По мнению одного из крупнейших педагогов А.С.Макаренко,
воспитание подростков в семье - это сложный процесс, который направлен на подготовку их самостоятельной жизни, он тесно связан с возможностью получения детьми правильного руководства и формирования у них главных жизненных ценностей. Растущие масштабы "виртуальной деятельности", присутствие подростков в информационном пространстве и их растущая уязвимость перед разного рода информацией делают выполнение этих задач особенно сложным. В связи с этим родителям становится все сложнее формировать "правильные" ценности, а само понятие становится все более расплывчатым.
В современном российском обществе все большее распространение получают неполные семьи. Поэтому все более актуальным становится анализ формирования и содержания ценностных ориентаций подростков в полных и неполных семьях.
Петрова М. И. дает следующее определение ценностных ориентаций личности — это результат внутреннего и внешнего взаимодействия в процессе становления личности, отражение объективного мира на субъективном сознании, продукт формирования личности человека в процессе социализации. Осознанные ценности играют важную роль в определении направленности личности и ее ориентации в социальной среде [6, с.54].
Важные для семьи жизненные установки делятся на 2 типа, они представлены на схеме 1.
Жизненные установки семьи.
Материальные
|
Духовные
реализация жизненных целей
|
Схема 1. Жизненные установки семьи
В исследованиях который проводил С.Я. Ермолич результаты показали, что дети из неполных семей имеют много отличий от детей из полных семей: низкая успеваемость, недостаточно требовательные родители, низкая самооценка и стремление повысить ее любыми способами, они становятся непохожими на своих сверстников, и негативно относятся к родителям [3, с.
24].
В неполных семьях одинокие родители не в состоянии удовлетворить материальные потребности своих детей. Более того, в неполных семьях мать-ребенок (наиболее распространенный тип неполной семьи), за исключением вышеперечисленных трудностей, возникают сложности и с ведением домашнего хозяйства, нехватка времени на домашние дела и общение с ребенком [4, с. 156].
В целом в семьях с одним родителем, как правило, существуют два различных стиля воспитания. Первый тип родительского воспитания — это низкая защита, то есть отсутствие интереса к ребенку. Второй тип родительского воспитания - чрезмерное внимание к ребенку, сильный эмоциональный контакт с ним, абсолютное принятие любого поведения ребенка или тип родительского воспитания, допускающий чрезмерную опеку
[3].
Валентина Михайловна Целуйко разделяет ценностные приобретения у подростков на два типа: процессуальные и содержательные. Первый - это процесс осознания необходимости конкретных действий на основе ценностей, норм поведений, эмпатий и сочувствия, обусловленных подростковым возрастом. Второй процесс — это этап приобретения моральных ценностей в подростковом возрасте, то есть от осознания смыслового содержания моральных норм и ценностей к их практическому применению в действии [7, с.47]
В Областном государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Открытый дом» в г. Ульяновск», мной была проведена диагностика детей из полноценной и неполноценной семьи.
В результате проведенного мной исследования, можно с уверенностью сказать о том, что для большинства подростков в полных и неполных семьях важными являются результативность жизни жизненная эффективность и ощущение насыщенности жизни, а у подростков в неполных семьях, напротив, доминируют жизненные цели, которые придают временную перспективу (Рис.
1).
Рисунок 1. Ценности подростков в полной и неполной семье
Также, кроме того, можно сделать вывод, что у подростков в полной обеспеченной семье присутствуют такие качества, как отдых на природе с семьей, помощь другим людям, поиск нового и интересного для себя, социальная активность. В ценностях подростков из неблагополучных семей в большей мере преобладают, потребность в уважении и любви, материальное состояние неполноценной семьи. (Рис. 2)
Рис. 2: Ценностные интересы подростков из полных и неполных семей
По результатам исследования, можно сделать вывод, что ценностные ориентации подростков и воспитание значительно различаются, в полноценной и неполноценной семье. Ценности, влияющие на взгляды подростков на смысл жизни, фактически формируются в процессе семейной социализации.
Список литературы
Богданова, А. М. Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников в процессе организации проектной деятельности на занятиях кружка / А. М. Богданова, Я. В. Макарчук. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 464-467. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91152/ (дата обращения: 15.04.2024).
Дружинин, В.Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2019. 176 с.—ISBN 978-5-469-00131-7
Ермолич, С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков// Внешкольное воспитание. – 2017. – №9. – С. 23- 27.
Мишина, Т.И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений / Ред. М.М. Кабанов, А.Е. Личко, В.М. Смирнов. - Питер,2021. – С.255-281.
Мачурова, Н. Н.Жизненные ценности в понимании подростков: автореферат диссертаций,кандидат психологических наук: 19.00.11. - Санкт-Петербург, 2018. – 19 с.
Петрова, М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях / М. И. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 675-677. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14536/ (дата обращения: 10.04.2024).
Целуйко,В.М.Психологиясовременной семьи:книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - Москва: Владос, 2004. - 286 с.