Интегрированные работы по химии и географии в средней школе как способ развития компетенций - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Интегрированные работы по химии и географии в средней школе как способ развития компетенций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня интегрированный урок это отличный способ разнообразить стандартные уроки, но и следовать за развитием стандартов образования. Так что входит в понятие интеграции различных дисциплин? Интегрированный урок – это объединение нескольких (две и более) множеств дисциплин, которое подразумевает логическое структурированное и взаимосвязанное проникновение учебного материала в различные школьные предметы. Примером интеграции может являться связь школьных дисциплин химии и географии в части изучения особенностей развития и функционирования нашей планеты Земля [1].

Интегрированный процесс образования позволяет углубиться в материал из нескольких дисциплин одновременно. Такой процесс позволяет одновременно за единицу времени получить знания из двух и более дисциплин. Такой способ обучения способствуют стимуляции мыслительной деятельности учеников, увеличению скорости восприятия, анализа, синтеза, мышления, а также формировании исследовательского процесса, который в свою очередь оказывает положительное влияния на усвоение нового материала [4].

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

  • знания приобретают качества системности;

  • умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

  • усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

  • более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Безусловно, большую роль играет способ организации работы учителем на уроке. Так учителя могу использовать способ организации работы через выполнение (учителем) множества аналогичных заданий. Дети наблюдают за процессом выполнения заданий, что является более теоретической формой познания нового материала. Данная форма является менее эффективной с точки зрения восприятия детьми новой информации [8].

Вторым способ является организация работы учителем через использование «практической/лабораторной работы». Она подразумевает предложение детям самостоятельно выполнить поставленное задание. Обсуждение результатов и оценку корректности выполненного задания он также предоставил детям через «самопроверку» (предоставлено второе задание, выполнение которого даёт правильный ответ на первое).

Результативным способом закрепления полученных результатов, знаний является совместное выполнение с обучающимися аналогичные задания, что позволяет закрепить и повторно объяснить тем, кто не понял материал.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.

«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления [7].

Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, ки­нофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподне­сти содержание дисциплин. Забота о построении содержания единого курса географии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязей с другими учебными предметами.

В современной школе существует несколько направлений и уровней интеграции. Это, во-первых, появление новых курсов, рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования. Во-вторых, появляются разовые интеграционные уроки разного уровня и характера [3].

Интеграция возможна в процессе изучения школьных предметов, при выполнении следующих условий: смежность или совпадение исследовательского вопроса; построение учебной программы на общих теоретических базах (теории, законы, гипотезы, концепции); использование одних методов исследования в процессе изучения и создания научных работ.

Каждый школьный предмет обладает определенными особенностями освоения теоретического и практического материала. Это связано с тем, что разные предметы требуют различных подходов к обучению и использования разных методов для достижения наилучших результатов [7].

Рассмотрим особенности теоретической и практической части для стандартных ряда школьных предметов:

  1. Химия: В химии теория основывается на законах природы и их буквенном выражении. Здесь важно понимать принципы работы химических явлений и уметь применять эти знания при решении задач. Эти основы необходимы для более глубокого понимания природных процессов и разработки новых технологий.Проведение лабораторных работ и экспериментов. Этот опыт позволяет ученикам лучше понять, как работают химические явления в реальной жизни, а также развить навыки работы с оборудованием и проведения измерений.

  2. География: Теория географии включает изучение событий прошлого, их причин и последствий. Важно не только запоминать факты, но и уметь анализировать геологические процессы и делать выводы. Выполнять практические и исследовательские работы.

  3. Биология: Практическая биология включает лабораторные работы, наблюдения за живыми организмами и эксперименты. Учащиеся должны научиться использовать микроскопы, проводить опыты и записывать результаты.

Все эти примеры показывают, насколько разнообразны подходы к освоению теоретических и практических знаний в разных школьных предметах. Каждый ученик должен найти свой способ изучения, который будет наиболее эффективным именно для него.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь, с какой – либо дисциплиной [2].

Приводим примеры из разных курсов и тем географии.

На первом этапе (в 6 классе) – при изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить пропедевтическую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

На втором этапе (в 7 классе) – в процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественно научных, страноведческих знаний.

Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени, являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.

При изучении темы «История развития Земли» рассматривается геологическая история поверхности Земли, а далее происходит знакомство с полезными ископаемыми планеты. На данном интегрированном уроке можно провести знакомство учеников с коллекцией «Минералы и горные породы». Использование такого наглядного пособия позволит более полно понять тему и внимательно изучить раздел, который потом пригодится в 8-х и 9-х класса на химии и географии.

Интегрированный урок «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности – загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока – урок изучения нового материала.

На третьем этапе (в 10 классах) – при изучении «Социально-экономической географии» необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике, истории, привлекать краеведение с целью получения наиболее полных географических знаний.

Урок-конференция «Мировые природные ресурсы, основные черты их географии». На этом уроке дети выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.

Местный край изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма [5].

Таким образом, интеграция различных дисциплин в учебном процессе становится не просто актуальной, а жизненно необходимой для формирования современного специалиста. Она не только обогащает знания учащихся, но и развивает их критическое мышление, творческий подход и способность к междисциплинарному анализу. В условиях быстро меняющегося мира, где информация и навыки становятся основными активами, умение сочетать знания из разных областей становится важнейшим конкурентным преимуществом.

Необходимо отметить, что успешная реализация интегрированного подхода зависит от профессионализма и креативности учителей. Они играют ключевую роль в организации учебного процесса, создавая среду, где ученики могут активно участвовать и экспериментировать с полученными знаниями. Актуальность интеграции возрастает с каждым годом, учитывая требования рынка и научного сообщества.

В конечном счете, интегрированное обучение предоставляет возможность формирования целостного мировосприятия. Оно помогает не только в освоении теоретических знаний, но и в их практическом применении, что дает возможность ученикам быть готовыми к вызовам будущего и эффективно справляться с ними [6].

Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.

Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.

Список использованных источников

  1. Болотникова, Н. В. География. Интегрированные уроки. 6 – 10 классы / Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2024. – 100с.

  2. Иванова, Г. Ф. Интеграция в процессе обучения географии и биологии. / М. Ю. Костыгова // География в школе, 2015, № 5,с.60

  3. Косик, Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival. 1 september.ru

  4. Крылова, О. В. Интересный урок географии / О. В. Крылова // Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2020. – 95 с.

  5. Кульневич, С. В. Современный урок / Т. П. Лакоценина. // Часть 1: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2015. -288 с.

  6. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока. / Е. Ю. Сухаревская. – Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2023.

  7. Хумарова, И. В. Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival. 1 september.ru

Просмотров работы: 24