Существующие подходы к развитию компетенции в сфере иноязычного аудирования включают в себя традиционные устные упражнения, дискуссии, дебаты, ролевые игры. Однако, для более глубокого погружения в решение сложных коммуникативных ситуаций и развития способности к критическому мышлению и анализу, необходимы более инновационные методы. В данной статье мы рассмотрим метод кейсов как перспективный инструмент формирования диалогической компетенции у школьников.
Метод кейсов, ориентированный на анализ реальных жизненных ситуаций, позволяет школьникам не только закрепить теоретические знания, но и приобрести практический опыт решения проблем, развивая при этом навыки критического мышления, анализа, синтеза и аргументации. Особое внимание будет уделено тому, как метод кейсов способствует формированию таких важных компонентов диалогической компетенции, как умение слушать и понимать собеседника, строить конструктивный диалог, учитывать разные точки зрения и достигать консенсуса.
Актуальность исследования метода кейсов при формировании компетенции школьников в диалогической речи обусловлена несколькими факторами. Во-первых, современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативным навыкам. Успех в профессиональной деятельности, эффективное взаимодействие в команде, участие в общественной жизни – все это требует развитой способности к диалогу, умения аргументировать свою позицию, слушать и понимать собеседника, учитывать разные точки зрения и находить компромиссы. Школьники с более высоким уровнем компетенции в сфере аудирования будут лучше подготовлены к жизни в условиях интенсивного информационного обмена и глобализации. Во-вторых, традиционные методы обучения часто не дают достаточного эффекта в развитии практических навыков диалогического взаимодействия. Метод кейсов предлагает инновационный подход, ориентированный на решение реальных жизненных ситуаций, что позволяет школьникам приобрести не только теоретические знания, но и ценный практический опыт. Анализ кейсов способствует развитию критического мышления, аналитических и коммуникативных навыков, необходимых для успешного диалога. В-третьих, метод кейсов позволяет индивидуализировать образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ученика. Групповая работа с кейсами способствует коллективному решению проблем, развитию командной работы и взаимопомощи.
Таким образом, использование метода кейсов при формировании диалогической компетенции школьников является актуальной и важной задачей современной педагогики.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского «case» - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Этот метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения [2].
Изучением метода кейсов на уроках иностранного языка занимались, например, Г.А. Дубинина, И.М. Степанова и Е.Э. Пахтусова. Они рассматривали кейс-технологию как один из путей развития речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка [4].
Согласно результатам проведенных Н.В. Архиповой, В.С. Кобызевым, В.Е. Медведевым прикладных исследований [1] установлено, что метод кейсов может использоваться как исключительно эффективный для достижения целей обучения профессиональному иностранному языку и межкультурной адаптации. Однако применение этого метода в преподавании иностранного языка должно быть методически обосновано и обеспечено.
По мнению И. В. Гладких, изучение проблемных ситуаций позволяет реализовать индуктивный подход к обучению. Имея определённую базу знаний, обучающиеся движутся от частного к общему [1]. Они не только приобретают навыки исследования, анализа и принятия решений, но и выходят на требуемый уровень обобщения
Ю.П. Сурмин подчёркивает, что кейс-метод значительно повышает эффективность работы преподавателя, позволяя ему не только использовать, но и развивать свои профессиональные навыки [5]. По его мнению, кейс-метод гармонично сочетает воспитательную, обучающую, организационную и исследовательскую функции преподавателя. Для повышения эффективности применения кейс-метода он выделяет несколько принципов: использование разнообразных и эффективных методических приёмов, партнерские отношения с учениками, стимулирование самостоятельного поиска информации вместо её прямого предоставления, использование достижений педагогики и психологии, творческий подход и прагматичность [5].
Использование метода кейсов на уроках английского языка в школе имеет несколько важных особенностей:
1. Развитие коммуникативных навыков: Метод кейсов фокусируется на обсуждении и решении проблемы, что заставляет учеников активно использовать английский язык для выражения своих мыслей, аргументации своей позиции и взаимодействия с одноклассниками. Это выходит за рамки простого запоминания грамматики и лексики.
2. Аутентичность и контекстуализация: Кейсы обычно представляют собой реальные или правдоподобные ситуации, что делает изучение языка более интересным и значимым. Ученики применяют английский язык в контексте, приближенном к реальной жизни, а не в искусственных упражнениях.
3. Развитие критического мышления и навыков решения проблем: Анализ кейса требует от учеников критического осмысления информации, выдвижения гипотез, оценки различных вариантов решения проблемы и обоснования своих выводов – всё это на английском языке.
4. Интерактивность и сотрудничество: Работа над кейсом часто предполагает групповую работу, что способствует развитию сотрудничества, умению работать в команде и обмениваться идеями на английском языке.
5. Дифференциация обучения: Сложность кейса и задания к нему могут быть адаптированы под разные уровни подготовки учащихся, позволяя каждому ученику работать на своем уровне и достигать прогресса.
В заключение, можно сказать, что метод кейсов представляет собой эффективный инструмент для преподавания иностранных языков в школах. Его применение способствует не только развитию языковых навыков (говорения, аудирования, чтения и письма), но и формированию таких важных компетенций, как критическое мышление, решение проблем, командная работа и коммуникация. Хотя реализация кейс-метода требует от учителя определенной подготовки и организации, преимущества, которые он предоставляет в плане повышения мотивации учащихся, глубины понимания материала и развития практических навыков, в значительной степени перевешивают затраченные усилия. Применение метода кейсов способствует подготовке школьников к успешной социализации и самореализации в современном мире.
Список литературы
Абрамова, С. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка / С. Ю. Абрамова, Ю. В. Белозерова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7466/ (дата обращения: 25.11.2024)
Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения - [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://evolkov.net/case/case. study.html (дата обращения: 23.11.2024).
Дубинина Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам. М.: Рема, 2010. С. 20.
Степанова И. М. Метод анализа проблемных ситуаций (кейс-метод) как средство обучения школьников иноязычному профессиональноориентированному общению // IX Всероссийская научно-практическая конференция «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и в школе»: сборник статей. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С. 125-127.
Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. Киев : Центр ин новаций и развития, 2002.
Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 532-534.