Сегодня обучение иностранным языкам в школе вышло на новый уровень, благодаря активной цифровизации образовательной среды. Современный педагог должен уметь пользоваться не только традиционными методами обучения, но и применять цифровые технологии. Использование подобных технологий позитивно влияет на формирование лексической компетенции обучающихся, на что мы и обратим внимание в рамках данной статьи. Более конкретным предметом нашего исследовательского интереса выступают интерактивные презентации как средство обучения иноязычной лексике.
Лексика играет одну из ключевых ролей в процессе коммуникации на любом языке: без нее невозможно осуществить ни один из основных видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо). Для знакомства с новыми лексическими единицами, их закрепления и использования их в речи используются различные средства, способы и приёмы, такие как ведение словаря, лексические игры, песни, стихотворения [2]. Обучение лексике принято делить на три этапа:
знакомство с новыми лексическими единицами;
методические действия, обеспечивающие усвоение учащимися новой лексики;
организация повторения усвоенной учащимися лексики и контроль качества усвоения [3].
Для лучшего усвоения нового материала, наглядности и повышения интереса и мотивации на каждом этапе возможно использование интерактивных презентаций.
Е. В. Теплякова определяет интерактивную презентацию как презентацию, предоставляющую пользователю возможность взаимодействия с материалом презентации в режиме показа презентации через интерактивные элементы управления [4]. Такая презентация позволяет не просто демонстрировать текст, изображения, аудио- и видеоматериалы, но и активно взаимодействовать с ними: выбирать и свободно передвигать элементы, воспроизводить необходимые материалы, интегрировать веб-приложения.
Прежде всего, такие презентации повышают интерес и мотивацию учеников благодаря применению мультимедиа и интерактивным возможностям. Во-вторых, они облегчают подготовку учителя к урокам. Их преимущество заключается в том, что весь учебный материал собран в одном файле, что позволяет эффективно и логично структурировать урок.
Существует большое количество программ и веб-сайтов, предлагающих создание такого рода презентаций:
Microsoft PowerPoint изпакетапрограмм Microsoft Office;
Сайтыдлясозданияинтерактивныхпрезентаций, такиекак Genially, Canva, Google Presentations, PowToon, DiaClass идр.
Большинство из этих сервисов требуют простой регистрации и предоставляют достаточный функционал без платных подписок. Так как многие учителя уже работали с Microsoft PowerPoint, интерфейс данных сайтов будет интуитивно понятен. Создавать интерактивные презентации с помощью перечисленных сервисов легко благодаря наличию шаблонов, встроенных в шаблоны инструкций, видеоуроков.
Среди прочих, исследователи выделяют следующие возможности использования интерактивных презентаций на уроке при демонстрации и закреплении лексических единиц [5]:
использование флэш-карточек (flashcards), использование сервиса Quizlet для их создания и демонстрации. Флэш-карты (от англ. flashcards) — это карточки, содержащие рисунки, реплики диалога, фрагменты текста и т. п., используемые в качестве средства обучения языку в игровой форме [1]. С помощью сервиса Quizlet можно создавать и демонстрировать наборы флеш-карточек, которые могут содержать текст, изображения и аудиофайлы. Презентация флеш-карточек во время урока позволяет учащимся не только запоминать новые лексические единицы, но и активно вовлекаться в процесс обучения;
слайд-шоу для наглядности, использования изображений в речевых упражнениях. Яркие изображения на большом экране интерактивной доски привлекают внимание учеников и повышают их интерес к выполнению задания. Интерактивная презентация позволяет использовать статичные и анимированные изображения;
таблицы для различных бинго, игр «крестики-нолики» и пр. Создание подобных таблиц в электронном виде требует меньше времени и вносит игровой элемент при изучении и повторении лексики;
преобразовать задания из учебника в интерактивное задание. С возможностями интерактивной презентации любое задание из учебника можно «оживить». Например, к простому заполнению пропусков или диалогу можно добавить анимированные изображения, аудио сопровождение, перевод или определение новых лексических единиц;
использование Интернет-ресурсов. Задания с LearningApps/Wordwall, видео с YouTube/Rutube, и другие. Сервисы LearningApps и Wordwall позволяют создавать такие задания, как «Найди пару», «Заполни пропуски», «Соотнеси…» и другие в интересной интерактивной форме;
самостоятельная работа. На более поздних этапах учащиеся могут самостоятельно работать в интерактивной презентации, использовать их возможности для создания собственных проектов [5].
Таким образом, интерактивная презентация повышает интерес к языку, позволяет наглядно демонстрировать лексику, использовать различные цифровые образовательные ресурсы для её активизации, экономит время и ресурсы преподавателя.
Список литературы
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). [Электронный ресурс] / М.: Издательство ИКАР. 2009. URL: https://vk.com/doc-58168585_437213669?hash=OuphRMQXmoqG6GmjF9HjGWFgqOw8Xqmzrk6bFXBCol4&dl=JPMO8cqs67Dh2sJQLRhThZVueb9fIUxVP5cQJxIspZT (дата обращения: 27.11.2024)
Лысенко, Н.А. Методы обучения лексике на уроках английского языка. [Электронный ресурс] / Международный центр образования и педагогики. 2022. URL: https://mcoip.ru/blog/2022/03/24/metody-obucheniya-leksike-na-urokah-anglijskogo-yazyka/ (дата обращения: 27.11.2024)
Нестерук, Ю.А., Соболева, Е.А. Обучение лексике английского языка с использованием цифровых технологий. [Электронный ресурс] / Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48079282&pff=1 (дата обращения: 27.11.2024)
Теплякова, Е.В. Создание интерактивной презентации с помощью триггеров. [Электронный ресурс] / Информатика в школе. 2018. URL: https://school.infojournal.ru/jour/article/viewFile/202/202 (дата обращения: 27.11.2024)
Тетерина, А. Мультимедийная презентация как средство формирования лексических навыков. [Электронный ресурс] / Портал для учителей и репетиторов Skyteach. 2021. URL: https://skyteach.ru/methods/children/multimedijnaya-prezentaciya-kak-sredstvo-formirovaniya-leksicheskix-navykov/ (дата обращения: 27.11.2024)