидуализированного подхода могут значительно улучшить результаты спортсменов. Организация онлайн-занятий для обучения двигательным навыкам, таким как рывок гири, является актуальной задачей современной спортивной педагогики. Внедрение цифровых технологий, таких как видеонаблюдение, биомеханический анализ и элементы геймификации, открывают новые возможности для повышения эффективности тренировочного процесса.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку интегрированных платформ, которые объединят возможности анализа движений, обратной связи и мотивационных инструментов. Это позволит сделать онлайн-обучение доступным и результативным, а также обеспечит высокий уровень безопасности и качества тренировок.
Список литературы
Веснина, В. А. Увеличение уровня двигательной активности студентов с помощью использования мобильных технологий/ В. А. Веснина, А. Ю. Осипов, Н. В. Стародубцева // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – № 62-2. – С. 128.
Гредновская, Е. В. Применение современных цифровых технологий в подготовке спортсменов / Е. В. Гредновская, Е. Ю. Прокопчик // Homo holistic: человек целостный «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : Сборник научных статей, Челябинск, 15–19 мая 2023 года. Том Выпуск 11. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – С. 85-92.
Иорданская, Ф. А. Цифровые технологии в мониторинге тренировочных и дистанционных процессов подготовки спортсменов и лиц, занимающихся физкультурой / Ф. А. Иорданская // Вестник спортивной науки. – 2020. – № 3. – С. 31-44.
Прокопенко, Л. А. Особенности применения дистанционного образовательного курса по общей физической подготовке для студентов вуза / Л. А. Прокопенко // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. – С. 52.
Разработка системы формирования индивидуальных планов подготовки спортсменов с использованием современных цифровых технологий / Н. Адодин, Н. Еремич, М. Лебедев [и др.] // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 24–25 ноября 2021 года. – Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2022. – С. 29-31.
Цифровые технологии в образовательном процессе по физической культуре / М. В. Катренко, Т. А. Куликова, Н. А. Поддубная, Ю. И. Журавлева // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2023. – № 2(95). – С. 222-232.
Шарифуллин, И. С. Влияние онлайн тренировок на подготовку профессиональных спортсменов / И. С. Шарифуллин // SMART SPORT & TOURISM: цифровая трансформация в сфере физической культуры, спорта и туризма: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, прошедшей в рамках Международного форума Kazan digital week-2024, Казань, 11 сентября 2024 года. – Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2024. – С. 154-158.