Ок, GOOGLE, КАК НАЙТИ СЕБЯ? В МИРЕ, ГДЕ ЕСТЬ ВСЁ И СРАЗУ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Ок, GOOGLE, КАК НАЙТИ СЕБЯ? В МИРЕ, ГДЕ ЕСТЬ ВСЁ И СРАЗУ

Кайнышев М.С. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многие из нас верят, что как только достигнем своих целей – богатства, признания, статуса – жизнь обретёт подлинный смысл. Однако, как показывают примеры из литературы и жизни, стремление к внешним благам часто приводит к пустоте внутри. Люди, даже получив всё, к чему так долго шли, нередко ощущают бессмысленность. Почему? Всё просто: этот «успех» оказывается только внешней оболочкой, за которой нет глубины.

Японский писатель Рюноскэ Акутагава, классик новой японской литературы, пережил именно такой кризис. В его литературных произведениях с автобиографическими элементами отражена его личная борьба с тревожностью и чувством бессмысленности, приведшая его к печальному исходу. Рюноскэ Акутагава достиг признания и стал одним из наиболее уважаемых писателей своего времени, но это не заполнило внутреннюю пустоту. В своих произведениях он часто затрагивал темы отчуждения и внутреннего кризиса, пытаясь найти ответы, которые в итоге оставили его один на один с экзистенциальной тревогой.

Не менее выразителен пример в романе Джека Лондона «Мартин Иден», классика, которая идеальным образом раскрывает ловушку внешнего успеха. Мартин Иден, вырываясь из бедности и добиваясь богатства и славы, в конце концов обнаруживает, что достигнутые цели не приносят удовлетворения. Он понимает, что его достижения – это чужие цели, не имеющие для него истинного значения. Успех становится пустой формальностью, лишь усиливающей его отчуждение и ведущей к саморазрушению.

Эти истории из жизни и литературы – японского писателя Рюноскэ Акутагавы и судьбы героя Мартина Идена из романа Джека Лондона – показывают, насколько важно осознавать свои подлинные внутренние стремления и искать собственный смысл, а не поддаваться чужим ожиданиям. Даже самые высокие достижения не заполняют внутреннюю пустоту, если не резонируют с истинными ценностями. Только обретённый смысл, глубоко значимый и личный, способен дать душе гармонию.

Сегодня, в мире, перенасыщенном идеями, трендами и обещаниями «быстрого счастья», особенно трудно найти и понять, что действительно важно. Мы всё чаще сталкиваемся с парадоксом: чем больше возможностей открывается, тем сложнее найти собственный путь. Мир обещает счастье через потребление, но чаще оставляет чувство пустоты. Так возникает всё больше вопросов: «Как не врать себе? Как найти себя?»

Мне в глаз попал тот парадокс

нет смысла жизни

есть поток 

без веры, счастья и любви,

без красоты, без страсти...

ври

Когда смысл жизни подменяется материальными ценностями, внутренний мир человека утрачивает глубину. Покупки, достижения и признание могут вдохновлять, но только на время. Постепенно приходит понимание, что это лишь погоня за внешним успехом, который не отвечает на главный вопрос: зачем я живу?

Мы как будто живём в мире, где нас убеждают, что для счастья нужно просто больше работать, больше покупать и быть успешным во всем. Однако, сосредотачиваясь исключительно на внешних целях, человек рискует потерять контакт с собой и своими истинными желаниями. Люди начинают терять подлинный смысл, заглушая внутренний вакуум покупками, успехом и одобрением извне.

и снова зарядив свой рот,

ты тянешь личность свою в гроб

несчастья, гордости и мук,

их не прервет надежды стук

ври себе, утешай

поверь, что смысла нет, отдай

правду за так, вокруг вещай

что хочешь всем кричать прощай...

Когда все решается материальными благами, а успех измеряется в цифрах, подлинный смысл жизни уходит на второй план. Потребление становится не только способом удовлетворить базовые потребности, но и способом заполнить пустоту, которая неизбежно возникает, если человек не понимает, зачем и ради чего он живет. Это гедонизм – стремление к удовольствию и комфорту как цели, которая, к сожалению, не наполняет жизнь смыслом. А практика показывает, даже самые дорогие вещи и достижения не могут компенсировать отсутствие внутреннего смысла.

Так начинается тот самый замкнутый круг: человек не понимает, чего он хочет, и пытается заглушить этот внутренний вакуум покупками, успехом, внешним признанием. Тревога, депрессия и чувство бессмысленности – вот что часто становится итогом бесконечной гонки за тем, что на самом деле не имеет значения.

В мире потребления мы забываем сказать себе: «не ври себе», спросить себя: «а что на самом деле важно для меня? Что я ищу и почему?» В условиях, когда каждый человек стремится к «сверхуспеху», а вокруг все кричат, что быть счастливыми – это просто «покупать больше и быстрее», найти ответ на этот вопрос становится всё сложнее.

не ври себе, жизнь не вверяй 

своей судьбе, что снова чаем

твой сахар смысла растворяет,

и вновь себя не потеряй

«Человек, не знающий, зачем и во имя чего живёт, не может быть удовлетворён никакими условиями жизни», – утверждает известный австрийский психотерапевт Виктор Франкл. Смысл, по его мнению, находится вне человека, и именно стремление к нему создаёт ту здоровую психологическую нагрузку, которая необходима личности для полноценной жизни. Без обретения истины невозможно обрести истинный смысл жизни, а для её поиска требуются не только умственные способности, но и все чувства, мораль, нравственная ответственность – именно те качества, которые оживают в повседневных жизненных ситуациях. Выходит, что за любыми, даже научными проблемами лежит нравственное содержание, и они могут быть решены только благодаря жизненному опыту и внутреннему развитию. «Истина не «думается», она переживается всем существом, всей душой, всем мучительством личной жизни», – писал В. И. Вернадский в своём дневнике в 1920 году.

Именно осознание того, что жизненные цели важны не только как стремление к материальному благополучию, но и как путь к внутреннему развитию и самоактуализации, может изменить восприятие мира.

Мир предлагает множество дорог, но какая из них по-настоящему будет подходить именно мне? И самое главное – как понять, что именно в моей жизни имеет смысл, а что лишь отражает чужие ожидания?

Ответы на эти вопросы не просты. Каждый шаг требует глубокого самопознания и честности с собой. Это путь, требует времени и усилий, готовности учиться на ошибках.

Наше время и есть наша жизнь, поэтому время необходимо измерять не в часах и минутах, а в действиях и событиях. необходимо сознательно выбирать действия и события, которые дадут нашей жизни смысл. Необходимо осознать, как хотим провести свое время, какие цели и задачи поставить перед собой, какие события и впечатления запомнить и ценить.

Измерение времени в действиях и событиях также помогает более глубоко прожить настоящий момент. Сосредотачиваясь на качестве действий и достижениях результатов в реализации событий, мы становимся более осознанными и насыщенными своим опытом. Учимся наслаждаться моментом, быть в настоящем и ценить каждый прожитый момент.

Поиск смысла, а не бессмысленная погоня за «многим и сразу», может стать важным шагом в поисках гармонии и счастья. Важно не забывать: жизнь не измеряется количеством покупок или внешним признанием. Истинный смысл в том, чтобы жить в соответствии со своими подлинными ценностями и стремиться к тому, что вам по-настоящему важно.

Сегодня нам не нужно выбирать: успех или счастье. Вместо жёсткой альтернативы «или-или» – бесконечно многовариантные «и». Сделаю свой смысл, наполню жизнь тем, что действительно важно!

Литература:

1. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.

2. Аксёнов Г.П. Вернадский. – М.: Мол. гвардия, 2001. – (Жизнь замечательный людей. Сер. биогр. Вып. 800).

3. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / Иванова В. М. // Сибирский педагогический журнал, 2008. - № 4. - С. 207-215.

4. Иванова, В. М. Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс] / В.М. Иванова, М.С. Кайнышев // Современные проблемы науки и образования, 2023. - № 4.

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32787

5. Кайнышев М.С. Поиск смысла: Научно-популярный дискурс // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://www.scienceforum.ru/2023/article/2018033564

Просмотров работы: 692