КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Рассматриваются результаты диагностики и психолого-педагогической коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: коррекция агрессии, психолого-педагогическая коррекция, младшие школьники, программа коррекции агрессии.

Агрессия в младшем школьном возрасте обусловлена в первую очередь переходом ребенка в новые социальные отношения и рассматривается как реакция на комплекс внутренних и внешних изменений социальной направленности.

Новообразованиями детей младшего школьного возраста выступают:

  1. возникновение и закрепление мотивации достижения успеха;

  2. характеристиками познавательных процессов является произвольность, продуктивность, устойчивость;

  3. формируются саморегуляция, самоконтроль, целеполагание;

  4. формируется внутренний план действий.

Агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам существующего поведения и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физическую боль или вызывает у них психологический дискомфорт.

Все проявления агрессивного поведения младшего школьника связаны с индивидуальными свойствами личности – с его темпераментом, интроверсией и экстраверсией и т.д. Особенности личности ребёнка определяют его способы проявления агрессивного поведения.

Существуют разные причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Их можно разделить на индивидуальные, психолого-педагогические, социально-психологические и личностные.

К психологическим особенностям, которые провоцируют агрессивное поведение младших школьников, обычно относят:

- слабое развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

- низкий уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой деятельности;

- заниженная самооценка;

- нарушения в отношениях со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты собственных интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение используется как средство достижения определенной цели.

В психолого-педагогической литературы выделяют следующие виды агрессивного поведения:

- физическая агрессия (физические действия против кого-либо);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);

- косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);

- негативизм (оппозиционное поведение);

- аутоагрессия, направленная на себя.

- обида,

- подозрительность,

- чувство вины.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения - одно из важных направлений в деятельности образовательной организации. Здесь необходимо создать условия для решения индивидуальных проблем младшего школьника для его успешной социализации и самоопределения в обществе.

Одним из методов коррекции агрессивного поведения младших школьников является арт-терапия, направленная на умение распознать свои чувства и эмоции, снижать напряжение и агрессию через творчество.

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:

- изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;

- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

- кинезитерапия - воздействие через танцевальные движения;

- коррекционная ритмика (воздействие движениями), хореотерапия;

- игровая терапия.

С целью изучения агрессивных форм поведения у детей в 1ИГ и 2ИГ, была проведена констатирующая диагностика с использованием методов:

1) беседа с учителем начального звена;

2) тест руки Вагнера;

3) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);

4) опросник уровня агрессивности Басса – Дарки;

5) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.

На основе анализа полученных результатов исследования были выявлены следующие проблемы у детей младшего школьного возраста:

1) склонность к открытому агрессивному поведению, низкий уровень саморегуляции и эмпатии;

2) доминирование видов агрессии: раздражение, чувство вины, вербальная агрессия, физическая агрессия;

3) высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, проявление деструктивных элементов в поведении и общении.

С целью снижения уровня агрессии и тревожности, проявлений эмоционально-агрессивных нарушений в поведении и деятельности детей нами была разработана и реализована программы, в задачи которой вошли:

  • развитие умения взаимодействовать, работать в парах, группе;

  • снятие телесного и эмоционального напряжения;

  • обучение способам адекватного проявления агрессии и способам нейтрализации;

  • снижение уровня личностной и ситуативной тревожности;

  • обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;

  • способствовать рефлексии своего эмоционального состояния с последующим обучением элементарным способам саморегуляции, формированию адекватной деятельности, поведения и поступков, что способствует снижению уровня тревожности, агрессии, страхов.

Программа по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста включила в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

В структуру программы вошли три блока и рассчитана на 30 занятий. Первый блок включает 10 занятий, направленных на знакомство детей с разнообразием эмоций, снятие напряжения, развитие доброжелательного поведения. Второй блок направлен на обучение детей младшего школьного возраста контролю собственных эмоций, снижение уровня внутренней тревожности, обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие умения взаимодействовать в коллективе и включает 12 занятий. Третий блок программы включает 8 занятий и способствует рефлексии своего эмоционального состояния, закреплении конструктивных поведенческих реакций в проблемной ситуации.

Среди методов арт-терапевтического процесса мы использовали разнообразные техники: изотерапия, песочная терапия, пластилинография, фототерапия, техника «Мандала», акварисование, марания, «кляксография».

Последовательность упражнений варьировалась с учетом уровня развития группы, а также дозировкой психологической нагрузки на каждого участника занятий. Перед каждым упражнением объяснялась цель, подробно излагалась инструкция к заданию и процедура проведения.

Особое внимание уделялось эмоциональному состоянию каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывалась психологическая поддержка.

Проведенное повторное психодиагностическое исследование в контрольной группе не показал особых изменений в исследуемых параметрах, что может говорить о том, что на их уровень агрессивности никакого воздействия оказано не было.

В результате анализа различий по четырем, используемым в данном исследовании, методикам были обнаружены статистически значимые достоверные различия между констатирующим и контрольным этапами исследования в экспериментальной и контрольной группах по исследуемым показателям.

В целом у исследуемой группы детей преобладают такие качества как: оптимизм, эгоцентризм, демонстративность, импульсивность и экстравертированность, что соответствует нормальным показателям для данного возраста.

Таким образом, работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии, т.е. на эмоциональное расслабление, на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков, на развитие видеть и понимать других. Здесь может помочь использование метода арт-терапии.

Просмотров работы: 40