Электронные образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках математики - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий школьников на уроках математики

Беринцева Ю.В. 1
1Ивановский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном образовательном процессе использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) становится все более актуальным. Они предоставляют новые возможности для организации учебного процесса, делают его более интерактивным и доступным. В частности, на уроках математики ЭОР могут способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД) у школьников, что является одной из ключевых задач современного образования.

Электронные образовательные ресурсы представляют собой материалы, созданные для использования в образовательных целях и доступные в электронном формате. К ним относятся: виртуальные учебники и пособия; интерактивные приложения и программы; видеоуроки и лекции; онлайн-тесты и задания; платформы для дистанционного обучения.

Как известно ЭОР позволяют не только усваивать теоретический материал, но и применять его на практике, что особенно важно в изучении математики.

Изначально, универсальные учебные действия – это навыки и умения, которые позволяют учащимся эффективно учиться, решать проблемы и адаптироваться к новым условиям. К ним относятся: познавательные действия (умение анализировать, обобщать, делать выводы); регулятивные действия (умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать результаты); коммуникативные действия (умение работать в группе, выражать свои мысли и слушать других) ЭОР могут значительно повысить эффективность формирования этих действий у школьников.

Главную роль играет ЭОР в обучении математике. Повышение мотивации в начале урока влияет на дальнейшее изучение материала у обучающихся. Использование ЭОР на уроках математики делает обучение более интересным и увлекательным. Интерактивные элементы, такие как игры и задания с элементами геймификации, стимулируют интерес учащихся и повышают их мотивацию к изучению предмета. Также электронные ресурсы позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Например, с помощью онлайн-платформ учитель может предложить задания разного уровня сложности, что способствует более глубокому усвоению материала.

Работа с ЭОР требует от учащихся анализа информации, сравнения различных подходов к решению задач, что способствует развитию критического мышления. Школьники учатся не только находить правильный ответ, но и обосновывать свои решения.

Многие ЭОР предлагают возможность совместной работы над проектами или задачами, что развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Рассмотрим конкретные примеры использования ЭОР на уроках математики

  1. Виртуальные лаборатории. Использование виртуальных лабораторий позволяет учащимся проводить эксперименты и исследования, которые невозможно осуществить в классе. Например, изучение геометрических фигур с помощью 3D-моделирования помогает лучше понять их свойства.

  2. Интерактивные задания. Платформы, такие как Kahoot или Quizizz, позволяют создавать интерактивные тесты и викторины, которые делают процесс обучения более динамичным и увлекательным.

  3. Использование видеоматериалов для объяснения сложных тем позволяет учащимся в любое время вернуться к материалу и пересмотреть его, что способствует более глубокому пониманию.

  4. Онлайн-курсы. Платформы, такие как Coursera или Khan Academy, предлагают курсы по математике, которые могут быть использованы как дополнительный ресурс для углубленного изучения тем.

Существуют преимущества и недостатки использования ЭОР на уроках математики. К преимуществам относится: доступность (доступны в любое время и в любом месте); интерактивность (учащиеся могут активно участвовать в учебном процессе); индивидуализация обучения (каждый ученик может учиться в своем темпе).

Также есть и недостатки: технические проблемы (не всегда есть доступ к интернету или необходимым устройствам); отвлечение внимания (учащиеся могут отвлекаться на другие ресурсы в сети); недостаток личного общения (может снизиться уровень взаимодействия между учениками и учителем).

Таким образом, можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы играют важную роль в современном образовательном процессе, особенно в изучении математики. Они способствуют формированию универсальных учебных действий, повышают мотивацию учащихся и позволяют индивидуализировать обучение. Однако для успешного внедрения ЭОР необходимо решить ряд проблем, связанных с техническим обеспечением и подготовкой педагогов.

Список литературы

  1. Бондарь, Н. А. (2020). Электронные образовательные ресурсы в обучении: опыт и перспективы. Вестник образования, 4(2), 45-50.

  2. Бухарова Е.А. Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4.

  3. Громова, Т. В. (2019). Формирование универсальных учебных действий в условиях цифровизации образования. Научный журнал, 3(1), 12-18.

  4. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений – Москва, «Просвещение», 2012. – 56с.

  5. Зуева Т. М., Лузан Е. Ю., Судак И. Г. Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 183-185.

Просмотров работы: 12