Введение
Грибковые заболевания кожи и ногтей остаются проблемой номер один в современной дерматологии. Такой статус микозам обеспечила их способность распространяться среди всех категорий населения: люди любого пола, социального статуса и возраста примерно в одной степени подвержены заражению. Последнее время количество пациентов, у которых диагностируются различные виды грибковых поражений кожи, существенно возрастает. Экологическая ситуация, вредные привычки, отсутствие полноценного отдыха – все это негативно сказывается на состоянии иммунной системы. Существует множество недугов, развитие которых провоцируют патогенные грибы. Все заболевания можно разделить на три группы: кератомикозы, дерматофитии, кандидоз кожи [4].
Для лечения грибковой инфекции используются лекарственные препараты (ЛП), обладающие активностью по отношению к грибам-возбудителям микозов (антимикотические средства). Такие препараты разделяются на системные и наружные - применяемые внутрь в виде таблеток или используемые местно, в зоне поражения, в виде кремов, мазей и растворов [12, 13].
Бифоназол - противогрибковое средство, обладающее фунгистатическим и фунгицидным действием. Лекарственный препарат нарушает синтез эргостерина, входящего в состав клеточной мембраны гриба, что в результате приводит к изменению её структуры и свойств. Применяется для местной терапии поверхностных микозов [19].
По нашему мнению маркетинговые исследования рынка противогрибковых лекарственных средств (ЛС) являются особенно актуальными на сегодняшний день, так как в последние десятилетия отмечается высокий рост числа грибковых заболеваний.
Цель исследования - маркетинговые исследования регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол.
Задачи исследования:
Определить цели и задачи проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке.
Изучить способы формирования и анализа ассортимента лекарственных средств в аптечных организациях
Дать характеристику лекарственному средству Бифоназол.
Провести маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол, разрешенных к применению в Российской Федерации.
5. Провести маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации.
6. Провести сравнительный анализ ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для наружного применения, предлагаемого на российском и региональном фармацевтическом рынке
7. Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента ЛП в аптечной организации.
Объект и предмет исследования: ассортимент ЛП, предлагаемых на российском и региональном фармацевтическом рынке, на основе ЛС МНН Бифоназол.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, сравнение, изучение и обобщение сведений.
Научная новизна: маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на российском и региональном фармацевтическом рынке проводились впервые.
Теоретическая и практическая значимость: проведены маркетинговые исследования ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации ЛенОблФарм № 328 г. Санкт-Петербурга. Результаты исследований могут быть использованы в дальнейшей работе аптеки для оптимизации ассортимента, что повлияет на увеличение объема продаж.
Глава 1. маркетинговые исследования НА фармацевтическоМ РЫНКЕ
1.1. Цели проведения маркетинговыех исследований в фармации
Одной из основных задач в деятельности аптечной организации является выработка ассортиментной политики (АП), которая представляет собой систему мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности. Для решения данной задачи в аптечных организациях необходимо проведение маркетинговых исследований [10].
Маркетинговые исследования - это объективный сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю или промышленному покупателю [6].
Результаты маркетинговых исследований, обоснованные выводы и рекомендации используются для принятия маркетинговых решений, уменьшающих неопределенность и риск [7].
Маркетинговые исследования в фармации могут иметь множество самых разных целей, среди которых можно выделить следующие:
оценка соответствия аптечной организации существующим условиям на рынке;
выявление проблем в сфере маркетинга, которые мешают развитию организации;
повышение эффективности бизнес-процессов в области продаж и маркетинга.
Маркетинговые исследования рекомендуется проводить в следующих ситуациях:
сокращение доли рынка аптеки в результате усиления активности конкурентов;
снижение объёмов продаж, уменьшение количества новых и постоянных покупателей;
увеличение количества жалоб на качество товаров аптечного ассортимента или качество обслуживания покупателей;
отсутствие чёткого планирования ассортимента, акций, объёма закупок и так далее;
отсутствие налаженного взаимодействия между специалистами в сфере маркетинга и фармацевтами, работающими с продажами;
планируется переход на новый план маркетинга, однако не хватает информации об актуальной ситуации на рынке [16].
Специализация субъектов исследований определяется ярко выраженной спецификой фармацевтического рынка как объекта исследований, а именно:
- особым видом формирующих рынок потребностей, связанных с медицинской сферой, представляющей собой отдельную область теоретических и практических знаний;
- особым видом наполняющей рынок продукции - ЛС, знания о которых сосредоточены в научно-практических дисциплинах фармация и фармакология;
- развитым государственным регулированием фармацевтической сферы, охватывающим различные аспекты обращения ЛС;
- существованием специализированных каналов реализации ЛС и специализированных субъектов рынка;
- особенностями формирования спроса на фармацевтическую продукцию (ключевой ролью врача при формировании спроса на рецептурные ЛС;
- участием государства в финансировании значительной части потребляемых ЛС и, соответственно, специально проводимой государством политикой на возмещаемых рынках;
- действием специфического демографического фактора - заболеваемости;
- необходимостью соблюдения особых этических норм при продвижении ЛС и пр. [10].
Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка включает в себя следующие этапы [17]:
1. Изучение рыночного потенциала (емкости рынка), то есть максимально возможного количества конкретных лекарственных средств, которые могут быть реализованы на рынке в определенный период времени.
2. Анализ рыночной сегментации. Этот этап предполагает выделение на рынке в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.) отдельных сегментов (долей) рынка. Сегментация производится с целью последующего выявления наиболее соответствующих запросам потребителей и возможностям предприятия целевых рынков.
3. Исследование структуры рынка, позиций конкурентов. При этом определяются основные группы фирм, работающих на данном рынке: фирмы-партнеры, фирмы-конкуренты, фирмы-нейтралы.
4. Изучение информации о покупателях фирмы тщательно исследует факторы, оказывающие влияние на потребности покупателей. Аптечное предприятие должно определить основные критерии, которые определяют выбор покупателем того или иного лекарственного средства.
В ходе маркетинговых исследований анализируются различные направления деятельности организации, среди которых первостепенным по важности является изучение ассортимента реализуемых медицинских и фармацевтических товаров с целью его оптимизации.
Необходимым условием проведения маркетинговых исследований является глубокое знание лекарственных средств как товара, его основных фармакотерапевтических свойств, показателей к применению, форм выпуска и других товароведческих характеристик. Большое значение имеет анализ оценок потребительских свойств и показателей использования по каждому наименованию лекарственных средств в ассортименте фармацевтической организации. Таким образом, маркетинговые данные могут помочь в планировании в таких областях, как определение размера рынка и его потенциала, пригодно ли это лекарство для использования, применялось ли оно ранее и каков должен быть следующий логический шаг в его использовании [13].
Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов, а значит и производителя, с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Поэтому, проведение маркетинговых исследований различных групп лекарственных препаратов в современном мире необходимы, для качественного удовлетворения потребительских требований [9].
1.2. Формирование и анализ ассортимента лекарственных средств в аптечных организациях
Регистрация огромного количества препаратов привела к насыщению рынка торговыми наименованиями одного и того же действующего вещества, что затрудняет выбор наиболее рационального ЛП. Общий продуктовый портфель фармпроизводителей, локализованных в России, по итогам января-ноября 2022 г. составлял 1413 международных непатентованных наименования (МНН) (на 80 наименований больше, чем годом ранее) и 2750 торговых марок (рост на 159 позиций) [21].
В условиях сложившейся жесткой конкуренции на фармацевтическом рынке аптечные сети стремятся улучшить свои бизнес-процессы, однако такие ключевые бизнес-процессы, как планирование ассортимента, ценообразование, распределение товара, еще далеки от совершенства.
Ассортимент лекарственных средств – это перечень различных препаратов объединенных по фармакотерапевтическому, фармакологическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику и профилактику заболевания [12].
Ассортимент складывается из ассортиментных групп. Это группы товаров, связанные между собой по одному из признаков, например по функциональному назначению, по применению, по способу отпуска, по возрастной группе покупателей.
Определение количества, необходимого для заказа товара, чаще всего подсчитывается на основании продаж за предыдущие периоды методом усреднения. Такой способ, безусловно, позволяет контролировать позиции с постоянным спросом. Однако многие лекарства являются сезонными и, следовательно, подвержены значительным колебаниям продаж. Использование метода усреднения для таких товаров способствует при сезонном увеличении спроса - дефектуре, а при снижении спроса – затовариванию. Поэтому планирование ассортимента для сезонных товаров методом усреднения неприемлемо [16].
Сегодня формирование ассортимента в крупных аптечных сетях проводится двумя способам:
- ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть, формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе сети;
- ассортимент создается непосредственно в аптеках, товарные запасы на центральном складе аптечной сети составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек [10, 17].
Эффективная система формирования и поддержания ассортимента должна обеспечивать:
1) формирование гибкого и актуального ассортимента с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;
2) сокращение финансовых затрат и снижение рисков финансовых потерь, связанных с формированием «неправильного» ассортимента (дефектурой или затовариванием), негативным влиянием человеческого фактора, потерей потенциальных клиентов;
3) управляемость ассортиментной политики за счет «планируемости» ассортимента;
4) поддержание лояльности клиентов, за счет наличия необходимых им товаров [3, 6].
При разработке ассортиментной политики любого аптечного учреждения необходимы всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны [10].
При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям, как широта, полнота, глубина ассортимента, а также насыщенность, гармоничность и степень обновления ассортимента. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.
Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке. Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте) [12].
Полнота ассортимента рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции, и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению. Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая).
Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.
Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций.
Насыщенность номенклатуры (ассортимента) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств [12].
Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).
Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени [12].
Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.
Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.
Показатель обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). При расчете данного показателя использовалось следующее допущение: все впервые появившиеся во время изучения в ассортименте аптечной организации товары считались новыми [12].
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях. Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.).
Для проведения анализа ассортимента лекарственных средств используют несколько известных и универсальных методов[17]:
АВС-анализ;
XYZ-анализ;
Совмещенный ABC-XYZ-анализ.
АВС-анализ
Цель метода: выявление проблем, подлежащих первоочередному решению, путем определения их приоритетности.
Суть метода: АВС-анализ основан на делении определенной совокупности проблем (объектов анализа) по удельному весу каждой группы, определяемому по тому или иному выбранному показателю.
АВС-анализ позволяет установить основные проблемы, с которых нужно начинать действовать.
АВС-анализ базируется на принципе Парето, который означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата.
Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С (75:20:5), чем и обусловлено название метода (ABC-Analysis).
Группа А - незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа В - среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.
Группа С - большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.
Экономический смысл исследований в рамках АВС-анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А [17].
В основе ABC-анализа заложен прогноз того, что превалирующую долю в товарообороте в денежном выражении составляет незначительная часть ассортиментных позиций. При проведении указанного анализа реализованные товары распределяют в порядке уменьшения их объема продаж и рассчитывают удельный вес реализации ассортиментной позиции. При этом на позиции, формирующие класс А, приходится 80% товарооборота, а их доля в общем количестве ассортиментных позиций может составлять около 20%. Класс В — это почти 10% объема реализации товара, которые обеспечивают почти 30% торговых наименований препаратов. Класс С формируют остальные единицы наименований с низким товарооборотом (50% совокупности анализируемых позиций, которые составляют не менее 10% общего оборота) [17].
XYZ-анализ помогает оценивать и сравнивать стабильность продаж товарных групп или отдельных товаров различного типа спроса либо различных ценовых категорий. Применяется для оптимизации товарных запасов и определения частоты заказа товара.
• Категория X – товары, характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации не превышает 10%. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, можно по этим товарам делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.
• Категория Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет от 10% до 25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25%.
• Категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу [17].
XYZ-анализ, сущность которого заключается в структуризации потребления товаров по стабильности потребления и возможности его прогнозирования, необходимо проводить параллельно с ABC-анализом.
XYZ-анализ - метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).
XYZ-анализ рекомендуется проводить не реже, чем раз в квартал, причем можно придерживаться не строго календарного квартала, а например, проводить сезонные аналитические срезы. Он применяется для:
оптимизации ассортимента ЛС;
оценки рентабельности товарных групп;
оценки логистики;
оценки клиентов компании: применяя XYZ-анализ в отношении своих клиентов (аптек, филиалов), можно строить прогнозы продаж на будущие периоды, разрабатывать специальные программы для постоянных лояльных (не подверженных различным всплескам заказов) клиентов. А также проводить различные мероприятия по переведению клиентов из групп Y, Z в группу X [17, 16].
Для анализа конкурентной позиции фирмы на рынке необходимо оценить, насколько организация готова к эффективной деятельности в области качества и конкурентоспособности продукции. Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки внутренних и внешних факторов и явлений, оказывающих влияние на организацию [10].
Таким образом, основная цель ассортиментной политики, а значит, и результат, к которому в конечном итоге стремятся все руководители аптек – формирование оптимального и рационального ассортиментного портфеля для удовлетворения населения в лекарственной помощи и получения запланированной прибыли. Доказано, что рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товара, приводит к равенству спроса и предложения, повышая тем самым эффективность хозяйственной деятельности АО.
ГЛАВА 2. Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНого
рынка лекарственных препаратов на основе
лекарственного средства МНН БИФОНАЗОЛ
2.1. Характеристика лекарственного средства Бифоназол
Бифоназол - противогрибковое средство, обладающее фунгистатическим и фунгицидным действием. Лекарственный препарат нарушает синтез эргостерина, входящего в состав клеточной мембраны гриба, что в результате приводит к изменению её структуры и свойств. Применяется для местной терапии поверхностных микозов [20].
Латинское название вещества Бифоназол - Bifonazolum (род. Bifonazoli).
Химическое название - 1-([1,1'-Бифенил]-4-илфенилметил)-1Н-имидазол
Брутто формула - C22H18N2
Фармакологическая группа вещества Бифоназол - противогрибковые средства.
Рисунок 1. Структурная формула лекарственного вещества Бифоназол
Фармакологическая группа вещества Бифоназол - противогрибковые средства [20].
Характеристика вещества Бифоназол: противогрибковое средство для местного применения. Производное имидазола. Очень липофилен. Растворим в спирте, диметилформамиде, диметилсульфоксиде. Растворимость в воде при pH 6: <0,1 мг/100 мл. Стабилен в водных растворах при pH 1–12. Молекулярная масса — 310,39.
АТХ классификация [20]:
D Препараты для лечения заболеваний кожи
D01 Противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи
D01A Противогрибковые препараты для местного применения
D01AC Производные имидазола
D01AC 60 Бифоназол
Нозологическая классификация (МКБ-10) [18]:
R61 Гипергидроз
B35.1 Микоз ногтей
L30.4 Эритематозная опрелость
B49 Микоз неуточненный
B35 Дерматофития
L08.1 Эритразма
B36.0 Разноцветный лишай
B37.2 Кандидоз кожи и ногтей
Фармакологическое действие - противогрибковое широкого спектра.
Снижает синтез эргостерола клеточной мембраны грибов и нарушает ее барьерные функции. Действует фунгицидно на дерматомицеты (Trichophyton spp., Microsporum spp., Epidermophyton spp.), фунгистатически - на Aspergillus ferrus, Scopulariopsis brevicaulis, Malassezia furfur. Минимальная эффективная концентрация для большинства возбудителей 5 нг/мл, при концентрации 3 нг/мл угнетает рост быстро пролиферирующего мицелия Trichophyton mentagrophytes. На грибы рода Candida оказывает фунгистатическое, а в концентрациях 20 нг/мл - фунгицидное действие. Активен в отношении Corynebacterium minutissimum (МПК от 0,5 до 2 мкг/мл) и грамположительных кокков, исключая энтерококки (МПК 4–16 мкг/мл).
Практически не всасывается, при местной аппликации 0,6–0,8% абсорбируется здоровой и 2–4% - воспаленной кожей. Глубоко проникает в кожу, сохраняя высокие концентрации в течение длительного времени. Через 6 ч после аппликации концентрация в коже достигает или превышает минимальную эффективную для основных грибов, вызывающих дерматомикозы. T1/2 из кожи составляет 19–32 ч (зависит от ее плотности в участке нанесения) [11].
Применение вещества Бифоназол: дерматофитии (в т.ч. микроспория, трихофития, руброфития); кандидоз кожи, ногтевых валиков, ногтей, гениталий; разноцветный лишай; эритразма; межпальцевая опрелость; гипергидроз стоп.
Противопоказания: гиперчувствительность.
Ограничения к применению: грудной возраст (применение возможно только под контролем врача).
Применение при беременности и кормлении грудью: в I триместре беременности применение возможно только по строгим показаниям.
Побочные действия вещества Бифоназол: легкое покраснение и раздражение кожи, жжение; местные реакции по краям или на ложе ногтя (раздражение, краснота, мацерация, шелушение, контактный дерматит); аллергические реакции.
Способ применения и дозы: наружно, наносят на участки поражения 1–2 раза в сутки. Выбор лекарственной формы и продолжительность лечения зависят от характера заболевания, размера и локализации очага поражения. Курс продолжается 2–5 нед, при гипергидрозе стоп (используют присыпку) — 2–3 нед. После ликвидации клинических проявлений микоза лечение продолжают 10–15 дней, применяя крем, раствор или присыпку 1 раз в сутки для профилактики рецидива.
Меры предосторожности: при отсутствии или недостаточной эффективности лечения необходимо дополнительное обследование пациента (в т.ч. оценка состояния иммунной и эндокринной систем, картины крови) и корректировка лечения [11, 20].
Торговые названия: Микоспор® , Бифоназол [15, 20].
Форма выпуска:
Крем;
Раствор для наружного применения;
Субстанция-порошок [19, 20].
Условия хранения: хранить при температуре от 15 до 25°C [2].
Условия отпуска: без рецепта врача [1].
2.2. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бифоназол, разрешенных к применению в Российской Федерации
Российский рынок лекарственных средств на основе международного непатентованного наименования (МНН) Бифоназол представлен ассортиментом разрешенных к применению и выпускаемых зарубежными и отечественными производителями лекарственных препаратов.
В Государственном реестре ЛС зарегистрированы следующие лекарственные препараты на основе МНН Бифоназол (таблица 1) [19].
Таблица 1
Ассортимент лекарственных средств на основе ЛС МНН Бифоназол, разрешенных к применению в Российской Федерациии
№ п/п |
Международное непатентованное наименование МНН (INN) |
Торговое название |
Лекарственная форма, дозировка, фасовка (предложения) |
Фирма-производитель, страна |
Рег. номер, дата регистрации в РФ |
Фармацевтические субстанции |
|||||
1. |
Бифоназол |
Бифоназол |
Субстанция-порошок 5 кг, 10 кг, 15 кг, 20 кг, 25 кг, 50 кг |
Янгсу Янгжоу Тенгда Кемикал Фактори, Китай |
ЛСР-000044, 13.04.2007 |
Итого: МНН – 1 |
ТН - 1 |
ЛФ – 1 ФС - 6 |
Стран – 1 Фирма – 1 |
||
Лекарственные препараты |
|||||
1. |
Бифоназол |
Микоспор® |
крем для наружного применения 1% 15 гр |
Керн Фарма С.Л., Испания |
П N013923/03, 17.06.2008 |
Продолжение таблицы 1 |
|||||
2. |
Бифоназол |
Микоспор® |
раствор для наружного применения 1% 15 мл флакон |
КВП Фарма + Ветеринер Продукте ГмбХ Германия |
П N013923/02, 17.06.2008 |
ЛП – 2 |
ТН - 2 |
ЛФ - 2 |
Стран - 2 Фирм - 2 |
Анализ данных ГРЛС на 15.04.2024 г. показал, что ассортимент ЛС на основе ЛС МНН Бифоназол насчитывает 3 торговых наименования, 8 предложений лекарственных средств, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛС 3 фирмы в трех странах мира в виде трех лекарственных форм. В ассортименте присутствуют фармацевтические субстанции Бифоназола производства Китая в различной фасовке и лекарственные препараты в двух лекарственных формах. Производят ЛП зарубежом в двух странах, две фирмы-производителя [19].
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по составу, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по составу
Количество предложений ЛП |
Состав |
|||
монопрепарат |
комбинированный препарат |
|||
Количество ЛП |
Доля, % |
Количество ЛП |
Доля, % |
|
2 |
2 |
100,0 |
0 |
0 |
Итого |
2 |
100,0 |
0 |
0 |
Анализ таблицы 2 показал, что количество предложений на рынке всего – 2 ЛП, которые являются монопрепаратами, комбинированные препараты на основе ЛС МНН Бифоназол отсутствуют (рис. 2).
Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе МНН Бифоназол по составу, %
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по формам выпуска, который представлен в таблице 3.
Таблица 3
Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество предложений ЛП |
Доля, % |
1. |
Раствор для наружного применения |
1 |
50,0 |
2. |
Крем для наружного применения |
1 |
50,0 |
Итого: ЛФ - 2 |
2 |
100,0 |
Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по формам выпуска показал наличие двух лекарственных препаратов в двух лекарственных формах: раствор для наружного применения и крем для наружного применения (рис. 3).
Рисунок 3. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол по формам выпуска
На основании данных Госреестра была определена структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол, разрешенных к применению, по производственному признаку, которая представлена в таблице 4.
Таблица 4
Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол по странам-производителям и фирмам
Страна-производитель |
Доля, % |
Фирма-производитель |
Количество предложений (лекарственных препаратов) |
Доля, % |
Испания |
50,0 |
Керн Фарма С.Л. |
1 |
50,0 |
Германия |
50,0 |
КВП Фарма + Ветеринер Продукте ГмбХ |
1 |
50,0 |
Всего - 2 |
100,0 |
Фирм – 2 |
2 |
100,0 |
Анализ данных таблицы 4 показывает, что анализируемый ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол, разрешенных к применению в России, производится в двух странах. По одному ЛП производят фирмы-производители Германии и Испании (рис. 4) [19, 20].
Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по странам-производителям
При проведении анализа ассортимента ЛП по фирмам-производителям установлено, что на фармацевтическом рынке присутствует 2 зарубежные фирмы, которые производят ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол. В России препараты на основе ЛС МНН Бифоназол не производят.
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол по датам регистрации.
Анализ полученных данных показал, что новых ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол за период 5 лет (2020-2024 гг.) зарегистрировано не было.
Для расчета индекса обновления ассортимента используется формула 1:
У = n : N , (1)
где: У – индекс обновления;
n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2020–2024 гг.) [12].
N – количество ЛП, зарегистрированных на рынке России.
У = 0 : 2 = 0, где n = 0, N = 2.
Из этих данных видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол за 5 лет (2020– 2024 гг.) не обновлялся и представлен устаревшими лекарстсвенными средствами. Индекс обновления составил 0.
2.3. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМНН Бифоназол в аптечной организации
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМННБифоназол на региональном фармацевтическом рынкепроводился на базе аптечной организации ЛенОблФарм № 328, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 5, корп.3.
Аптечная сеть является одной из крупнейших аптечных сетей и насчитывает более 700 аптек под брендами Аптека Невис и ЛенОблФарм в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областях и в Республике Карелия. Аптечная сеть сочетает в себе грамотно сформированный ассортимент, верное соотношение цены и качества, легкодоступное месторасположение аптек и высокое качество обслуживания.
Ассортимент аптек отличается самым полным ассортиментом лекарственных средств, включая сильнодействующие препараты, широким выбором элитных косметических брендов, аксессуаров и ортопедии.
В соответствии с лицензией аптечная организация является «Аптекой», которой разрешено:
- хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
В Аптеке ЛенОблФарм придут на помощь всем, кому потребовалось купить лекарственные средства, в том числе рецептурные препараты, которые назначил врач.
Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМНН Бифоназол в аптечной организации проводились во время прохождения производственной практики. В данный период лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМНН Бифоназол в аптечной организации не обнаружено.
Покупателям, желающим приобести данные ЛП, предлагаются лекарственные препараты с аналогичным фармакологическим действием. Ассортимент антимикотических лекарственных препаратов для наружного применения, имеющихся в аптеке представлен в таблице 5.
Таблица 5
Ассортимент противогрибковых лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов, имеющихся в аптечной организации
№ п/п |
Международное непатентованное наименование МНН (INN) |
Торговое наименование |
Цена в аптеке, руб.коп. |
Лекарственная форма, дозировка, фасовка |
Фирма-производитель, страна |
Дата регистрации ЛС в РФ, рег. номер |
1. |
Сертаконазол |
Залаин® |
882.00 |
крем для наружного применения, 2%, 20,0 |
Феррер Интернасионал А.О. , Испания |
ЛП-№(000991)-(РГ-RU), 07.07.2022 |
2. |
Тербинафин |
Термикон® |
672.00 |
спрей для наружного применения, 1%, 30,0 |
ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия |
ЛСР-001548/07, ЛСР-001548/07 |
3. |
Нафтифин |
Экзодерил® |
878.00 |
Раствор для наружного применения, 1%, 10,0 |
Глобофарм фармацойтише Продуктьонс унд Хандельсгезелльшафт мбх, Австрия |
П N011273/02, 21.09.2011 |
4. |
Клотримазол |
Клотримазол-Акос |
225.50 |
мазь для наружного применения, 1%, 20,0 |
ПАО "Синтез", Россия |
ЛП-№(000469)-(РГ-RU), 21.12.2021 |
МНН - 4 ЛП - 4 |
ТН - 4 |
ЛФ - 4 |
Стран – 3 Фирм - 4 |
В результате анализа было выявлено, что в аптечной организации предлагается четыре противогрибковых ЛП для наружного применения, в четырех лекарственных формах отечественного и зарубежного производства, разной ценовой категории.
Далее был проведен анализ ассортимента ЛП по составу, который представлен в таблице 6.
Таблица 6
Анализ ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для наружного применения по составу
Количество предложений ЛП |
Состав |
|||
монопрепарат |
комбинированный препарат |
|||
Количество ЛП |
Доля, % |
Количество ЛП |
Доля, % |
|
4 |
4 |
100,0 |
0 |
0 |
Итого |
4 |
100,0 |
0 |
0 |
Анализ таблицы 6 показал, что количество предложений в аптечной организации всего – 4 ЛП, которые являются монопрепаратами, комбинированные препараты отсутствуют (рис. 5).
Рисунок 5. Структура ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для наружного применения по составу, %
Далее был проведен анализ ассортимента противогрибковых ЛП для наружного применения по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 6.
Таблица 6
Ассортимент противогрибковых ЛП для наружного применения в аптеке по формам выпуска
№ п/п |
Вид лекарственной формы |
Количество предложений ЛП |
Доля, % |
1. |
крем для наружного применения |
1 |
25,0 |
2. |
спрей для наружного применения |
1 |
25,0 |
3. |
раствор для наружного применения |
1 |
25,0 |
4. |
мазь для наружного применения |
1 |
25,0 |
Итого |
ЛФ - 4 |
4 |
100,0 |
По данным таблицы 6, ассортимент противогрибковых ЛП в аптечной организации представлен в четырех лекарственных формах. По одному препарату в каждой лекарственной форме (рис. 6).
Рисунок 6. Структура ассортимента ЛП в аптечной организации, по формам выпуска
Далее в работе были проанализированы имеющиеся лекарственные препараты по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7
Анализ ассортимента противогрибковых ЛП для наружного применеия по странам-производителям и фирмам в аптечной организации
Страна- производитель |
Количество ЛП |
Фирма-производитель |
Количество ЛП |
||
абс. зн. |
доля,% |
абс. зн. |
доля,% |
||
Россия |
2 |
50,0 |
ОАО "Фармстандарт-Лексредства" |
1 |
25,0 |
ПАО "Синтез" |
1 |
25,0 |
|||
Испания |
1 |
25,0 |
Феррер Интернасионал А.О. |
1 |
25,0 |
Австрия |
1 |
25,0 |
Глобофарм фармацойтише Продуктьонс унд Хандельсгезелльшафт мбх |
1 |
25,0 |
Стран - 3 |
4 |
100,0 |
Фирм – 4 |
4 |
100,0 |
По данным, представленным в таблице 7, в аптечной организации в наличии имеются противогрибковые ЛП отечественного и зарубежного производства. Наибольшее количество ЛП являются препаратами российского производва (рис. 7).
Рисунок 7. Структура ассортимента ЛП в аптечной организации, по производственному признаку
Анализ ассортимента ЛП в аптеке по датам регистрации показал, что в ассортименте имеется два новых лекарственных препарата. Индекс обновления ассортимента составляет:
У = 2 : 4 = 0,5, где n = 2, N = 4.
Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента, равное 0,5, говорит о том, что ассортимент противогрибковых ЛП для наружного применения в аптечной организации на 50% представлен новыми ЛП, зарегистрированными в период с 2021 – 2022 г.
Таким образом, изучение ассортимента ЛП, предлагаемого аптечной организацией показало, что ассортимент предложений ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на региональном и локальном фармацевтическом рынке отсутствует. В ассортименете имеются другие противогрибковые препараты для наружного применения с аналогичным фармакологическим действием, которые предлагаются покупателям в качестве замены. В наличии в ассортименте имеется четыре ЛП в четырех лекарственных формах, отечественного и зарубежного производства. Два ЛП в ассортименте являются новыми, зарегистрированы в 2021 и 2022 году.
2.4. Сравнительный анализ ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов, предлагаемого на российском и региональном фармацевтическом рынке
На заключительном этапе в работе был проведен сравнительный анализ ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. В таблице 8 представлена сравнительная характеристика ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для наружного применения, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации.
Таблица 8
Сравнительная характеристика ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации
Признак |
Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России на основе ЛС МНН Бифоназол |
Характеристика ассортимента противогрибковых ЛП для местной терапии поверхностных микозов, имеющегося в аптечной организации |
Группа по АТС классификации |
D Препараты для лечения заболеваний кожи D01 Противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи D01A Противогрибковые препараты для местного применения D01AC Производные имидазола D01AC 60 Бифоназол |
1. G01AF Производные имидазола G01AF19 Сертаконазол 2. D01A Противогрибковые препараты для местного применения D01AE Другие противогрибковые препараты для местного применения D01AE15 Тербинафин 3. D01 Противогрибковые препараты, применяемые в дерматологии D01A Противогрибковые препараты для местного применения D01AE Другие противогрибковые препараты для местного применения D01AE22 Нафтифин 4. D01 Противогрибковые препараты, применяемые в дерматологии D01A Противогрибковые препараты для местного применения D01AC Производные имидазола и триазола D01AC01 Клотримазол |
Количество предложений ЛП |
2 |
4 |
Продолжение таблицы 8 |
||
По составу |
Монопрепараты - 100% Комбинированные препараты – 0% |
Монопрепараты - 100,0 Комбинированные препараты - 0 |
Производственный признак |
Зарубежного производства – 100% Отечественного производства 0% |
Зарубежного производства – 50% Отечественного производства 50% |
По видам лекарственной формы |
Всего - 2 |
Всего - 4 |
Индекс обновления |
0 |
0,5 |
По данным таблицы 8, ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на фармацевтическом рынке России представлен двумя ЛП зарубежного производства в двух лекарственных формах. Все ЛП являются монопрепаратами, комбинированные препараты отсутствуют. При проведении анализа ассортимента в аптечной организации лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол не обнаружено.
В ассортименте аптечной организации присутствуют противогрибковые ЛП для местного применения в четырех лекарственных формах, аналогичного фармакологического действия под четырмя МНН и торговыми наименованиями. Все имеющиеся ЛП являются монопрепаратами, комбинированные препараты также отсутствуют.
Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному
признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на фармацевтическом рынке России представлен лекарственными препаратами только зарубежного производства. В аптечной организации имеются противогрибковые ЛП для местного применения как зарубежных, так и отечественных производителей.
Индекс обновления ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на рынке равен 0, в аптечной организации индекс обновления, имеющихся противогрибковых ЛП для местного применения равен 0,5.
2.5. Рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов в аптечной организации
На основании проведенного в работе маркетингового исследования были разработаны рекомендации по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации ЛенОблФарм № 328, которые представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации ЛенОблФарм № 328
Признак |
Характеристика ассортимента ЛП, предлагаемого на фармрынке России |
Характеристика ассортимента ЛП, предлагаемого в аптечной организации |
Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке |
Коэффициент полноты |
Коэффициент полноты: 1 |
Коэффициент полноты: 0 |
Ввести в ассортимент аптеки ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в виде лекарственных форм: крем и раствор для наружного применения. |
Коэффициент глубины |
Коэффициент глубины: 1 |
Коэффициент глубины: 0 |
Дополнить ассортимент противогрибковых ЛП для наружного применения ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол |
Индекс обновления |
0 |
0 |
Отслеживать появление на фармацевтическом рынке новых ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол. |
На основании полученных результатов маркетингового исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации ЛенОблФарм № 328.
Аптечной организации предлагается дополнить ассортимент лекарственными препаратами на основе ЛС МНН Бифоназол. Рекомендованы для включения в ассортимент аптеки следующие лекарственные препараты:
1. Микоспор® в форме крема для наружного применения, в дозировке 1%
15 гр. Производитель Керн Фарма С.Л., Испания. Регистрационный номер П N013923/03, дата регистрации 17.06.2008.
Бифоназол, активное вещество крема МИКОСПОР®, является производным имидазола и обладает широким спектром антимикотического действия. Бифоназол обладает фунгицидным действием в отношении дерматофитов (в частности, в отношении Trichophyton spp.). Полный фунгицидный эффект достигается при концентрации бифоназола 5 мкг/мл и продолжительности воздействия не менее 6 часов.
2. Микоспор® в форме раствора для наружного применения, в дозировке 1%, 15 мл флакон. Производитель КВП Фарма + Ветеринер Продукте ГмбХ,
Германия. Регистрационный номер П N013923/02, дата регистрации 17.06.2008 [20].
Бифоназол, активное вещество раствора МИКОСПОР®, является производным имидазола и обладает широким спектром антимикотического действия. Бифоназол обладает фунгицидным действием в отношении дерматофитов (в частности, в отношении Trichophyton spp.). Полный фунгицидный эффект достигается при концентрации бифоназола 5 мкг/мл и продолжительности воздействия не менее 6 часов. Бифоназол обладает фунгистатическим действием в отношении дрожжевых и плесневых грибов, а также Malassezia furfur.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основании изучения современных публикаций по проблеме работы были определены цели и задачи маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, изучены способы формирования и анализа ассортимента лекарственных средств в аптечных организациях, дана характеристика лекарственному средству Бифоназол и проведены маркетинговые исследованияассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Бифоназол, разрешенных к применению в Российской Федерации.
2. Изучение литературных источников показало важность проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке, а также необходимость применения различных методов анализа ассортимента ЛП при изучении ассортимента лекарственных препаратов в аптечной организации.
3. Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Бифоназол относятся к лекарственным средствам АТХ группы - D01 Противогрибковые препараты для лечения заболеваний кожи. Производные имидазола. Применяются для местной терапии поверхностных микозов.
4. Ассортимент разрешенных к применению на российском рынке лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол насчитывает 3 торговых наименования, 8 предложений лекарственных средств, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛС 3 фирмы в трех странах мира в виде трех лекарственных форм. В ассортименте присутствуют фармацевтические субстанции Бифоназола производства Китая в различной фасовке и лекарственные препараты в двух лекарственных формах. Производят ЛП зарубежом в двух странах, две фирмы-производителя. Лекарственные препараты на основе ЛС МНН Бифоназол являются монопрепаратами, комбинированные препараты отсутствуют. В структуре ассортимента ЛП по формам выпуска было выявлено наличие двух лекарственных форм: раствор для наружного применения и крем для наружного применения. В результате анализа ассортимента ЛП по фирмам-производителям установлено, что ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол, разрешенных к применению в России, производится в двух странах. По одному ЛП производят фирмы-производители Германии и Испании. Анализ данных по датам регистрации показал, ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол за 5 лет (2020 – 2024 гг.) не обновлялся и представлен устаревшими лекарстсвенными средствами. Индекс обновления составил 0.
5. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМНН Бифоназол в аптечной организации проводились во время прохождения производственной практики. В данный период лекарственных препаратов на основе лекарственного средстваМНН Бифоназол в аптечной организации не обнаружено. В работе был изучен имеющийся в аптеке ассортимент противогрибковых ЛП для местной терапии поверхностных микозов. В результате было выявлено наличие четырех аналогичных противогрибковых ЛП для наружного применения в четырех лекарственных формах отечественного и зарубежного производства, разной ценовой категории.
6. Сравнительный анализ ассортимента противогрибковых лекарственных препаратов для местной терапии поверхностных микозов, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на фармацевтическом рынке России представлен двумя ЛП зарубежного производства в двух лекарственных формах. Все ЛП являются монопрепаратами, комбинированные препараты отсутствуют. При проведении анализа ассортимента в аптечной организации лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Бифоназол не обнаружено. В ассортименте аптечной организации присутствуют противогрибковые ЛП для местного применения в четырех лекарственных формах, аналогичного фармакологического действия под четырмя МНН и торговыми наименованиями. Все имеющиеся ЛП являются монопрепаратами, комбинированные препараты также отсутствуют. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному
признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на фармацевтическом рынке России представлен лекарственными препаратами только зарубежного производства. В аптечной организации имеются противогрибковые ЛП для местного применения как зарубежных, так и отечественных производителей. Индекс обновления ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол на рынке равен 0, в аптечной организации 50% имеющихся противогрибковых ЛП для местного применения являются новыми.
7. На основании проведенного в работе маркетингового исследования были разработаны рекомендации по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Бифоназол в аптечной организации ЛенОблФарм № 328. Аптечной организации предлагается дополнить ассортимент лекарственными препаратами на основе ЛС МНН Бифоназол.
литературА
Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402083/ (дата обращения: 15.03.2024).
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 07.04.2024).
Горнштейн, М.Ю. Современный маркетинг: Монография, 4-е изд.- М.: Дашков и К, 2022.- 404 с. - ISBN 978-5-394-03266-0.
Горячкина, М.В. Микозы стоп: рациональный выбор терапии /
М.В. Горячкина // РМЖ. – 2018. - №11. - С. 688.
Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации : учебник для вузов / А. П. Егоршин // 2-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород : НИЭМ, 2020. - 302 с. - ISBN: 978-5-496-01523-3.
Корнеева, И. В. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий// Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 436 с. - ISBN 978-5-534-03565-0.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник для бакалавров / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 433 с. - ISBN 978-5-9916-9070-6.
Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. - 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.
Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. - С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.
Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин —
М. : Издательство Юрайт, 2016. — 342 с.
Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 c.
Натареева, М. Что предлагает аптека для борьбы с микозами стоп и ногтей /М. Натареева// Новая аптека. – 2018. - № 6. – С.100-108.
Панкратов, О.В. Лечение микозов кожи и ногтей /О.В. Панкратов, Р.Ю. Шикалов, В.В. Крумкачев// Дерматовенерология. Косметология. - № 4 (04). – 2015. – С. 66-76
Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. - Изд. 18-е, перераб. и доп. - М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. - 640 с. - ISBN: 978-5-85556-082-4.
Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.
Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит и др. – М.: Литерра, 2014. - 392 с. - ISBN: 5-98216-019-9.
АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurolab.ua/medicine/atc/ (дата обращения: 15.03.2024).
Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru (дата обращения: 15.03.2024).
Регистр лекарственных средств России, 2023. URL: http://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 15.03.2024).
Источник: https://pharmmedprom.ru/news/v-2022-godu-v-rossii-viroslo-proizvodstvo-otechestvennih-lekarstv/ (дата обращения: 15.03.2024).