За последние десятилетия система образования претерпела значительные изменения. В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса школа уже не может ограничиваться лишь передачей знаний в различных отраслях. Сегодня образовательный процесс должен быть направлен на формирование у школьников таких качеств и навыков, которые будут служить им опорой на протяжении всей жизни. Современное образование должно не только заложить основы математики и физики, познакомить с литературой и историей, но также развить их личностные универсальные учебные действия (УУД). Они включают в себя такие качества и умения, как критическое мышление, адекватная оценка себя и окружающих, умение работать в команде, желание постигать новое и приспосабливаться к изменениям.
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении означают умение ученика учиться, определяют его способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности [1]. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях.
Исследователи выделяют четыре основных вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В рамках данной статьи речь пойдет о формировании личностных УУД школьников, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях [2]. Этот вид УУД включает в себя такие способности/свойства личности, как умение соотносить свои поступки с нравственно-этическими нормами и ценностями, а также знание самих ценностей. Самооценка, самодисциплина, саморефлексия – все, что человек оценивает самостоятельно, опираясь на внутренние убеждения.
Личностные универсальные учебные действия являются неотъемлемой частью образовательного процесса, так как они способствуют всестороннему развитию личности ученика. Их внедрение в учебную деятельность помогает не только в освоении учебного материала, но и в подготовке детей к жизни в современном обществе, где важны не только знания, но и умение взаимодействовать с окружающими, принимать решения и адаптироваться к изменениям.
Роль формирования личностных УУД в структуре способностей и качеств личности школьника весьма значительна. Они помогают учащимся осознавать свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности. Осознавая перечисленное, учащиеся смогут скорректировать свою деятельность, работать над своими сильными сторонами и улучшать слабые. У них будет формироваться внутренняя мотивация к обучению, будут развиваться социальные навыки и чувство ответственности.
Обобщая опыт педагогов-практиков и анализируя собственную профессиональную деятельность в рамках школьных практик, выделим ряд учебных заданий, которые способствуют формированию личностных УУД учащихся на занятиях по иностранному языку в средней школе.
Дневник достижений. Младшим школьникам предлагается вести тетрадь/блокнот, в который они будут записывать свои достижения. Например, научился читать, выучил лексику по теме «Еда», научился образовывать множественное число у существительных и тд. Это поможет ребенку научиться отслеживать свой прогресс, адекватно его оценивать. Тетрадь также будет служить дополнительным предметом наглядности. Глядя на нее, ребенок захочет записывать туда свои новые достижения, и, соответственно, будет работать на уроках английского усерднее
Индивидуальные творческие задания, в том числе проектного типа. К примеру, учащимся предлагается создать проект «Моя мечта». Школьники делают небольшой проект на английском языке о своей мечте (профессии, путешествии, хобби). Это задание направлено на развитие умения выражать мысли, чувства, формировать самооценку.
Творческие задания, направленные на сотрудничество. Учеников можно разделить на группы по 3-4 человека. Каждой группе дается задание создать проект на заданную тему (например, «Семья»). Они должны создать общий проект. Можно использовать картинки, фотографии, рисунки. Во время выполнения этого задания будут развиваться навыки командной работы и общения.
Задания, способствующие развитию критического мышления. Учитель предлагает тему для обсуждения - например, «Здоровый образ жизни». Ученики делятся на группы и обсуждают, что значит здоровье для них. Каждая группа готовит короткую презентацию на английском, в которой они представляют свои идеи. Это помогает развивать умение аргументировать свою точку зрения и слушать мнения других.
Задания, нацеленные на развитие эмоционального интеллекта. В качестве примера можно взять работу с литературными текстами. В начальной школе дети читают сказки. Учитель может читать сказку или рассказ на английском языке, после чего дети должны обсудить, какие эмоции испытывали герои, как бы они повели себя на их месте. Такие задания очень хорошо развивают эмпатию и способность к эмоциональному восприятию.
Создание эмоциональных карточек также будет полезным заданием, направленным на формирование личностных УУД. Ученикам предлагается создать карточки с изображением различных эмоций (радость, грусть, страх, печаль и т.д.). После этого они описывают ситуации, когда испытывали эти эмоции. Это поможет детям лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Личностные универсальные учебные действия (УУД) играют важную роль в образовательной деятельности, поскольку они способствуют формированию целостной личности ученика и обеспечивают его успешную адаптацию в обществе. Умение распознавать свои эмоции и управлять ими, а также понимать эмоции других людей, является ключевым аспектом личностных УУД. Работа в группах, участие в дискуссиях и совместных проектах развивают умение сотрудничать с другими, выражать свои мысли и слушать мнения окружающих. Личностные УУД помогают учащимся адаптироваться к социальным нормам и правилам, развивая умение вести себя в различных ситуациях. Это важно как для успешной интеграции в общество, так и для будущей профессиональной деятельности.
Список литературы
Анищенко И.В. Виды УУД ( ФГОС) [Электрон. ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/ 2021/11/14/ vidy-uud (дата обращения: 23.11.2024)
Дулевна Л.Х. Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий [Электрон. ресурс] URL. https://multiurok.ru/index.php/blog/formirovaniie-lichnostnyie-uud.html (дата обращения: 23.11.2024)