Современная образовательная политика в нашей стране направлена на воспитание нравственно-зрелой личности, осознающей правовую ответственность за свои действия, способной следовать нормам права в поведении, занимать активную гражданскую позицию. Все это непосредственно и в огромной мере касается будущих педагогов, которые в дальнейшем будут осуществлять свою педагогическую деятельность в образовательных учреждениях и являться значимым примером для обучающихся.
Необходимость создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, была сформулирована Президентом Российской Федерации в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]. Во исполнение данного Указа, Правительство РФ предусмотрело решение этой задачи при определении основных направлений деятельности на период до 2024 года.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" до 2030 года (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2021 № 1701) указано, что приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" отражены не только в данном указе, но и в Указах от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. и от 21 апреля 2021 г. [1]
В связи с принятыми изменениями в направлении обучения в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в Российской Федерации" были внесены существенные изменения, которые с 01 сентября 2024 года вступили в силу. В данном законе и в других законодательных актах раскрыто содержание такого понятия как «цифровая образовательная среда». В пункте 3 Положения о проведении на территории отдельных субъектов российской федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 года № 2040 дается понятие, из которого следует, чтоЦифровая образовательная среда (ЦОС) может быть определена как цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса — администрацию школы, учителей, учеников и их родителей [1].
А.А. Трифонов в своих работах «Изменение правового статуса педагогических работников в условиях цифровизации образования: новые компетенции и умения» [2], а также «Нормативно-правовое регулирование цифровой образовательной среды в системе общего образования» [3] указывает, что знание нормативно-правовых основ при проектировании процесса подготовки педагогов к работе в ЦОС является важным, так как оно позволяет грамотно и эффективно организовать данную деятельность.
Положением о государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 года № 1836 устанавливается назначение, задачи, цель, и принципы создания и развития государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда", ее структура, обозначаются основные функции участников системы, их полномочия и ответственность, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, требования к хранению информации, содержащейся в системе, требования к техническим и программным средствам системы, правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами, а также требования к защите содержащейся в системе информации [1].
В ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об образовании в РФ» определено содержание понятия «электронное обучение», под которым понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].
Из выше указанных законодательных актов следует, что любой педагог должен быть профессионально готов к реализации образовательной деятельности в современной цифровой образовательной среде, в том числе и в формате электронного обучения, при этом обязан не только хорошо владеть информационными технологиями, но и реализуя образовательную программу должен в полной мере соблюдать действующее законодательство в области информатизации, не допускать нарушения прав учащихся и соблюдать морально-этические нормы, быть образцом и примером для своих учеников.
Для этого необходимо, чтобы уже с 1 курса обучения у будущих педагогов были заложены знания основных правовых норм поведения в цифровой образовательной среде, тем более, что пункт 22 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2023 года № 1678, предусматривает необходимость исполнения при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательные организации требований действующего российского законодательства, и в частности таких законов, как Закон РФ "О государственной тайне", ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и Федерального закона "О персональных данных". [1]
Выделим основные правовые нормы поведения участников образовательных отношений в цифровой образовательной среде:
Во-первых, организация защиты персональных данных. Педагогам необходимо знание общих требований и норм по организации защиты персональных данных и компетентность использования их в соответствии с законодательством. Мы полностью разделяем позицию А.А. Трифонова, изложенную в статье «Нормативно-Правовые основы подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде», на предмет значимости подготовки педагогов к организации безопасного хранения и передачи персональных данных обучающихся в цифровой образовательной среде. От педагогов требуются умения устанавливать защиту от несанкционированного доступа к системам обработки персональных данных, использовать безопасные пароли и др. [4].
Во-вторых, соблюдение авторского права. Педагоги могут использовать различные цифровые ресурсы, такие как учебники, изображения, видео, программное обеспечение и другие материалы в своей практике. Однако такое использование не должно нарушать авторское право и соответствовать правилам использования интеллектуальной собственности [4].
В третьих, соблюдение этических норм и обеспечение психологической безопасности личности. Педагоги должны соблюдать и пропагандировать этические принципы межличностного взаимодействия и обеспечивать психологическую безопасность обучающихся в цифровой образовательной среде. Это включает соблюдение правил конфиденциальности, нераспространение ложной информации, предотвращение кибербуллинга и других форм неприемлемого поведения [4].
В четвертых, соблюдение внутренних правил образовательной организации. Педагоги должны соблюдать внутренние правила образовательной организации при использовании цифровой образовательной среды, например требования к использованию определённых платформ и цифровых ресурсов, лицензионного программного обеспечения, политики доступа к ресурсам корпоративных систем и др. Несоблюдение таких правил может подорвать престиж образовательного учреждения, вызвать дисциплинарные меры или другие юридические последствия [4].
Эффективное выполнение перечисленных правовых норм поведения участниками образовательных отношений в цифровой образовательной среде невозможно без воспитания будущих педагогов в духе уважения к закону, позитивного отношения к правилам, установленным государством, принятия и соблюдения их, применения норм, принципов и положений законодательных актов в повседневной жизни, осознанного поведения человека, не противоречащего нормам права, приобретения личностью общественного опыта через непосредственную реализацию правовых предписаний.
Соблюдение правовых норм определяется уровнем моральной нравственности личности, способностью развития правовых ценностей, связанных с законностью и правопорядком. Состояние правового поведения общества, в том числе и студентов высших учебных заведений, на сегодняшний день не в полной мере отвечает требованиям социально-правовой и образовательной политики нашего государства. Недостаточная разработанность в педагогике теоретико-методической основы формирования правового поведения требует решения задач, связанных с эффективной интеграцией подрастающего поколения в правовое поле государства.
В своем диссертационном исследовании «Педагогические особенности формирования правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде» кандидат педагогических наук А.Н. Юнусова утверждает, что «результативность формирования правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде обусловлена эффективной учебной, внеаудиторной и самообразовательной деятельностью, основанной на применении интерактивных форм, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса.» [5].
Л.А. Радченко в своей работе «Формирование правосознания старшеклассников в проектной деятельности» приходит к выводу, что педагогическими условиями, обеспечивающими надлежащее формирование правосознания обучающихся в проектной деятельности, являются: организация командной работы учащихся в процессе подготовки, реализации и защиты проекта, включающей формирование правосознания; установление субъектных отношений педагога и обучающихся в процессе реализации проектов по правовым темам. Мы согласны с мнением автора о том, что формирование правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде обеспечивается целевым, направленным методологическим подходом, а уровень сформированности правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде зависит от комплекса оптимальных педагогических условий (стимулирование позитивной мотивации к формированию правового поведения; создание субъект-субъектного взаимодействия в цифровой образовательной среде; использование интерактивных форм и методов решения правовых ситуаций; оптимальное педагогическое сопровождение процесса формирования правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде) [6].
В своем диссертационном исследовании на тему «Формирование гражданско-правовой компетентности школьников в проектной деятельности» А.Х. Хачароева приходит к выводу, что эффективность формирования гражданско-правовой компетентности школьников в проектной деятельности обеспечивается через реализацию комплекса педагогических условий: интеграция учебной и внеучебной деятельности; вовлечение школьников в деятельность органов ученического самоуправления; организация и расширение социального партнерства общеобразовательной школы; включение школьников в социальное проектирование, обеспечивающее их активное участие в проектной деятельности; организация специальной научно-методической работы по подготовке педагогов к формированию гражданско-правовой компетентности у школьников [7].
Для того чтобы будущие педагоги в своей профессиональной деятельности смогли эффективно формировать гражданско-правовую компетентность школьников необходимо с самого начала их обучения закладывать основы правовых знаний, а также знаний норм профессиональной этики.
На основании положений Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" было разработано Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников [8]. В этом положении отражено, что педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Однако анализ цифровой образовательной среды на предмет публикаций аморального поведения педагогов говорит о значимости и актуальности данной проблемы. Так, к примеру, в свободном доступе для обучающихся на интернет-ресурсе «Тик-Ток» некий педагог разместила видео, где она снята в банном халате, и при этом обсуждает спиртное и отношения с мужчинами; а другой педагог - выложила в Инстаграм-(соцсеть признанна экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) довольно «горячий» танец, выступая в нижнем белье. Эти примеры свидетельствуют о том, что необходима образовательная и разъяснительная деятельность, направленная на повышение морально-правового уровня как практикующих, так и будущих педагогов, требуется расширять их знание и понимание своей роли в формировании правосознания подрастающего поколения, в том числе и в современной цифровой среде.
Государственная политика России ориентирована на развитие правовой грамотности и правового сознания населения на основе исторически сложившихся в обществе норм морали, а также общепризнанных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих правомерное и добропорядочное поведение личности. Формирование правовой сознательности граждан обеспечивается системой мер, направленных на духовое, нравственное, патриотическое развитие, на создание устойчивого гражданского мира и межнационального согласия.
В своей работе «Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема» Б.А. Тахохов утверждает, что актуальность постановки вопроса о духовно-нравственном воспитании обусловлена проявлением духовного кризиса в обществе [9]. В связи с этим хочется привести слова отечественного мыслителя И.А. Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов, оно вооружает противодуховные силы, оно развивает и поощряет в человеке «волка» [10].
Проанализировав приведенные выше высказывания, можно сказать, что уважение к праву, овладение знаниями о правовой системе Российской Федерации, основополагающих законодательных актах, правах и свободах личности, ответственном и социально активном поведении членов общества, выраженном в правомерном поведении, являются первостепенной задачей системы образования.
С целью обеспечения доступности и непрерывности учебно-воспитательного процесса образовательные организации вынуждены адаптироваться к современным реалиям существования, которые обусловлены применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Поэтому формирование правового поведения в цифровой образовательной среде необходимо рассматривать с позиции стратегии государственной политики, реализуемой через правовое образование и воспитание подрастающего поколения.
Таким образом, проблема содержания, методов, технологий и инструментов реализации правовой подготовки педагогов в современных образовательных условиях является значимой, требующей дальнейшего исследования, поскольку цифровая образовательная среда постоянно изменяется и появляются все новые угрозы в обеспечении информационной и психологической безопасности участников образовательного процесса.
Литература.
Законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты [электронный ресурс] URL:https://www.consultant.ru/?ysclid=m3psfkktmc329362717 (дата обращения: 20.11.2024).
Трифонов А. А. Изменение правового статуса педагогических работников в условиях цифровизации образования: новые компетенции и умения // Учимся учить: преодолеваем расстояния и стереотипы: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции. Киров, 2021. Вып. 3. С. 30-37.
Трифонов А. А. Нормативно-правовое регулирование цифровой образовательной среды в системе общего образования // Цифровизация образования в условиях конвергентной реальности: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Киров, 2021. Вып. 4. С. 105-110.
Трифонов А.А. научная статья «Нормативно-Правовые основы подготовки педагогов к работе в цифровой образовательной среде» ООО «Мобильное Электронное Образование», Москва Россия, 2023 [электронный ресурс] URL:https:// dlt.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/7/2023/11/trifonov-a-a.pdf (дата обращения: 20.11.2024).
Юнусова А.Н. Педагогические особенности формирования правового поведения обучающихся в цифровой образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2024. – 8 с.
Радченко Л.А. Формирование правосознания старшеклассников в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. В., 2019.- 22 с.
Хачароева А.Х. Формирование гражданско-правовой компетентности школьников в проектной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2020.- 9 с.
Законодательство (кодексы, законы, указы, постановления) РФ, аналитика, комментарии [электронный ресурс] URL:https://www.garant.ru/ (дата обращения: 20.11.2024).
Тахохов Б.А. научная статья «Духовно-нравственное воспитание – актуальная проблема» 2016. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-aktualnaya-problema (дата обращения: 20.11.2024).
Ильин И.А. Наши задачи. В 2-х т. Т.1. Ижевск. 2010.- 102 с.