Рассматриваются результаты диагностики и психолого-педагогической коррекции агрессии детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: коррекция агрессии, психолого-педагогическая коррекция, младшие школьники, программа коррекции агрессии.
Агрессия в младшем школьном возрасте обусловлена в первую очередь переходом ребенка в новые социальные отношения и рассматривается как реакция на комплекс внутренних и внешних изменений социальной направленности.
Новообразованиями детей младшего школьного возраста выступают:
возникновение и закрепление мотивации достижения успеха;
характеристиками познавательных процессов является произвольность, продуктивность, устойчивость;
формируются саморегуляция, самоконтроль, целеполагание;
формируется внутренний план действий.
Агрессия рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам существующего поведения и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения, приносит физическую боль или вызывает у них психологический дискомфорт.
Все проявления агрессивного поведения младшего школьника связаны с индивидуальными свойствами личности – с его темпераментом, интроверсией и экстраверсией и т.д. Особенности личности ребёнка определяют его способы проявления агрессивного поведения.
Существуют разные причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Их можно разделить на индивидуальные, психолого-педагогические, социально-психологические и личностные.
К психологическим особенностям, которые провоцируют агрессивное поведение младших школьников, обычно относят:
- слабое развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- низкий уровень саморегуляции;
- неразвитость игровой деятельности;
- заниженная самооценка;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты собственных интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение используется как средство достижения определенной цели.
В психолого-педагогической литературы выделяют следующие виды агрессивного поведения:
- физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
- раздражение (вспыльчивость, грубость);
- вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.);
- косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);
- негативизм (оппозиционное поведение);
- аутоагрессия, направленная на себя.
- обида,
- подозрительность,
- чувство вины.
Профилактика и коррекция агрессивного поведения - одно из важных направлений в деятельности образовательной организации. Здесь необходимо создать условия для решения индивидуальных проблем младшего школьника для его успешной социализации и самоопределения в обществе.
Одним из методов коррекции агрессивного поведения младших школьников является арт-терапия, направленная на умение распознать свои чувства и эмоции, снижать напряжение и агрессию через творчество.
Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
- изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевальные движения;
- коррекционная ритмика (воздействие движениями), хореотерапия;
- игровая терапия.
С целью изучения агрессивных форм поведения у детей в 1ИГ и 2ИГ, была проведена констатирующая диагностика с использованием методов:
1) беседа с учителем начального звена;
2) тест руки Вагнера;
3) графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова);
4) опросник уровня агрессивности Басса – Дарки;
5) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.
На основе анализа полученных результатов исследования были выявлены следующие проблемы у детей младшего школьного возраста:
1) склонность к открытому агрессивному поведению, низкий уровень саморегуляции и эмпатии;
2) доминирование видов агрессии: раздражение, чувство вины, вербальная агрессия, физическая агрессия;
3) высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, проявление деструктивных элементов в поведении и общении.
С целью снижения уровня агрессии и тревожности, проявлений эмоционально-агрессивных нарушений в поведении и деятельности детей нами была разработана и реализована программы, в задачи которой вошли:
развитие умения взаимодействовать, работать в парах, группе;
снятие телесного и эмоционального напряжения;
обучение способам адекватного проявления агрессии и способам нейтрализации;
снижение уровня личностной и ситуативной тревожности;
обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении;
способствовать рефлексии своего эмоционального состояния с последующим обучением элементарным способам саморегуляции, формированию адекватной деятельности, поведения и поступков, что способствует снижению уровня тревожности, агрессии, страхов.
Программа по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста включила в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.
В структуру программы вошли три блока и рассчитана на 30 занятий. Первый блок включает 10 занятий, направленных на знакомство детей с разнообразием эмоций, снятие напряжения, развитие доброжелательного поведения. Второй блок направлен на обучение детей младшего школьного возраста контролю собственных эмоций, снижение уровня внутренней тревожности, обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении, развитие умения взаимодействовать в коллективе и включает 12 занятий. Третий блок программы включает 8 занятий и способствует рефлексии своего эмоционального состояния, закреплении конструктивных поведенческих реакций в проблемной ситуации.
Среди методов арт-терапевтического процесса мы использовали разнообразные техники: изотерапия, песочная терапия, пластилинография, фототерапия, техника «Мандала», акварисование, марания, «кляксография».
Последовательность упражнений варьировалась с учетом уровня развития группы, а также дозировкой психологической нагрузки на каждого участника занятий. Перед каждым упражнением объяснялась цель, подробно излагалась инструкция к заданию и процедура проведения.
Особое внимание уделялось эмоциональному состоянию каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывалась психологическая поддержка.
Проведенное повторное психодиагностическое исследование в контрольной группе не показал особых изменений в исследуемых параметрах, что может говорить о том, что на их уровень агрессивности никакого воздействия оказано не было.
В результате анализа различий по четырем, используемым в данном исследовании, методикам были обнаружены статистически значимые достоверные различия между констатирующим и контрольным этапами исследования в экспериментальной и контрольной группах по исследуемым показателям.
В целом у исследуемой группы детей преобладают такие качества как: оптимизм, эгоцентризм, демонстративность, импульсивность и экстравертированность, что соответствует нормальным показателям для данного возраста.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии, т.е. на эмоциональное расслабление, на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков, на развитие видеть и понимать других. Здесь может помочь использование метода арт-терапии.