Одной из основных задач обучения и развития детей является формирование представлений об окружающем мире, усвоение знаний, расширение кругозора ребенка, а также его активная деятельность во время занятий. Достичь лучшего результата при этом можно при условии, что ребенок полностью заинтересован, включен в работу.
Толчком в поднятии уровня увлеченности служат наглядные предметы (карты, макеты, чертежи, плакаты, рисунки, сказочные персонажи и др.), влияющие на успешность обучения и развития ребенка.
Занимательный материал – эффективное средство включения ребенка в процесс обучения и в процесс творчества, помогающий педагогу в создании у обучающихся положительных мотивов учения [1].
Занимательность выступает в качестве стимула для познавательного интереса и инструментом продвижения знаний.
Так, К.Д. Ушинский различал два рода занимательности - внешнюю и внутреннюю. Внешняя занимательность предполагает использование дополнительных средств для изучения материала. Внутренняя занимательность предполагает, что обучение дополняется, развивается, противоречит старому, должно быть интересным [2].
Важно отметить, что существуют рекомендованные положения при подборе и использовании занимательного материала и прежде всего он должен быть связан с программным материалом.
Какой занимательный материал использовать в развитии и обучении детей?
Толковый словарь С.И. Ожегова выделяет и дает определение следующим видам занимательного материала.
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.
Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.
Кроссворд - игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.
Чайнворд - игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.
Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.
Каждый из видов занимательного материала способствует развитию тех или иных качеств у детей.
Загадки развивают логическое мышление, смекалку, умение решать задачи, анализировать информацию, выстраивать логическую цепочку размышлений.
Важно уже в дошкольном возрасте воспитывать у детей нравственные качества. Эта задача решается через ознакомление детей с пословицами и поговорками.
Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.
Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.
Ребусы несут в себе немалую пользу для интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Решение подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда зашифрованная картинка может иметь неоднозначную трактовку
Кроссворд замечательно справляется с решением таких логопедических задач, как развитие фонематического слога, слуха и слоговой структуры слова. При фонематическом слухе в норме ребенок хорошо различает на слух звучание звуков родного языка.
Разгадывание чайнвордов очень полезно, так как они помогают логически мыслить, развивают и тренируют память. Особенно врачи рекомендуют разгадывать их людям пожилого возраста и детям. Во время разгадывания человек открывает свои способности в познании окружающего мира, он самоутверждается. сейчас существует огромный выбор: кроссвордов и других очень интересных и увлекательных логических игр.
Викторины представляют собой эффективный инструмент, который помогает стимулировать познавательную активность и развивать умственные способности детей. Они способствуют расширению кругозора, улучшению памяти, развитию логического и критического мышления.
Викторины можно проводить в игровой форме, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Одним из важных аспектов использования викторин является их разнообразие и тематика, соответствующая возрастным особенностям и интересам дошкольников.
Соревновательный задор, углубление знаний, расширение кругозора, желание победить становится целью и залогом успешности. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в детском саду является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в детях возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Занимательный материал является хорошим средством развития у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. В процессе обучения дошкольников игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
Итак, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный способствует развитию логического мышления детей, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Литература:
Мандель, Б.Р. Педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта, 2019. – 288 с.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2012. – 946 c.