Особенностью преподавания географии является то, что на уроках происходит комплексное использование текста учебника с картой. Изучение географии неразрывно связано с работой с картой, что вызывает необходимость в формировании у обучающихся картографических знаний, умений и навыков. Именно поэтому одной из задач, стоящих перед учителями географии принято считать формирование навыков работы с картой
По мнению О.В. Крыловой, «географическая карта представляет собой уменьшенное изображение поверхности планеты, отображающее объекты и явления при помощи специальных знаков. В отличие от простой схемы такое изображение учитывает шарообразность Земли» [2].
Выделяют следующие классификации географических карт: по масштабу, по пространственному охвату территории, по содержанию, по назначению. Типология географических карт включает в себя: комплексные карты, синтетические карты, аналитические карты, отраслевые карты.
На сегодняшний день существует проблема в том, что не все учащиеся могут работать с картой. Именно поэтому важно начинать формирование умений работать с картой с поступление ребенка в 5 класса. Если педагог вызовет у детей интерес, то трудностей возникать не будет.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, каждому ученику необходимо иметь навык применять усвоенные знания, умений и способы деятельности в жизни для решения возникающих проблем и задач. Именно поэтому умение работать с картой выступает идеальным примером использования в жизни картографических знаний [1].
Работа с картой предусматривает умение понимать, читать и знать карту. Понимание карты состоит в усвоении школьников отличительных особенностей географических карт. Чтение карты заключается в умении распознавать географические объекты по условному обозначению или описания. Знание карты заключается в понимании и представлении по памяти расположения того или иного географического объекта, его относительных размеров и форм.
Начальный курс изучения географии предусматривает овладение школьниками следующих умений:
1) правильно называть географические объекты и записывать их при необходимости;
2) знать условные обозначения изображенных на карте объектов, по памяти представлять их расположение относительно других объектов, форму и размеры изучаемых географических объектов;
3) осуществлять быстрый поиск нужных объектов и правильно показывать их на карте [4].
Для формирования указанных умений при работе с картой на уроках географии в 5 классе рекомендуется использовать следующие приемы:
прием «Что такое?» - учащимся предлагается карточка с названиями географических объектов, где представлена только первая часть названия. Задача детей – найти на карте объект и дополнить его название. Данный прием обеспечивает формирование у детей запоминания предложенных географических объектов, их местоположение на карте;
прием «Пазлы», суть которого заключается в собирании географической карты, разрезанной на маленькие части. Собрав карту, ребята объясняют, какой вид карты получился;
прием «Географическая разминка», создает благоприятные условия для активизации мыслительной деятельности школьников, внимания и памяти. Специфика данного приема состоит в том, что один учащийся называет географический объект (реку, город, страну и т.д.), а другой называет город, название которого начинается на последнюю букву названного предыдущим учеником города. С помощью приема ребята с интересом исследуют карту, тем самым происходит повышение интереса к изучению географии;
прием «Фотография», используемый для запоминания очертания контура географического объекта и дальнейшего запоминания их расположения на карте;
прием «Волшебная буква», заключается в том, что обучающимся необходимо на определенную букву найти как можно больше географических объектов;
прием «Географический конструктор», особенностями которого является то, что школьнику необходимо среди большого количества карточек найти нужную. Каждый набор представляет собой подсказку, но необходимо тщательно проанализировать информацию, работая с картой;
прием «Географический диктант» является одной из наиболее распространенных форм, используемых при работе с картой. Педагог записывает список географических объектов под номерами, а обучающимся необходимо поставить их на контурной карте в соответствии с правильным местоположение;
прием «Путешествие по карте», особенностью которого является не только нахождение на карте объектов, но и формирование познавательной активности. Ребятам сообщается какое-то памятное событие, связанное с несколькими городами, странами или реками, учащимся нужно найти и показать на карте все перечисленные объекты;
прием «Лишний объект», когда учащемуся предлагается цепочка слов, в каждой цепочке имеется лишний объект, школьникам необходимо найти этот объект, работая с картой, а затем аргументировать свою точку зрения;
прием «Опиши географический объект», обеспечивающий успешное формирование знаний о географическом объекте. Описание происходит по предложенному педагогом плану;
прием «ассоциативные загадки», основной целью которого является восприятие географических объектов, а также запоминание их географического положение на карте [3].
При работе с картой на уроках географии рассмотренные выше приемы могут быть использованы как при проведении индивидуальной работы, так и групповой или парной. Учебники содержат очень много заданий практико-ориентированного характера, предусматривающих работу с картой. Педагогу необходимо тщательно продумывать методические приемы, вызывающие
Таким образом, анализ исследований по проблеме формирования умения работать с картой на уроках географии, показывает, что необходимо уделять большое внимание данной проблеме, чтобы добиться положительного результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амвросьева, Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой / Л. В. Амвросьева. – Текст : электронный // Калининградский вестник образования : науч.-метод. электронный журн. – 2019. – № 1. – С. 40-46. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38527869 (дата обращения: 09.02.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
2. Баринова, И. И. О курсе географии 5 класса. Примерная программа и тематическое планирование / И. И. Баринова. – Текст : непосредственный // География и экология в школе XXI века. – 2012. – № 1. – С. 52-58.
3. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24259892& (дата обращения: 09.02.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.
4. Паринова, О. Ф. Некоторые приемы с картой / О. Ф. Паринова. – Текст : непосредственный // География и экология в школе XXI века. – 2011. – № 3. – С. 60-61.
5. Самусева, Е. Н. Система работы с картой на уроках географии / Е. Н. Самусева. – Текст : непосредственный // География и экология в школе 21 века. – 2007. – № 8. – С. 50-53.