Проблема девиантного поведения подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем современности. Так как в подростковом возрасте формируется самоопредение и познание себя, склонность к девиантному поведению может искажать представление о правильной системе ценностей человека. Отклоняющееся от нормы поведение становится нормой жизни не только в подростничестве, но и во взрослой жизни. Кроме того, девиация опасна для жизни и здоровья подростков и окружающих их людей. Часто последствия подростковой девиации влекут собой последствия для дальнейшей жизни человека.
К девиации можно отнести различные формы ее проявления, включая неуважительное отношение к взрослым и сверстникам, нежелание учиться, жестокость и насилие. В последние десятилетия наблюдается рост употребления подростками алкогольных напитков, различных психотропных веществ, курения сигарет и их альтернатив, а также ранние половые связи. В условиях современного общества многие подростки сталкиваются с трудностями в адаптации, что приводит к протесту, выражающемуся в форме девиантного поведения. Таким образом, современное общество нуждается в организации социально-психологических условий для социализации подростков, склонных к девиантному поведению.
Учитывая значимость данной проблемы, важно обратиться к ключевым понятиям темы, таким как «девиация» и «девиантное поведение». Девиация — это отклонение от нормы, которое воспринимается большинством членов общества как предосудительное и недопустимое. Следует отметить, что девиация может быть как отрицательной, так и положительной. Девиантное поведение, в свою очередь, характеризуется отклонениями от принятых норм и правил в обществе (моральных, правовых, социальных).
Так почему же такое разрушительное поведение появляется в жизни подростков? Специалисты, такие как А.Е. Личко [8], В. С. Афанасов [1], В.В. Королев [6] и Я.И. Гилинский [5], утверждают, что причины «трудного» поведения подростков в большей степени зависят от биопсихологических факторов. В то же время И.П. Башкатов [2], С.А. Беличева [3] и И.А. Кузнецова[7] акцентируют внимание на социальных причинах возникновения девиантного поведения. Важно отметить, что невозможно выделить одну основную причину, вызвавшую девиацию подростков. На поведение, отклоняющееся от нормы, влияет целый комплекс факторов [4]:
Влияние неблагополучной семьи;
Наследственно-биологические факторы, включая генотип, психические расстройства и отклонения в нервно-психической деятельности;
Неправильное или недостаточное воспитание со стороны школы и общества;
Педагогические ошибки учителей;
Социально-экономические причины;
Подростковая «мода»;
Влияние СМИ;
Слабое развитие досуга несовершеннолетних;
Дисгармония в мотивационно-волевой сфере;
«Засклейменность» девиантным поведением.
Таким образом, проблема девиантного поведения подростков становится все более актуальной в современном обществе. Указанные склонности молодежи представляют опасность не только для самих подростков, но и для их социального окружения. Понимание терминологии и основных причин возникновения отклонений от норм морали у подростков помогает выявить механизмы влияния на молодежь, которые можно корректировать для устранения девиаций. Это позволит создать условия для успешной адаптации подростков в обществе.
Источники:
Афанасов, В. С. Эволюция концепции аномалии в социализации девиантного поведения / В. С. Афанасов // Рубеж: Альманах социальных исследований. — Сыктывкар, 1992. — № 2.
Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. — М.: Информпечать, 20
Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М.: Соц. здоровье России, 1993.
Ганишина И. С. Г19 Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 288 с. — (Серия «Библиотека педагога-практика»).
Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие/Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. — СПб., 1993.
Королев, В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей / В. В. Королев. - М., 1992.
Кузнецова, И. А. Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике (по материалам США и Англии): Автореф. ... дис. канд. пед. наук / И. А. Кузнецова. — Владимир, 1999.
Личко, А. Е. Саморазрушающее поведение у подростков / А. Е. Личко, Ю. В. Попов // Матер, симп. «Социальная психиатрия» — Л., 1990.