ВВЕДЕНИЕ
Бронхиальная астма – это хроническое неинфекционное заболевание дыхательных путей воспалительного характера. Хронические воспалительные процессы в органах дыхания ведут к их гиперактивности, в результате которой, при контакте с аллергенами или раздражителями развивается обструкция бронхов, что ограничивает скорость потока воздуха и вызывает удушье.
За последние два десятилетия заболеваемость бронхиальной астмой выросла, и на сегодняшний день в мире около 300 миллионов людей страдают этим заболеванием. Смертность среди больных бронхиальной астмой достаточно высока [10, 18].
Несмотря на сложность, бронхиальная астма хорошо поддается лечению, благодаря которому можно добиться стойкой и длительной ремиссии. Постоянный контроль над своим состоянием позволяет пациентам уменьшить или полностью предотвратить наступление приступов удушья и вести активный образ жизни [7].
Препараты, которые обычно применяют при бронхиальной астме, имеют различные механизмы действия, степени эффективности и непосредственные показания для назначения. Одним из них является лекарственный препарат (ЛП) Будесонид - глюкокортикостероид синтетического происхождения, предназначенный для местного применения и целенаправленного воздействия [15, 19].
Тот факт, что в последние двадцать лет заболеваемость бронхиальной астмой постоянно растет, делает бронхиальную астму не просто болезнью, а социальной проблемой, на борьбу с которой направляется максимум сил. Поэтому маркетинговые исследования рынка ЛП на основе лекарственного средства (ЛС) Будесонид являются особенно актуальными на сегодняшний день [12].
Цель работы – маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе лекарственного средства МНН Будесонид.
Задачи работы:
1. Определить цели и задачи фармацевтического маркетинга.
2. Рассмотреть основные направления маркетинговой деятельности аптечной организации.
3. Дать характеристику лекарственного средства Будесонид.
4. Провести маркетинговый анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид на российском рынке и в аптечной организации.
5. Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид, имеющихся на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.
6. Разработать предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации.
Объект и предмет исследования: ассортимент ЛП, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе лекарственного средства МНН Будесонид.
Методы исследования: контент-анализ официальных источников информации о ЛС, аналитический метод, обобщение и сравнение результатов.
Научная новизна: маркетинговый анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид на российском и региональном фармацевтическом рынке проводился впервые.
Теоретическая и практическая значимость: проведен маркетинговый анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации ОАО «Железногорская аптека», расположенной по адресу: Курская обл., г. Суджа. Результаты анализа могут быть использованы в дальнейшем для оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации.
ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ
1.1. Цели и задачи фармацевтического маркетинга
Маркетинг своим происхождением обязан экономической науке и развивался как форма прикладной экономики. Изначально этот раздел был тесно связан с базовыми категориями экономической теории, такими как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность. Развитие теории маркетинга подтверждает, что во всем мире он рассматривается как сложное, многоплановое и динамичное явление.
Существуют множество определений маркетинга, мы рассмотрим самые основные.
По мнению Ф. Котлера, «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [8].
Согласно же определению института маркетинга Великобритании:
«Маркетинг - это процесс управления, включающий в себя определение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей с получением прибыли»[5].
Рассмотрим существующие концепции маркетинга.
Концепция стратегического маркетинга включает следующие положения:
завоевание устойчивого конкурентного преимущества;
формирование лояльного потребителя и долговременные контракты с ним;
взаимодействие (а не обмен) со всеми участниками рынка.
использование Интернет-технологий [6].
Концепция этичного (социально-ориентированного) фармацевтического маркетинга включает следующие положения:
установление нужд и потребностей;
удовлетворение потребностей наиболее эффективным способом;
повышение благосостояния потребителей и общества в целом.
В центре этичного фармацевтического маркетинга находится потребитель, нужды и потребности которого обусловлены демографическими факторами (возраст, пол), медицинскими (заболеваемость), экономическими (доход), социальными, экологическими. Так как решение о приобретении лекарственного препарата в большинстве случаев принадлежит врачу в среде фармацевтического маркетинга ему отводится особое место и называют промежуточным потребителем [11] .
В период становления общей теории маркетинга были сформированы такие понятия как комплекс маркетинга, жизненный цикл товара, а для маркетингового анализа стала использоваться матрица бостонской консультационной группы (матрица БКГ).
В соответствии с концепцией жизненного цикла, товар на рынке проходит следующие основные стадии: внедрение (выведение на рынок), рост, зрелость, спад (уход с рынка). На протяжении жизненного цикла товара, при переходе от одной стадии к другой, изменяются объем сбыт товара, прибыль, цена, количество потребителей, число конкурентов, затраты и стратегия маркетинга.
Матрица Бостонской консультационной группы при проведении маркетингового анализа позволяет проанализировать ассортимент по двум показателям - темпу роста (прироста) рынка конкретного ЛС и доле рынка этого ЛС.
Фармацевтический маркетинг - часть общего маркетинга - процесс реализации фармацевтической помощи - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции [14].
Фармацевтический маркетинг, являясь частью маркетинга здравоохранения, имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения населения [14].
Для фармацевтического маркетинга важно следующее положение: прежде чем производить новый лекарственный препарат, необходимо убедиться, что в них есть нужда у конкретного потребителя. При этом потребитель должен получать своевременно лекарственные препараты для профилактики заболеваний, диагностики или лечения. Таким образом, фармацевтический маркетинг как субспециализация маркетинга может быть определен как вид человеческой деятельности, направленной на изучение нужд конкретного человека в фармацевтической помощи и удовлетворение его потребностей посредством обмена более эффективным, чем у конкурента, способом [11].
Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения населения [14].
К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:
анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;
анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;
повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.
разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;
выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;
разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюнктуры и собственного потенциала компании [14].
Цели фармацевтического маркетинга должны быть: достижимыми; понятными; поддающимися ранжированию; согласованными с общими целями и задачами предприятия; контролируемыми; ориентированными на определенные сроки их достижения; предусматривающими средства морального и материального стимулирования их выполнения [11].
В соответствии с концепцией жизненного цикла, товар на рынке проходит следующие основные стадии: внедрение (выведение на рынок), рост, зрелость, спад (уход с рынка). На протяжении жизненного цикла товара, при переходе от одной стадии к другой, изменяются объем сбыт товара, прибыль, цена, количество потребителей, число конкурентов, затраты и стратегия маркетинга [11].
Любая фармацевтическая организация, которая хочет соответствовать рынку должна вести маркетинговую деятельность таким образом, чтобы нужный продукт, продавался в нужном месте по нужной цене.
Сущность фармацевтического маркетинга состоит в том, что главное в нем – пациент, его нужда вылечить заболевание или поддержать свое здоровье, а не производитель лекарственных препаратов или посредник [14].
Но в фармацевтическом маркетинге наряду с потребителями (пациентами) в процесс обмена включены разработчики и производители медицинских и фармацевтических товаров (ученые, химики-технологи, металлурги, конструкторы и др.), производители медицинских услуг (врачи, медицинские сестры), посредники (провизоры, менеджеры), оптовые и розничные продавцы (провизоры и фармацевты). Поэтому маркетинг большинства фармацевтических услуг и программ такая же большая часть фармацевтического маркетинга, как и маркетинг лекарственных препаратов. Другими словами, фармацевтический маркетинг не синоним, а значительно более широкое определение, чем маркетинг лекарственных средств [14].
Структурно система маркетинга состоит из следующих подсистем: подсистемы производства (фармацевтические предприятия, предприятия других отраслей, импорт и пр.), система распространения (оптовая торговля, розничная торговля, ЛПУ, другие организации и учреждения), система потребления (промежуточные потребители, конечные потребители).
Итак, фармацевтический маркетинг- деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической помощи. Фармацевтический маркетинг существует как часть общего маркетинга. В соответствии с концепцией социально-этичного маркетинга фармацевтический маркетинг предполагает акцент на фармацевтической помощи. Его конечной целью должно выступать удовлетворение нужд пациента, а не производителя или фармацевта. Составной частью среды фармацевтического маркетинга являются микрофакторы, которые имеют непосредственное отношение к потребителю: товары и услуги, производители, система распределения (сбыта) и система продвижения. В среду фармацевтического маркетинга входят макрофакторы, которые воздействуют на организацию (субъект маркетинга): макроэкономические (благосостояние общества, расходы на социальные программы), политические, государственно-законодательные, социально-культурные, технологии, конкуренты. Система фармацевтического маркетинга представляет собой сеть взаимоотношений между различными организациями с целью оказания фармацевтической помощи через потоки обмена и эффективную маркетинговую деятельность.
1.2. Маркетинговая деятельность аптечной организации
Лекарственные препараты являются особым товаром, поскольку они влияют на самое ценное, что есть у человека: его здоровье, а, следовательно, от здоровья нации зависит процветание государства.
Для фармацевтического маркетинга наиболее важно следующее: прежде чем производить новый лекарственный препарат или предлагать новый вид медицинской услуги, необходимо убедиться, что в них есть нужда у конкретного потребителя. При этом потребитель должен получать своевременных лекарственных препаратов для профилактики заболеваний, диагностики или лечения [11].
Любые страна, фирма, владелец оптового и розничного звена, заинтересованные в обмене фармацевтической помощью, могут предпринимать маркетинговую деятельность.
Маркетинговая деятельность аптечной организации по изучению рынка включает в себя следующие этапы:
1. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка), то есть максимально возможного количества конкретных лекарственных средств, которые могут быть реализованы на рынке в определенный период времени. Определить емкость рынка по отношению к товару важно потому, что на этой основе можно оценить эффективность работы аптечного предприятия, роль рекламы и требования к ее эффективности.
2. Анализ рыночной сегментации. Этот этап предполагает выделение на рынке в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.) отдельных сегментов (долей) рынка. Сегментация производится с целью последующего выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям предприятия целевых рынков.
3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов. При этом определяются основные группы фирм, работающих на данном рынке: фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы. На практике чаще всего производится анализ изменения структуры предложения конкурентов, ценовой политики конкурентов, проводимой конкурентной рекламной политики. Для этого используются следующие каналы получения информации: поступление сведений от посреднических и аптечных предприятии; анализ рекламных проспектов, посещение выставок, опрос отдельных лиц, заполнение специальных формуляров по конкурентам.
4. Изучение информации о покупателях фирмы тщательно исследует факторы, оказывающие влияние на потребности покупателей. Аптечное предприятие должно определить основные критерии, которые определяют выбор покупателем того или иного лекарственного средства [14].
Маркетинговая деятельность должна начинаться со сбора информации. Ценность маркетинговой информации определяется уменьшением неопределенности представлений аптечного предприятия о состоянии рынка и, как следствие, снижением коммерческого риска по результатам анализа собранной информации [11].
Система маркетинговых исследований призвана обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы [6].
Итак, маркетинговые данные могут помочь при определении и планировании параметров будущего лекарства, таких как потенциальный размер рынка, применяемые конкурирующие лекарственные средства, формы конкретной болезни. Исследования рынка лекарственных препаратов должны лечь в основу их производства и сбыта. Без этих исследований сейчас уже невозможно продвижение лекарств до конечного потребителя.
Современный фармацевтический рынок России характеризуется неуклонным ростом товарной номенклатуры. В течение последнего десятилетия произошло значительное расширение, пополнение и углубление ассортимента всех основных групп медицинских и фармацевтических товаров. Особенно выражена эта тенденция для лекарственных средств.
В концепцию маркетингового анализа ассортимента ЛС, представленного на российском фармацевтическом рынке, разработанную сотрудниками Курского государственного медицинского университета, входят этапы подготовки систематизированного перечня ЛС, предназначенных для удовлетворения потребностей целевых сегментов фармацевтического рынка, и его анализа по целому ряду различных позиций, в том числе наименованиям действующих веществ, лекарственных препаратов, фирм и стран-производителей, по составу, происхождению, лекарственным формам, новизне и другим признакам. Данная концепция неоднократно апробирована на примере отдельных групп лекарственных средств.
Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных препаратов, объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [10, 4].
Выбор методов управления ассортиментом, в первую очередь, зависит от уровня, на котором осуществляется процесс управления – стратегическом или тактическом. На стратегическом уровне принимаются решения связанные с выбором стратегии управления ассортиментом в соответствии с рыночной конъюнктурой. На тактическом уровне осуществляется выбор конкретных ассортиментных позиций из уровня спроса и экономических показателей по каждой позиции [14].
В качестве другого признака классификации можно использовать факторы, влияющие на ассортимент предприятия: факторы, связанные с рыночной ситуацией, факторы, связанные с целями предприятия, и факторы, связанные с ресурсами предприятия. Такой признак позволяет выбрать метод управления ассортиментом исходя из того, с какими факторами ему приходится иметь дело в рамках его функциональных обязанностей. Так, за анализ конъюнктуры рынка обычно отвечают маркетологи, за управление ресурсами предприятия - финансовая служба, а за анализ результативности – плановая служба. В соответствии с этим необходимо подбирать метод управления ассортиментом для каждого подразделения.
Рассмотрим стратегические методы управления ассортиментом, которые подразделяются на три группы: методы анализа рыночной ситуации, методы формирования ассортиментной стратегии и методы оптимизации управления ассортиментом [14].
Методы, используемые для анализа рыночной ситуации, позволяют выявить факторы, связанные с конъюнктурой рынка, и определить степень их влияния на деятельность предприятия, а так же дать общую качественную оценку текущей ситуации на рынке и определить возможные перспективы. Наиболее распространенными методами, применяемыми для этих целей, являются SWOT-анализ, концепция жизненного цикла товара, концепция кривой опыта, модель пяти сил конкуренции Портера.
Недостатки этих методов заключаются в следующем:
трудно определить границу рассматриваемого рынка или отрасли;
методы прогностической оценки рынка не позволяют количественно оценить влияние выявленных факторов на рыночную ситуацию
для получения достоверного прогноза необходимо применять данные методы в совокупности, поскольку использование одного метода не достаточно.
К следующей группе методов относятся методы, позволяющие сформулировать альтернативы ассортиментной стратегии исходя из целевых установок предприятия. К ним относятся матрица «продукт-рынок» И. Ансоффа, ее модификации, предложенные Д. Абелем, Е.В. Клавдиевой, М. Ковалевым, матрица родовых стратегий Портера. Достоинства матриц, задающих вектор развития ассортимента, заключается в том, что они управляют процесс формирования альтернатив ассортиментной стратегии. Однако конструирование стратегий является творческим процессом, который матрицы могу существенно ограничить из-за рассмотрения ограниченного числа переменных. Поэтому для формирования альтернатив ассортиментной стратегии целесообразно использовать ряд инструментов, которые позволили бы ответить на главные вопросы: что в ассортименте должно быть изменено для обеспечения роста и развития предприятия, а что , наоборот, должно быть сохранено для снижения риска и углубления концепции предприятия.
Назначение группы методов оптимизации стратегии управления ассортиментом - оптимизировать товарный ассортимент не только по отношении к внешней среде и целям предприятия, но и его ресурсам и возможностям. К данной группе методов можно отнести матрицы ВCG, A.D. Little, Hofer/Schendel, GE/ McKinsey, Shell/DPM [5].
Общая идея этих моделей - представление продуктивного портфеля в виде неоднородных групп, среди которых одни товарные группы могут стать источниками будущего роста компании, но нуждающиеся в дополнительных инвестициях, другие группы обеспечивают стабильность развития компании и являются источниками инвестиции, третьи группы малоперспективны для дальнейшего развития, как в краткосрочном, так и долгосрочном плане [6].
Присущие этим моделям недостатки: стремясь устранить ограничения матрицы BCG и рассмотреть большее число критериев привлекательности рынка и конкретной позиции компании, модели привели на практике к субъективности в выборе факторов, назначаемым весом и оценками, использовании не объективных данных, а интуитивных, «политических» оценок.
Тактические методы управления ассортиментом предприятия можно разделить на три группы: методы определения спроса, методы экономического анализа ассортимента и методы разработки плана продаж.
Для определения спроса на продукцию используются методы исследования намерений потребителей, экспертные и статистические методы.
Статистические методы прогнозирования предпочтительны в том случае, если имеется большое количество данных и, при этом, не ожидаются большие изменения. В том случае, если объем продаж резко изменился за последнее время, лучше использовать методы исследования намерений потребителей и экспертные методы. Кроме того, выбор метода определения спроса зависит от этапа жизненного цикла, на котором находится товар и возможности сбора данных. Повысить точность прогноза можно за счет комбинированного применения различных методов.
К группе методов экономической оценки ассортимента относятся такие инструменты как АВС-анализ, XYZ-анализ, матрица «Маркон», метод Дибба-Симкина и др. [14].
АВС-анализ основан на законе Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара. Эти товары составляют наиболее ценную группу - А, которая требует постоянного и скрупулезного учета и контроля, так как ее доля в ассортименте - 20 (15)%, а в продажах - 75-80%. Группа В - менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах - 15-20%. Группа С - малоценные товары для аптеки, так как их доля в продажах - 5-10%, а в ассортименте - 50 (75)%. Таким образом, с помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассортиментные позиции ЛС, которые обязательно должны входить в портфель закупок для реализации населению [6, 11].
XYZ-анализ - это оценка значимости анализируемых товаров в зависимости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изменений в потребности. Группа Х включает в себя товары со случайными незначительными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высокую точность (50-55% от общего количества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов. Группа У состоит из товаров периодического потребления с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассортимента). В группу Z входят товары без выявленной закономерности потребления, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозможно вообще ( примерно 15-20% от общего количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере возникновения потребности [14].
На основе анализа методов экономической оценке ассортимента можно сделать вывод о том, что комплексные методы экономического анализа показывают необходимость рассмотрения целой группы показателей эффективности ассортимента. Состав этих показателей и их влияние на итоговую оценку отличается в зависимости от особенностей ассортимента, самого предприятия и сложившийся рыночной конъюнктуры. Поэтому методики, разработанные учеными, должны не только выбирать, но и адаптироваться исходя их текущей ситуации на конкретном предприятии.
Группа тактических методов управления ассортиментом на предприятии, связанных с разработкой плана продаж включает различные методы математического моделирования: линейное программирование, динамическое программирование.
План продаж является одним из основных документов, определяющим порядок работы предприятия, поэтому представляет собой объект повышенного внимания всех заинтересованных сторон, отстаивающих различные интересы.
Использование данной группы методов управления ассортиментом позволяет перевести все эти интересы из политического русла в область экономических решений, оптимальных по отношению к сложившейся конъюнктуре, ресурсам и целям предприятия.
Линейные модели не обладают полным набором возможностей для выбора вариантов структуры ассортимента, поскольку они позволяют получить оптимальное решение только на один плановый период и не рассматривают его связь с показателями предыдущего и последующего периода, частично устранить данные недостатки можно с помощью динамических моделей, методов нелинейного программирования и стохастической оптимизации [6].
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что необходимо использовать, как статистические методы анализа, так и экспертные, поскольку статистические методы, основываясь на большом объеме информации за предыдущие периоды, позволяют добиться высокой точности планирования. Выбор методов управления ассортиментом зависит от уровня, на котором осуществляется процесс управления - на стратегическом или тактическом. При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту, его оценивают по таким маркетинговым показателям: широта ассортимента; глубина ассортимента; глубина ассортимента; насыщенность ассортимента; гармоничность ассортимента; полнота использования; устойчивость ассортимента; степень обновления ассортимента. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т.д.
ГЛАВА 2.Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНОГО
рынка лекарственных препаратов на основе
лекарственного средства МНН БУДЕСОНИД
2.1. Характеристика лекарственного средства МНН Будесонид
Латинское название вещества Будесонид - Budesonidum (род. Budesonidi)
Русское название - Будесонид
Рисунок 1. Структурная формула Будесонид
Химическое название: (11бета,16альфа)-16,17-[Бутилиденбис(окси)]-11,21-дигидроксипрегна-1,4-диен- 3,20-дион
Брутто-формула - C25p4O6
Характеристика вещества Будесонид: белый или почти белый порошок без запаха, практически нерастворим в воде и гептане, умеренно растворим в этаноле, хорошо растворим в хлороформе [19].
Фармакологическая группа: глюкокортикостероиды
Код АТХ:
A Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ
A07 Противодиарейные препараты
A07E Кишечные противовоспалительные препараты
A07EA Глюкокортикостероиды местного действия
A07EA06 Будесонид [16].
Нозологическая классификация (МКБ-10):
J30.1 Аллергический ринит, вызванный пыльцой растений
J30.2 Другие сезонные аллергические риниты
J30.3 Другие аллергические риниты
J44 Другая хроническая обструктивная легочная болезнь
J45 Астма
K50 Болезнь Крона [регионарный энтерит]
Фармакологическое действие - противовоспалительное, противоаллергическое, глюкокортикоидное.
Глюкокортикостероид с выраженной глюкокортикоидной и слабой минералокортикоидной активностью. Угнетает синтез лейкотриенов и ПГ, тормозит продукцию цитокинов, предупреждает миграцию и активацию воспалительных клеток. Повышает число активных бета-адренорецепторов, восстанавливает реакцию организма на бета-адренергические бронхорасширяющие средства после их длительного применения.
Быстро всасывается из легких и ЖКТ. При интраназальном введении очень мало всасывается со слизистой оболочки полости носа (только 20% попадает в системный кровоток). После ингаляции в альвеолы попадает около 25% дозы. Выводится с мочой, частично - с желчью в виде метаболитов.
Показана эффективность будесонида (пероральная лекарственная форма) при воспалительных заболеваниях кишечника, в т.ч. при коллагенозном колите.
Интраназальная форма эффективна при лечении неинфекционных воспалительных процессов в полости носа, для предотвращения рецидива полипов в полости носа после их хирургического удаления и полного заживления слизистой оболочки [9, 19].
Применение вещества Будесонид:
Ингаляционно: бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких.
Внутрь: болезнь Крона с вовлечением подвздошной и/или восходящей ободочной кишки (для индукции ремиссии при легкой и среднетяжелой формах).
Интраназально: сезонный и круглогодичный аллергический ринит.
Противопоказания:
Гиперчувствительность, для ингаляционного использования: активная форма туберкулеза легких, грибковые инфекции органов дыхания; для перорального применения: инфекции ЖКТ(бактериальные, грибковые, амебные, вирусные), тяжелые нарушения функции печени, детский возраст; для интраназального использования: грибковые, бактериальные и вирусные инфекции органов дыхания, туберкулез органов дыхания.
Ограничения к применению: для перорального применения: туберкулез, артериальная гипертензия, сахарный диабет, остеопороз, пептическая язва, глаукома, катаракта, отягощенный семейный анамнез в отношении сахарного диабета или глаукомы.
Применение при беременности и кормлении грудью:
При беременности возможно только в том случае, если ожидаемый эффект терапии превышает потенциальный риск для плода (адекватные и строго контролируемые исследования по применению во время беременности не проведены). Детей, матери которых в период беременности получали значительные дозы кортикостероидов, следует внимательно наблюдать (возможна гипофункция надпочечников). У женщин детородного возраста до начала терапии должна быть исключена возможная беременность, а во время лечения - применяться надежные методы контрацепции [9].
На время лечения следует прекратить грудное вскармливание.
Побочные действия вещества Будесонид:
При ингаляциях: дисфония, боль в горле, сухость или раздражение полости рта либо глотки, кашель; менее часто — кандидоз слизистой оболочки полости рта, тошнота, фарингит, парадоксальный бронхоспазм.
При пероральном приеме:
- со стороны нервной системы и органов чувств: депрессия, эйфория, раздражительность, глаукома, катаракта.
- со стороны сердечно-сосудистой системы и системы крови (кроветворение, гемостаз):повышение АД, повышенный риск тромбообразования, васкулит (синдром отмены после длительного лечения).
- со стороны органов ЖКТ: боль в эпигастральной области, диспептические явления, дуоденальная язва, панкреатит.
- со стороны эндокринных органов: синдром Кушинга, в т.ч. лунообразное лицо, ожирение туловища; сахарный диабет, снижение толерантности к глюкозе, задержка натрия с формированием отеков, гипокалиемия, снижение функции или атрофия коры надпочечников, нарушение секреции половых гормонов (аменорея, гирсутизм, импотенция).
- со стороны опорно-двигательного аппарата: мышечная слабость, остеопороз, асептический некроз костей (головки бедренной и плечевой).
- со стороны кожных покровов: аллергическая экзантема, красные стрии, петехии, экхимоз, стероидные угри, ухудшение заживления ран, контактный дерматит.
- прочие: повышенный риск возникновения инфекционных заболеваний [19].
3. При интраназальном применении: жжение, раздражение слизистой носа, чихание, кандидомикоз.
Передозировка: симптомы хронической передозировки: проявления гиперкортицизма.
Лечение: отмена будесонида путем постепенного снижения дозы.
Пути введения: ингаляционно, внутрь, интраназально.
Меры предосторожности вещества Будесонид: при длительном применении возможно развитие кандидоза. Будесонид может подавлять функцию гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы. Перед оперативным вмешательством или воздействием другого стрессового фактора рекомендуется дополнительное назначение системных глюкокортикоидов.
Торговые названия: Пульмикорт® , Тафен® назаль, Буденит Стери-Неб, Буденофальк, Будесонид, Будесонид-натив, Пульмикорт® Турбухалер®, Будостер®, Бенакорт®, Будесонид Изихейлер, Бенарин, Кортимент, Бенакап [13, 17].
Форма выпуска: аэрозоль, капсулы, порошок, раствор, суспензия [19].
Условия отпуска: лекарственный препарат отпускается по рецепту врача [2].
Условия хранения препарата: хранить в прохладном, защищенном от перегрева и огня месте. Беречь от детей. Срок годности – 2 года [19, 1].
Препараты на основе ЛС МНН Будесонид включены в Перечень лекарственных средств отпускаемых бесплатно при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
2.2. Анализ торгового ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Будесонид
Фармацевтический рынок лекарственных средств Российской Федерации представлен ассортиментом лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид, выпускаемых зарубежными и отечественными производителями. В Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе ЛС МНН Будесонид (таблица 1) [17].
Таблица 1
Ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МННБудесонид, разрешенных к применению в России
№ п/п |
Международное непатентованное наименование МНН (INN) |
Торговые названия |
Лекарственные формы, дозировка (предложения) |
Фирма-производитель, страна |
Рег. номер, год регистрации ЛС в РФ |
|
1. |
Будесонид+Формотерол |
Симбикорт® Турбухалер® |
порошок для ингаляций дозированный 80/4.5 мкг/доза 60 доз 160/4.5 мкг/доза 60 доз |
"АстраЗенека АБ", Швейцария |
ЛП-№(002909)-(РГ-RU), 01.08.2023 |
|
2. |
Будесонид+Формотерол |
Симбикорт® Турбухалер® |
порошок для ингаляций дозированный 320 мкг+9 мкг/доза 60 доз |
"АстраЗенека АБ", Швейцария |
ЛП-№(002900)-(РГ-RU)), 31.07.2023 |
|
3. |
Будесонид |
Буденит Стери-Неб |
суспензия для ингаляций 0.5 мг/мл 2 мл № 20, 60 0.25 мг/мл 2 мл № 20, 60 |
Нортон Хелскеа Лимитед Соединенное Королевство |
ЛП-№(002891)-(РГ-RU), 28.07.2023 |
|
4. |
Будесонид |
Пульмибуд |
суспензия для ингаляций 0.5 мг/мл 2 мл № 20 0.25 мг/мл 2 мл № 20 |
Дженетик С.п.А., Италия |
ЛП-№(002194)-(РГ-RU), 18.04.2023 |
|
5. |
Будесонид+Формотерол |
Респифорб® |
капсулы с порошком для ингаляций 320 мкг+9 мкг/доза № 30, 60, 120 80 мкг+4.5 мкг/доза № 30, 60, 120 160 мкг+4.5 мкг/доза № 30, 60, 120 |
"ПСК Фарма" Россия |
ЛП-№(001439)-(РГ-RU), 22.11.2022 |
|
Продолжение таблицы 1 |
||||||
6. |
Будесонид+Гликопиррония бромид+Формотерол |
БРЕЗТРИ АЭРОСФЕРА |
аэрозоль для ингаляций дозированный 160 мкг+7.2 мкг+5 мкг/доза 120 доз |
АстраЗенека Дюнкерк Продакшн, Франция |
ЛП-№(001229)-(РГ-RU), 19.09.2022 |
|
7. |
Будесонид |
Кортимент |
таблетки кишечнорастворимые с пролонгированным высвобождением, п/п оболочкой 9 мг № 10, 20, 30, 50 |
Космо С.п.А., Италия |
ЛП-№(000295)-(РГ-RU), 13.07.2021 |
|
8. |
Будесонид |
Респинид® |
раствор для ингаляций 0.5 мг/мл 2 мл № 10, 20 0.25 мг/мл 2 мл № 10, 20 |
ООО "ПСК Фарма", Россия |
ЛП-006812, 01.03.2021 |
|
9. |
Будесонид+Формотерол [набор] |
Респифорб Комби |
капсул с порошком для ингаляций набор 200 мкг+12 мкг/доза № 120, 130, 150, 180, 240, 40, 60, 90 400 мкг+12 мкг/доза №120, 130, 150, 180, 240, 40, 60, 90 |
"ПСК Фарма", Россия |
ЛП-005623, 01.07.2019 |
|
10. |
Будесонид |
Респинид® |
капсулы с порошком для ингаляций 400 мкг/доза № 100, 30, 60 100 мкг/доза № 100, 30, 60 200 мкг/доза № 100, 30, 60 |
ООО "ПСК Фарма", Россия |
ЛП-005568, 03.06.2019 |
|
Продолжение таблицы 1 |
||||||
11. |
Будесонид+Формотерол |
СИМБИКОРТ® РАПИХАЛЕР |
аэрозоль для ингаляций дозированный 80 мкг+4.5 мкг/доза 120 доз 160 мкг+4.5 мкг/доза 120 доз |
АстраЗенека Дюнкерк Продакшн, Франция |
ЛП-005555, 30.05.2019 |
|
12. |
Будесонид |
Буденофальк |
Гранулы кишечнорастворимые 9 мг № 20, 9 мг № 50 |
Лозан Фарма ГмбХ, Германия |
ЛП-004274 28.04.2017 |
|
13. |
Будесонид +Формотерол |
ДуоРесп Спиромакс |
порошок для ингаляций дозированный 320 мкг+9 мкг/доза 60 доз 160 мкг+4.5 мкг/доза 120 доз |
Тева Фармасьютикалс, Ирландия |
ЛП-003678 14.06.2016 |
|
14. |
Будесонид+Формотерол |
Формисонид®-натив |
порошок для ингаляций дозированный 320 мкг+9 мкг/доза 60 доз, 30 доз, 120 доз 160 мкг+4.5 мкг/доза 60 доз, 30 доз, 120 доз 80 мкг+4.5 мкг/доза 60 доз, 30 доз, 120 доз |
ООО "Натива", Россия |
ЛП-003487 04.03.2016 |
|
15. |
Будесонид |
Буденофальк |
пена для ректального применения дозированная 2 мг/доза 14 доз |
Аэрозоль-Сервис АГ Швейцария |
ЛП-003480 01.03.2016 |
|
16. |
Будесонид |
Будостер® |
спрей назальный дозированный 100 мкг/доза 10 мл 50 мкг/доза 10 мл |
Мифарм С.п.А. Италия |
ЛП-001115 03.11.2011 |
|
Продолжение таблицы 1 |
||||||
17. |
Будесонид |
Будесонид Изихейлер |
порошок для ингаляций дозированный 0.2 мг/доза 2.500 г |
Орион Корпорейшн Орион Фарма Финляндия |
ЛС-002227 20.10.2011 |
|
18. |
Будесонид +Формотерол |
Симбикорт® Турбухалер® |
порошок для ингаляций дозированный 160 мкг+4.5 мкг/доза 60 доз, 120 доз 80 мкг+4.5 мкг/доза 60 доз, 120 доз |
АстраЗенека АБ Швеция |
П N013167/01 28.09.2011 |
|
19. |
Будесонид |
Пульмикорт® Турбухалер® |
порошок для ингаляций 100 мкг/доза 200 доз 200 мкг/доза 100 доз 200 мкг/доза 200 доз |
АстраЗенека АБ Швеция |
П N013849/01 28.09.2011 |
|
20. |
Будесонид+Формотерол |
Форадил Комби |
капсул с порошком для ингаляций набор № 60, № 120 |
Новартис Фармасьютикалз ЮК Лтд Великобритания |
ЛСР-003336/09 30.04.2009 |
|
21. |
Будесонид |
Тафен® назаль |
спрей назальный дозированный 50 мкг/доза 10 мл |
Лек д.д. Словения |
П N014740/01 19.12.2008 |
|
22. |
Будесонид |
Будесонид |
раствор для ингаляций 0,25 мг/мл 2 мл № 10 0,5 мг/мл 2 мл № 10 |
ООО "Натива» Россия |
Р N002275/02 21.05.2008 |
|
23. |
Будесонид |
Пульмикорт® |
суспензия для ингаляций дозированная 0.25 мг/мл 2 мл 0.5 мг/мл 2 мл |
АстраЗенека АБ Швеция |
П N013826/01 14.09.2007 |
|
ЛП - 84 |
ТН - 23 |
ЛФ - 11 |
Стран- 10, фирм - 15 |
По данным Госреестра (таблица 1), ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид имеет 23 торговых наименования.
Выпускают ЛП 15 фирм в 10 странах, в виде 11 лекарственных форм.
Учитывая разнообразие дозировок и фасовок число лекарственных препаратов, которое предлагается на основе ЛС МНН Будесонид составило 84.
Также в Государственном реестре ЛС имеются фармацевтические субстанции (ФС) Будесонида (таблица 2).
Таблица 2
Ассортимент фармацевтических субстанций на основе ЛС МННБудесонид, зарегистрированных в Российской Федерации
№ п/п |
Международное непатентованное наименование МНН (INN) |
Торговые названия |
Лекарственные формы, дозировка (предложения) |
Фирма-производитель, страна |
Рег. номер, год регистрации ЛС в РФ |
1 |
Будесонид |
Будесонид |
Субстанция-порошок 2500 г |
Сикор Сосиэта Италиана Кортикостероиди С.р.л., Италия |
ФС-001329 15.02.2016 |
2 |
Будесонид |
Будесонид |
Субстанция-порошок 500 г |
АО "Завод химреактивкомплект", Россия |
ЛС-000620 01.12.2010 |
3 |
Будесонид |
Будесонид |
Субстанция-порошок 500 г |
Кристал Фарма С.А., Испания |
П N014733/01 12.02.2010 |
4 |
Будесонид |
Будесонид |
Субстанция-порошок 500 г |
Фармабиос С.п.А., Италия |
ЛСР-002669/08 10.04.2008 |
5 |
Будесонид |
Будесонид |
Субстанция-порошок 500 г 1 кг 2 кг 3 кг 10 кг |
Индустриале Кимика С.р.Л., Италия |
ЛСР-006980/08 |
ФС - 9 |
ТН - 5 |
ЛФ - 1 |
Стран- 3, фирм - 5 |
Анализ показал наличие в Госреестре ЛС девяти фармацевтических субстанций, под пятью торговыми наименованиями, в форме субстанция-порошок. Производят ФС в трех старанх, пять фирм производителей [17].
Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид по составу, который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид по составу
Количество предложений ЛП (всего) |
Состав |
|||
монопрепарат |
комбинированный препарат |
|||
Количество ЛП |
Доля, % |
Количество ЛП |
Доля, % |
|
84 |
38 |
45,2 |
46 |
54,8 |
Итого |
38 |
45,2 |
46 |
54,8 |
Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений на рынке всего – 84 ЛП, из них комбинированные ЛП составляют большую часть ассортимента – 54,8% от общего количества предложений, монопрепараты составляют – 45,2% (рисунок 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид по составу, %
На основании данных таблицы 1 нами определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид по видам лекарственных форм, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид, по видам лекарственных форм
№ п/п |
Вид лекарственных форм и форма выпуска |
Количество ЛП |
|
абс. знач. |
доля,% |
||
1. |
Гранулы |
2 |
2,4 |
2. |
Порошок для ингаляций |
20 |
23,8 |
3. |
Пена для ректального применения |
1 |
1,2 |
4. |
Спрей назальный |
3 |
3,6 |
5. |
Аэрозоль |
3 |
3,6 |
6. |
Таблетки |
4 |
4,8 |
7. |
Капсулы с порошком для ингаляций |
34 |
40,5 |
8. |
Раствор для ингаляций |
6 |
7,1 |
9. |
Суспензия для ингаляций |
6 |
7,1 |
10. |
Капсул с порошком для ингаляций набор |
2 |
2,4 |
11. |
Капсулы кишечнорастворимые |
3 |
3,6 |
Итого: |
84 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид, разрешенных к применению, состоит из 11 видов лекарственных форм.
Наибольшую долю составляют препараты с формой выпуска «Капсулы с порошком для ингаляций» - 40,5%. Наименьшее количество представлено в лекарственной форме «Пена для ректального применения» — 1,2% (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП по видам лекарственных форм
На основании данных из таблицы 2 нами определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид, разрешенных к применению в Российской Федерации, по производственному признаку, которая представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид по производственному признаку
Страна- производитель |
Количество ЛП |
Фирма-производитель |
Количество ЛП |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
50 |
59,5 |
"ПСК Фарма" |
38 |
45,2 |
ООО "Натива" |
11 |
13,1 |
|||
ООО "АстраЗенека Индастриз" |
1 |
1,2 |
|||
Италия |
8 |
9,5 |
Космо С.п.А. |
4 |
4,8 |
Дженетик С.п.А. |
2 |
2,4 |
|||
Мифарм С.п.А. |
2 |
2,4 |
|||
Франция |
3 |
3,6 |
АстраЗенека Дюнкерк Продакшн |
3 |
3,6 |
Продолжение таблицы 5 |
|||||
Словения |
1 |
1,2 |
Лек д.д. |
1 |
1,2 |
Ирландия |
2 |
2,4 |
Тева Фармасьютикалс |
2 |
2,4 |
Финляндия |
1 |
1,2 |
Орион Корпорейшн Орион Фарма |
1 |
1,2 |
Швеция |
9 |
10,7 |
АстраЗенека АБ |
9 |
10,7 |
Великобритания |
4 |
4,8 |
Айвэкс Фармасьютикалс Юкей Лимитед |
2 |
2,4 |
Новартис Фармасьютикалз ЮК Лтд Великобритания |
2 |
2,4 |
|||
Германия |
5 |
6,0 |
Лозан Фарма ГмбХ |
5 |
6,0 |
Швейцария |
1 |
1,2 |
Аэрозоль-Сервис АГ |
1 |
1,2 |
Отечественные ЛП Зарубежные ЛП |
50 34 |
59,5 40,5 |
|||
Итого Стран - 10 |
84 |
100,0 |
Фирм - 15 |
84 |
100,0 |
Анализ данных из таблицы 5 показывает, что ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид, разрешенных к применению в Российской Федерации, производят в десяти странах пятнадцать фирм-производителей. Доля отечественных производителей составляет 59,5% всего производства; зарубежных — 40,5%, среди которых наибольшую долю имеет компания-производитель "ПСК Фарма", Россия - 45,2%. Наименьшую (по 1,2%) — компании Словении, Финляндии и Швейцарии (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид по странам-производителям и фирмам
Изучение данных о государственной регистрации ЛП на основе ЛС МНН Будесонид за последние 5 лет (2020 – 2024 гг.) по данным таблицы 1 показало, что за это время было зарегистрировано 27 новых препаратов [17].
Индекс обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.).
Для расчета индекса обновления ассортимента была использована формула 1:
У = n : N, (1)
где: У – индекс обновления; n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет.
N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.
У = 27 : 84 = 0,32, где n = 27, N = 84.
Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Будесонид за 5 лет обновился на 0,32, т. е. на 32 %.
2.3. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Будесонид в аптечной организации
Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонидпроводился на базе аптечной организации ОАО «Железногорская аптека». На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Будесонид был представлен следующими наименованиями лекарственных препаратов, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Будесонид
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Цена за упаковку |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Пульмикорт® |
суспензия для ингаляций дозированная 0.25 мг/мл 2 мл № 20 |
780.00 |
АстраЗенека АБ Швеция |
П N013826/01. 14.09.2007 |
2. |
Пульмикорт® |
суспензия для ингаляций дозированная 0,5 мг/мл 2 мл № 20 |
1053.00 |
АстраЗенека АБ Швеция |
П N013826/01, 14.09.2007 |
3. |
Пульмибуд |
суспензия для ингаляций 0,5 мг/мл 2 мл № 20 |
578.30 |
Дженетик С.п.А., Италия |
ЛП-№(002194)-(РГ-RU), 18.04.2023 |
4. |
ДуоРесп Спиромакс (Будесонид +Формотерол) |
порошок для ингаляций дозированный 160 мкг+4.5 мкг/доза 120 доз |
1982.70 |
Тева Фармасьютикалс, Ирландия |
ЛП-003678, 14.06.2016 |
ТН – 3 ЛП –4 |
ЛФ - 2 |
Стран – 3 Фирм - 3 |
По данным таблицы 6, на основе ЛС МНН Будесонидв аптечной организации предлагается 4 ЛП в двух формах выпуска. В ассортименте присутствуют комбинированные препараты и монопрепараты на основе ЛС МНН Будесонид (таблица 6).
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид по составу, который представлен в таблице 7, показал, что наибольшее количество ЛП, имеющихся в аптеке, являются монопрепаратами – 75,0% (рисунок 5).
Таблица 7
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид по составу в аптеке
Количество предложений (всего) |
Состав |
|||
монопрепарат |
комбинированный препарат |
|||
Количество ЛП |
Доля, % |
Количество ЛП |
Доля, % |
|
4 |
3 |
75,0 |
1 |
25,0 |
Итого |
3 |
75,0 |
1 |
25,0 |
Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС Будесонид в аптеке по составу, %
Также в работе нами определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид по видам лекарственных форм, которая представлена в таблице 8.
Таблица 8
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид, по видам лекарственных форм
№ п/п |
Вид лекарственных форм и форма выпуска |
Количество ЛП |
|
абс. знач. |
доля,% |
||
1. |
Порошок для ингаляций |
1 |
25,0 |
2. |
Суспензия для ингаляций |
3 |
75,0 |
Итого: |
4 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 8 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид, разрешенных к применению, состоит из двух видов лекарственных форм.
Наибольшую долю составляют препараты с формой выпуска «Суспензия для ингаляций» - 75%. Один лекарственный препарат имеется в форме «Порошок для ингаляций» — 25% (рисунок 6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП по видам лекарственных форм в аптеке
Далее в работе были проанализированы лекарственные препараты на основе ЛС МНН Будесонид по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 9.
Таблица 9
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонидпо производственному признаку в аптечной организации
Страна- производитель |
Количество ЛП |
Фирма-производитель |
Количество ЛП |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Швеция |
2 |
50,0 |
АстраЗенека АБ |
2 |
50,0 |
Италия |
1 |
25,0 |
Дженетик С.п.А. |
1 |
25,0 |
Ирландия |
1 |
25,0 |
Тева Фармасьютикалс |
1 |
25,0 |
Итого: стран - 3 |
4 |
100,0 |
Фирм - 3 |
4 |
100,0 |
По данным таблицы 9, в аптечной организации имеются в наличии лекарственные препараты на основе ЛС МНН Будесонид только зарубежного производства. Наибольшее количество ЛП – 50% являются препаратами производства Швеции (рисунок 7).
Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП в аптечной организации, по производственному признаку
На следующем этапе был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонидв аптечной организации.
Для определения индекса обновления ассортимента проводится анализ ассортимента ЛП, были выявлены ЛП зарегистрированные за последние 5 лет (2020-2024гг).
Как видно из таблицы 6, в ассортименте аптечной организации имеется один новый ЛП на основе ЛС МНН Будесонид. Таким образом, индекс обновления ассортимента составляет:
У= 1 : 4 = 0,25.
Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента, равное 0,25, говорит о том, что ассортимент препаратов аптечной организации обновлен всего на 25,0% и недостаточно представлен современными лекарственными препаратами на основе ЛС МНН Будесонид.
Таким образом, изучение ассортимента ЛП, предлагаемого аптечной организацией на основе ЛС МНН Будесонид показало, что общий ассортимент предложений ЛП на локальном фармацевтическом рынке составляет 4 ЛП. В аптеке предлагаются препараты на основе ЛС МНН Будесонид только зарубежного производства – 100%.
В аптеке имеются ЛП в двух лекарственных формах. Наибольшую долю составляют препараты с формой выпуска «Суспензия для ингаляций» - 75%. Ассортимент препаратов на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации обновлен лишь на 25%. Этот факт необходимо учесть на будущее, так как на фармацевтическом рынке России имеются новые ЛП, зарегистрированные в 2023 году.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов Будесонида, имеющихся на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента
На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации ОАО «Железногорская аптека». Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.
Расчет показателя полнота ассортимента:
Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты – Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [5].
Kn = Пфакт / Пбаз, (2)
где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,
Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.
В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Будесонид представлен в двух лекарственных формах. В Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы ЛП на основе ЛС МНН Будесонид в 11 лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,
Кп = 2 : 11=0,18
Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,18 – менее 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Будесонид. В частности отсутствуют гранулы, таблетки, аэрозоль, спрей, пена и раствор.
Расчет показателя глубина ассортимента:
Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины – Кг, который рассчитывается по формуле 3 [8]:
Кг = Гфакт / Гбаз, (3)
где Гфакт – количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,
Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.
В ассортименте аптечной организации имеется 4 ЛП, в России зарегистрированы 84 ЛП. Значение коэффициента глубины равно:
К г = 4 : 84 = 0,04.
Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует всего лишь 4% лекарственных препаратов имеющихся на фармрынке России. Для формирования более полного ассортимента в фармацевтической организации при формировании заявки на ЛП, необходимо учесть факт наличия на фармацевтическом рынке достаточно большого числа предложений и пополнить ассортимент аптеки ЛП в лекарственных формах отсутствующих в аптеке.
Далее в работе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Сравнительная характеристика представлена в таблице 10.
Таблица 10
Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Будесонид
Признак |
Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося в аптечной организации |
Группа по АТС классификации |
A07E Кишечные противовоспалительные препараты A07EA Глюкокортикостероиды местного действия A07EA06 Будесонид |
A07E Кишечные противовоспалительные препараты A07EA Глюкокортикостероиды местного действия A07EA06 Будесонид |
Количество предложений |
84 |
4 |
По составу |
Монопрепараты - 45,2% Комбинированные препараты – 54,8% |
Монопрепараты - 75% Комбинированные препараты – 25% |
Производственный признак |
Отечественного производства – 59,5% Зарубежного производства –40,5% |
Отечественного производства – 0 % Зарубежного производства –100% |
Продолжение таблицы 10 |
||
По видам лекарственной формы |
11 |
2 |
Индекс обновления |
0,32 |
0,25 |
В результате сравнительного анализа ассортимента было выявлено, что ассортимент ЛП в аптеке на основе ЛС МНН Будесонид насчитывает 4 ЛП. Большая доля ЛП являются монопрепаратами. Из 11 видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии 2 вида. Анализ показателей ассортимента по видам лекарственных форм показал отсутствие в аптеке ЛП в следующих лекарственных формах: гранулы, таблетки, капсулы, аэрозоль, спрей, пена ректальная и раствор для ингаляций. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало наличие в аптечной организации ЛП только зарубежного производства. ЛП отечественного производства в аптеке отсутствуют. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России обновлен на 32%, а в аптечной организации на 25%.
2.5. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации
На основании проведенных в работе исследований были разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации ОАО «Железногорская аптека», которые представлены в таблице 11.
Таблица 11
Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России |
Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося в аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» в аптеке |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 0,18 |
Дополнить ассортимент аптечной организации ЛП в форме таблеток, гранул, аэрозоля, спрея. |
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0,04 |
Расширить ассортимент аптечной организации за счет новых ЛП, имеющихся на фармацевтическом рынке России. |
Индекс обновления |
0,32 |
0,25 |
Заменить ЛП новыми, зарегистрированными в период с 2020-2024 г. |
По данным таблицы 11, рассчитанные величины коэффициентов полноты и глубины говорят о том, что ассортимент аптечной организации представлен не полностью. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Будесонид за счет новых ЛП, имеющихся на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также дополнить его лекарственными препаратами в отсутствующих лекарственных формах.
Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП в аптечной организации ОАО «Железногорская аптека» на основе ЛС МНН Будесонид:
Дополнить ассортимент новыми лекарственными препаратами на основе ЛС МНН Будесонид, зарегистрированными в период с 2020 – 2024 гг., в лекарственных формах отсутствующих в аптеке.
Рекомендованы для включения в ассортимент следующие ЛП на основе ЛС МНН Будесонид (таблица 12):
Таблица 12
Лекарственные препараты, рекомендованные для включения в ассортимент аптеки
№ п/п |
Торговое наименование |
Лек.форма, дозировка, фасовка |
Фирма производитель, страна |
Регистр. номер, дата |
1. |
Респифорб® Будесонид+Формотерол |
капсулы с порошком для ингаляций 320 мкг+9 мкг/доза № 30, 60, 120 80 мкг+4.5 мкг/доза № 30, 60, 120 160 мкг+4.5 мкг/доза № 30, 60, 120 |
"ПСК Фарма" Россия |
ЛП-№(001439)-(РГ-RU), 22.11.2022 |
2. |
БРЕЗТРИ АЭРОСФЕРА Будесонид+Гликопиррония бромид+Формотерол |
аэрозоль для ингаляций дозированный 160 мкг+7.2 мкг+5 мкг/доза 120 доз |
АстраЗенека Дюнкерк Продакшн, Франция |
ЛП-№(001229)-(РГ-RU), 19.09.2022 |
3. |
Респинид® |
раствор для ингаляций 0.5 мг/мл 2 мл № 10, 20 0.25 мг/мл 2 мл № 10, 20 |
ООО "ПСК Фарма", Россия |
ЛП-006812, 01.03.2021 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В работе были определены цели и задачи фармацевтического маркетинга, а также рассмотрены основные направления маркетинговой деятельности аптечной организации.
2. Изучение литературных источников показало, что в аптечных организациях для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента. А так же используют АВС – и XYZ- анализ.
3. В соответствии с фармакотерапевнической характеристикой Будесонид – это противовоспалительное, противоаллергическое, глюкокортикоидное ЛС. Основными направлениями использования ЛС являются: бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, болезнь Крона с вовлечением подвздошной и/или восходящей ободочной кишки (для индукции ремиссии при легкой и среднетяжелой формах), сезонный и круглогодичный аллергический ринит.
4. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Будесонид показал, что на российском фармацевтическом рынке имеется 23 торговых наименования, 84 предложения ЛП в различных дозировках и фасовках, в виде 11 лекарственных форм, из них монопрепараты составляют 45,2%, комбинированные препараты – 54,8% от общего количества предложений. Также в Госреестре ЛС имеется 9 фармацевтических субстанций, под пятью торговыми наименованиями, в форме субстанция-порошок. Производят ФС в трех старанх, пять фирм производителей. Анализ ассортимента ЛП по формам выпуска показал, что наибольшую долю составляют препараты с формой выпуска «Капсулы с порошком для ингаляций» - 40,5%. Наименьшее количество представлено в лекарственной форме «Пена для ректального применения» — 1,2%. Анализ ассортимента по странам-производителям и фирмам показал, что ЛП, производят 10 стран и 15 фирм-производителей. Доля отечественных производителей составляет 59,5% всего производства; зарубежных — 40,5%, среди которых наибольшую долю имеет компания-производитель "ПСК Фарма", Россия - 45,2%. Наименьшую (по 1,2%) — компании Словении, Финляндии и Швейцарии. Изучение данных о государственной регистрации ЛП показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Будесонид за 5 лет (2020 – 2024 гг.) обновился на 32 %. Это означает, что на российском рынке имеются эффективные ЛП применяемые при бронхиальной астме и рынок постоянно пополняется новыми ЛП.
5. Изучение ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Будесонид на региональном фармацевтическом рынке показало, что общий ассортимент предложений ЛП составляет 4 ЛП в двух лекарственных формах. В аптечной организации в наличии ЛП только зарубежного производства, ЛП отечественного производства в аптеке отсутствуют. Индекса обновления ассортимента в аптечной организации составляет 0,25.
6. В результате сравнительного анализа ассортимента было выявлено, что большая доля ЛП в аптеке являются монопрепаратами. Анализ ассортимента по видам лекарственных форм показал отсутствие в аптеке ЛП в следующих лекарственных формах: гранулы, таблетки, капсулы, аэрозоль, спрей, пена ректальная и раствор для ингаляций. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало наличие в аптечной организации ЛП только зарубежного производства. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента говорит о том, что ассортимент препаратов на фармацевтическом рынке России обновлен на 32%, а в аптечной организации на 25%. Рассчитанные величины коэффициентов полноты и глубины говорят о том, что ассортимент аптечной организации представлен не полностью и его можно расширить за счет новых ЛП, имеющихся на фармацевтическом рынке Российской Федерации, а также дополнить его лекарственными препаратами в отсутствующих лекарственных формах.
Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптечной организации представлен лишь на 32 % от возможного.
7. На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» ЛП в аптечной организации ОАО «Железногорская аптека» на основе ЛС МНН Будесонид. Рекомендованы для включения в ассортимент новые лекарственные препараты в форме: капсул с порошком для ингаляций, аэрозоля для ингаляций и раствора для ингаляций, отечественного и зарубежного производства.
ЛИТЕРАТУРА
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 10.04.2024).
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 10.04.2024).
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н "Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401865/ (дата обращения: 15.04.2024).
Васнецова, О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. - 424 с.
Горнштейн, М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 4-е изд.- М.: Дашков и К, 2022.- 404 с. - ISBN 978-5-394-03266-0.
Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c.
Емельянов, А.В. Эффективность и безопасность ингаляционных глюкокортикостероидов у больных бронхиальной астмой. / А.В. Емельянов// Регулярные выпуски «РМЖ». - №3(I). – 2019. - С. 20-25.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Ненашева, Н.М. Бронхиальная астма. Современный взгляд на проблему. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019.– с. 304 с. (Серия "Библиотека врача-специалиста") - ISBN 978-5-9704-4499-3.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.
Чурюкина, Э.В. Подходы к терапии больных бронхиальной астмой у взрослых и детей: новые данные / Э.В. Чурюкина// РМЖ. Медицинское обозрение. – 2020. - № 4(1). - DOI: 10.32364/2587-6821-2020-4-1-66-71.- С. 66-71.
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.:Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
Фассахов, Р.С. Будесонид/формотерол в режиме SMART в терапии бронхиальной астмы: от влияния на воспаление до терапии фенотипов / Р.С. Фассахов // РМЖ. - 2020. - № 16. - С. 1059–1064.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/ (дата обращения: 15.04.2024).
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru (дата обращения: 15.04.2024).
Глобальная инициатива по бронхиальной астме. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы, 2019. (Электронный ресурс). URL: https://www.ginasthma.org. Дата обращения: 14.04.2024.
Регистр лекарственных средств России, 2024. URL: http://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).