Развитие организма человека происходит на протяжении всей его жизни, но сильнее всего его тело и разум развиваются именно в детском и подростковом возрасте, проходя через возрастные кризисы, напрямую на это влияющие. Вместе с влиянием внутренним происходит и влияние внешнее: с возрастными процессами развития психики ребёнка меняется и его восприятие окружающей среды, общества, значимых вокруг него людей.
Одним из основополагающих аспектов всесторонне и гармонично развитой личности ребёнка является физическое воспитание – процесс, направленный на укрепление его здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма, физических способностей и качеств, а также на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания, является формирование здорового, активного, жизнерадостного, инициативного ребёнка, который имеет хорошо развитые двигательные умения и навыки, любит физические упражнения и, в целом, способен успешно обучаться в школе, заниматься культурно-творческой деятельностью и т.д. Физическая культура, в данном случае, является важным условием разностороннего развития личности ребёнка.
Цель: установить влияние физической активности на развитие психических процессов ребенка.
Задачи:
Рассмотреть научные исследования о влиянии физической активности на психическое развитие детей;
Выявить, какие конкретные психические процессы (внимание, память, эмоциональное состояние) подвержены изменениям под влиянием физической активности;
Изучить механизмы, через которые физическая активность воздействует на психику ребенка (например, выброс эндорфинов, улучшение кровообращения);
Разработать рекомендации для родителей и учителей о том, как интегрировать физическую активность в повседневную жизнь детей для улучшения их психического здоровья.
Движение оказывают всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет опорно- двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма [2].
Двигательная активность способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Во время выполнения движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.
Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которые необходимо для нормального развития малыша. В зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше число движений он должен совершить для нормального развития.
Физическая активность оказывает воздействие на психику через несколько механизмов. Во-первых, повышенный уровень физической активности способствует выделению эндорфинов, называемых гормонами счастья. Это приводит к улучшению настроения и снижению уровня тревожности. Кроме того, физические упражнения улучшают кровообращение и поступление кислорода в мозг, что стимулирует когнитивные функции и повышает концентрацию внимания. Важно также отметить, что физическая активность может служить способом расслабления и снятия стресса, что благоприятно сказывается на психическом состоянии человека [3].
Для достижения максимального эффекта на психическое здоровье рекомендуется заниматься физическими упражнениями регулярно, предпочтительно не менее 3-4 раз в неделю. Идеальная длительность занятия составляет от 30 до 60 минут. В качестве видов физической активности можно выбрать аэробные упражнения (бег, плавание, велосипед), силовые тренировки, йогу или пилатес [2].
Физическая активность в детском возрасте особенно важна, поскольку влияет как на формирование организма, но также и выполняет воспитательную функцию, повышая внимание, память, самооценку и т.д. И для того, чтоб все эти процессы протекали гармонично, родителям и педагогам необходимо интегрировать физические упражнения в повседневную жизнь ребенка. Поэтому далее предложен ряд рекомендаций для внедрения физической активности в привычный образ жизни:
Утренняя зарядка
Начать день с короткой утренней зарядки – отличный способ активировать организм. Даже 10-15 минут упражнений, таких как приседания, отжимания, и растяжка, поднимут энергию, улучшат настроение и подготовят тело к новому дню. Родители являются примером для подражания для детей, поэтому, выполняя зарядку ежедневно с ребенком они помогут сформировать эту полезную привычку как у ребенка, так и у себя;
Пешеходные поездки
Если возможно, попробуйте заменить короткие поездки на автомобиле или общественном транспорте пешеходными. Прогулки воздухом приносят не только физическую активность, но и свежий воздух, что благоприятно воздействует на общее состояние организма;
Игровой подход
Обычную прогулку можно превратить в невероятное приключение, а ежедневную зарядку — в весёлое развлечение.
Сделайте спорт семейным делом
Когда физическая активность становится частью образа жизни семьи, ребенок начинает воспринимать спорт не как наказание, а как удовольствие. Это могут быть походы, скалолазание, езда на велосипеде — все, что объединяет родителей и детей.
Дети часто переносят семейные традиции во взрослую жизнь, а сочетание веселого времяпрепровождения с близкими людьми и физической активности формирует здоровые и устойчивые привычки без особых усилий;
Мотивация и поощрение за успехи
Важно поощрять ребёнка за его достижения, всячески подогревать его интерес к развитию, а не порицать за бездействие. Можно внедрить систему наград за достижение каких-либо целей, например, за пройденное пешком расстояние или за регулярное посещение спортивных тренировок [1];
Физическая активность играет ключевую роль в гармоничном развитии ребенка, оказывая положительное влияние как на физическое состояние, так и на психику. Регулярные занятия спортом способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память и эмоциональное здоровье. Как показали исследования, движение стимулирует выделение эндорфинов, улучшает кровообращение и способствует общему психоэмоциональному благополучию детей.
Именно через физическую активность формируются важные психические и нравственные качества: настойчивость, целеустремленность и смелость. Недостаток движений, напротив, может привести к негативным последствиям, включая эмоциональную нестабильность и понижение работоспособности.
Для достижения максимального эффекта от физической активности важно интегрировать ее в повседневную жизнь детей. Рекомендации по утренней зарядке, пешеходным прогулкам и семейным спортивным мероприятиям помогут создать здоровую привычку, повышающую не только физическую, но и психическую устойчивость ребенка. Поддержка и мотивация со стороны родителей будут способствовать формированию у детей любви к физическим упражнениям и активному образу жизни.
Таким образом, развитие психических процессов у ребенка через физическую активность — это не просто необходимость, а основа для формирования здоровой и гармоничной личности, готовой к успешному обучению и взаимодействию с окружающим миром.
Список литературы:
Воротилкина И.М. Формирование самостоятельности и активности у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / И.М. Воротилкина; Хабаровск. пед. ун-т. – Хабаровск, 1998. – 24 с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 144 с.
Морозова И.С. Формирование интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности / И.С. Морозова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 2. С. 19–21.