Адаптация школьников к условиям обучения в среднем звене была и остается актуальной проблемой социальной психологии и педагогики. Вопрос адаптации школьников к обучению в первом классе рассмотрен и освещен специалистами всех областей, когда как трудности в адаптации обучающихся 5-6 классов являются не менее сложной и многосторонней проблемой, нуждающейся в изучении.
Воспитанники 10-12 лет находятся в подростковом возрасте, что характеризует их состояние как пограничное между взрослым и ребенком и определяет специфику их развития. Поведение подростка меняется под влиянием его желания стать взрослым, стремления отстоять свою независимость и приобрести право голоса.
Подростковый возраст – период, характеризующийся двумя кризисами. Образовательный кризис обусловлен резкими изменениями в ситуации обучения и укладе жизни в целом. Возрастной кризис – распад и перестройка устоявшихся связей и взаимоотношений с людьми [1].
Среди внутренних предпосылок кризиса (физиологических, биологических) в этот период происходит кардинальная перестройка сразу трех систем: гормональной, костно-мышечной и кровеносной.
Внешние предпосылки:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность;
б) усложненное содержание учебного материала, абстрактный характер многих познаваемых объектов и явлений;.
2. Отсутствие единства требований (несколько учителей-предметников).
3. Более высокие требования к самому подростку со стороны педагогов. Ожидание более «взрослого» поведения, иного характера взаимодействия с окружающими и высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.
4. Приобщение к общественно-полезному труду. Подросток становится участником трудовых отношений. Возложение ответственности со стороны взрослых, ожидание помощи по хозяйству и т.д.
6. Расширение социальных связей подростка. Меняется и расширяется круг общения, предоставляется возможность для участия в жизни коллектива.
Как следствие, у младших подростков проявляется повышенная утомляемость. Немотивированные выходки и аффективные вспышки не отмечаются у младших подростков в бодром состоянии; но в состоянии утомления они проявляются чаще и во многом являются средством самоутверждения. В целях профилактики утешения необходимо осуществлять контроль за соблюдением младшими подростками возрастной нормы сна и режима учебной работы [5].
В период перехода из начального звена в среднее младший подросток вынужден адаптироваться к новой ситуации обучения, а также к новой социальной ситуации развития. Под социальной адаптацией младшего подростка понимается процесс, в ходе которого пятиклассники активно осваивают социальную среду старшей школы, приспосабливаются сами и приспосабливают социальную среду старшей школы к своим потребностям, склонностям и интересам, обогащают свой социальный опыт, в результате чего развиваются сами и происходит развитие социальной среды старшей школы [4].
К объективным факторам, влияющим на протекание процесса адаптации младших подростков относят: продуктивность деятельности, положение подростка в коллективе, успеваемость, социальный авторитет. Субъективные факторы это – удовлетворенность личности, отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения [2], уверенность в себе в ситуациях школьного взаимодействия и самоконтроль эмоций и поведения [1]. Если все представленные авторами факторы социально-психологической адаптации находятся на оптимальном уровне, то учащиеся достигают состояния адаптированности, то есть готовности к успешному обучению в среднем звене школы, к выполнению учебных задач, взаимодействию со сверстниками и учителями. М.В. Яковлева обозначает следующие критерии адаптированности личности школьника:
положительная динамика успеваемости;
адекватность самооценки;
снижение уровня беспокойства;
качественные преобразования в мотивационной структуре деятельности [2].
Сюда можно добавить повышение уровня уверенности в себе, как необходимого качества подростка для успешной реализации себя в разных сферах жизни.
Новые условия обучения требуют от младших подростков значительных изменений в поведении. И чем быстрее он включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации [3]. В этот трудный период совместные усилия педагогов, школьного психолога и родителей могут помочь ребенку сформировать навыки, необходимые для преодоления трудностей обучения и взаимодействия с окружающими и для дальнейшего всестороннего развития личности. С помощью взрослых младший подросток в этот кризисный период должен научиться:
- навыкам обучения в средней школе;
- сформировать представление о себе как о человеке с большими возможностями развития, интерес к себе как к личности, стремление понять свои чувства и интересы.
- развить учебную мотивацию.
- сотрудничать со сверстниками.
- добиваться успеха, а также адекватно реагировать на возможные неудачи.
- развить навыки мышления.
Все перечисленное является необходимыми условиями для успешной адаптации подростка к обучению в средней школе.
Литература:
Зейнелова К. Т., Галиева С. Ю. Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы //Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2023. – №. 14. – С. 39-52.
Литвиненко Н. В. Психологические факторы и условия адаптации младших подростков при переходе из начальной в основную школу // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-i-usloviya-adaptatsii-mladshih-podrostkov-pri-perehode-iz-nachalnoy-v-osnovnuyu-shkolu (дата обращения: 29.10.2024).
Федосеенко А. А. Социально-педагогическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы //Редакционная коллегия: канд. психол. наук Басалаева НВ, ст. преподаватель Мартынова МА. – 2023. – С. 129.
Чукмаева Г. Р. Социально-психологическая адаптация школьников к обучению в среднем звене школы //Научный потенциал. – 2020. – №. 4. – С. 107-109.
Щербаков С. А. Возрастные особенности младших подростков //Индивидуальный формат педагогического роста. – 2019. – С. 376-383.