Формирование у школьников компетенции в области иноязычного аудирования представляется одной из наиболее важных целей обучения, поскольку способность воспринимать речь на иностранном языке – как неотъемлемая часть коммуникативных умений человекам – становится незаменимым инструментом эффективного взаимодействия с носителями других культур, получения информации из различных источников и реализации собственного потенциала в глобальном социуме.
В наше время обучение языкам становится все более многообразным и доступным. Мультимодальные форматы обучения с использованием интернета и мобильных устройств (смартфонов, планшетов и ноутбуков) изменили традиционные подходы к знаниям в плане разнообразия возможностей для обучения. Это особенно важно в эпоху цифровых технологий. Одним из наиболее эффективных средств иноязычного образования является использование аутентичных аудиоматериалов. Аутентичные материалы представляют собой оригинальные записи на иностранном языке, которые могут быть взяты из реальных ситуаций общения, таких как новости, интервью, диалоги и т.д. [2].
Данные материалы помогают учащимся развить навыки восприятия иноязычной речи в естественной форме. Одним из видов аутентичных аудиоматериалов является подкаст. Эрик Нельсон в своем исследовании "Understanding the Podcasting Phenomenon" определяет подкаст как "серию аудиофайлов, доступных для загрузки и воспроизведения, которые могут быть созданы любым желающим и охватывают широкий спектр тем" [6].
В 2004-2005 годах подкастинг начал стремительно набирать популярность. Уже в 2005 году, слово "подкаст" было признано "словом года" Оксфордским американским словарем, (BBC News, 2005) [5]. С тех пор, эта технология не только усовершенствовалась, став более доступной и удобной для обычных пользователей, но и расширила сферы своего применения. От музыкальных произведений до образовательных ресурсов – подкастинг проник во все сферы жизни. Тогда исследователи начали задумываться о том, как его можно применять в образовательных целях.
Подкасты, используемые для изучения языков, имеют разнообразные форматы и стили: от длинных монологов и кратких информационных блоков до интерактивных обсуждений, списков слов, фраз дня, рецептов, интервью и новостей. Как и с любыми другими образовательными ресурсами (видео- и аудиозаписи, веб-сайты), некоторые подкасты могут заинтересовать одних учеников, в то время как другие окажутся более привлекательными для другой части аудитории.
Подкасты удачно дополняют урок иностранного языка в его классическом понимании, предлагая разнообразные темы и форматы, которые могут заинтересовать учеников. Они представлены в форме аудиорассказов, музыкальных передач или звуковых эффектов, что делает их более привлекательными для обучающихся, чем традиционные тексты или учебники. Это помогает сделать уроки более увлекательными и персонализированными.
Образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых:
формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух,
формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков,
расширение и обогащение лексического словаря,
формирование и совершенствование грамматических навыков,
развитие умений говорения и письменной речи.
Однако наиболее приемлемой и реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях остается развитие рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом и умений понимания иноязычной речи на слух – отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщения в определённом темпе, определенной длительности, до конца без пропусков [1].
Неоспоримое преимущество подкастов заключается в том, что они предоставляют учащимся прекрасную возможность слушать актуальные современные аутентичные тексты различных жанров на любую интересующую учащихся тему в разнообразном исполнении (акцент, тембр, ритм, беглость речи говорящего).
Исследователи и педагоги-практики предлагают разные способы оценки подкастов с точки зрения целесообразности и полезности для образовательного процесса по иностранному языку. Например, Е.Ю. Малушко предлагает руководствоваться следующими критериями:
подкаст должен быть аутентичным, то есть отражать реальную речь и культуру;
тема подкаста должна соответствовать учебной программе;
материалы подкаста должны быть актуальными;
подкасты должны подходить по интересам и возможностям учеников;
необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося;
подкаст должен быть функциональным, то есть пригодным для использования в обучении;
качество звука должно быть разборчивым и не мешать пониманию;
подкаст должен быть оперативным - удобным в использовании и подходящим для выбранной задачи [3].
Для эффективного использования подкастов в учебных аудиториях, предлагается трехэтапная методика работы с аудиоматериалами [4].
Рассмотрим каждый этап более детально:
1этап. До прослушивания.
Перед прослушиванием необходимо подготовить учеников к восприятию материала. Это включает в себя погружение в тему подкаста, мотивацию к прослушиванию и устранение возможных языковых барьеров.
2 этап. Прослушивание.
Во время прослушивания нужно сфокусировать учеников на ключевой информации. Для этого разрабатываются специальные упражнения, которые помогают лучше понять содержание: заполнение таблиц, упорядочивание фрагментов аудио, определение говорящих и т.д. Цель – максимально эффективное восприятие и понимание аудиотекста.
3 этап. После прослушивания.
После прослушивания предполагаются упражнения, которые проверяют понимание и побуждают к активному использованию полученной информации. Например, ученики могут написать свои комментарии или предложения по поводу прослушанного материала, придумать альтернативные сценарии событий или развить затронутые темы. Так прослушанная информация превращается в инструмент для выражения собственных мыслей и идей.
На данный момент существует множество сайтов и платформ с подкастами, направленными на изучение иностранных языков. Приведем для примеры некоторые из них, пользующихся спросом у преподавателей:
1. BBC Learning English. Этот ресурс предлагает подкасты и аудиоуроки для изучающих английский язык, охватывающие различные темы и уровни сложности.
2. Duolingo Podcasts. Подкасты, созданные для изучающих языки, особенно полезны для практики восприятия на слух. Они предлагают интересные истории на английском и испанском языках.
3. Coffee Break Languages. Эта серия подкастов охватывает несколько языков и предлагает уроки, подходящие для разных уровней.
4. LanguagePod101. Платформа, предлагающая подкасты для изучения различных языков с акцентом на практическое использование и повседневные ситуации.
5. Pimsleur. Хотя это платный ресурс, Pimsleur предлагает высококачественные аудиоуроки для изучения языков, основанные на методе погружения.
6. TED Talks. Множество выступлений TED доступны в аудиоформате и могут быть полезны для изучения языка, особенно в контексте актуальных тем и идей.
Обобщая сказанное выше, мы можем утверждать, что подкасты могут быть полезным инструментом для формирования компетенции в области аудирования учащихся. При этом важно уделять большое внимание отбору языкового учебного материала с точки зрения его методической ценности и целесообразности в конкретных образовательных условиях.
Список литературы
Баранова Е.В. Использование подкастов в обучении иностранному языку / Е.Б.Баранова // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 2. - С. 3-8.
Лебедева Е.В. Использование подкастов в обучении иностранным языкам / Е.В. Лебедева // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 5. - С. 4.
Малушко Е.Ю. Критерий выбора подкастов для изучения иностранного языка // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск №6. - 2011. – С. 146-152)
Эрик П.В. Методы и приемы обучения аудированию с использованием англоязычных подкастов // Филология и лингводидактика в современном научном и образовательном пространстве : сб. докл. Участников Нац. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Брянск, 14-15 апреля 2021 г. - Брянск : Брянс, гос. ун-т им. АкадемикаИ. Г. Петровского, 2021. — C. 674-681.
BBC News. (2005, December 7). Wordsmiths hail podcast success. Retrieved аfrom http://news.bbc.co.uk/1/hi/technology/4504256.stm
Nelson, E. Understanding the Podcasting Phenomenon. – 2016.