ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТРЕМЛЕНИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТРЕМЛЕНИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Траоре Санихан 1, Иванова В.М. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования обусловлена растущей сложностью информационного общества. Современные реалии требуют от людей высокой степени осознанности в выборе личных и профессиональных целей, так как общество предъявляет всё более высокие требования к их самостоятельности, ответственности и адаптивности. Из-за обилия информации обучающимся сложно определиться с жизненными целями и путями их достижения. Наблюдается проблема, когда одни обучающиеся испытывают трудности в осознании собственных стремлений и предпочтений, тогда как другие, имея четкие цели, не знают, как к ним подступиться и реализовать. Это приводит к снижению учебной мотивации, уровню удовлетворенности образовательной деятельностью и, в конечном итоге, к недостаточному раскрытию потенциала. Эти противоречия снижают учебную мотивацию, уровень удовлетворенности образовательной деятельностью и приводят к неполному раскрытию потенциала.

Педагогическая деятельность играет здесь ключевую роль, направляя процесс самоопределения, помогая учащимся находить внутренние ориентиры и поддерживать стремление к самореализации. Педагоги могут и должны оказывать позитивное влияние на процесс самоопределения обучающихся, помогая им находить внутренние ориентиры и поддерживать активное стремление к самореализации

Исследование данной проблемы важно для формирования у обучающихся навыков самоопределения и самореализации, что является одной из задач современной педагогики.

Исследование данной проблемы важно для разработки эффективных педагогических стратегий, которые помогут сформировать у обучающихся навыки осознанного выбора и целеустремленности – основных условий для устойчивого личностного роста.

Научное изучение факторов, влияющих на процесс осознанного целеполагания, а также методов его успешного развития, позволит педагогам эффективнее строить образовательный процесс, направленный на развитие личности, способной ставить и достигать жизненно значимые цели. Кроме того, это поможет улучшить качество педагогического сопровождения и оказать образовательную поддержку обучающимся в вопросах самоопределения и личностного роста, что особенно актуально в условиях информационного общества с его требованиями к гибкости мышления и навыкам адаптации

Педагогическая проблема связана с недостатком знаний о естественной природе и склонности к развитию, слабым развитием рефлексивных способностей и недостатком личностной мотивации. В конечном итоге люди тратят время и ресурсы на неопределенные или случайные цели, которые влияют на их продуктивность и удовлетворенность образованием и жизнью в целом. А те, кто осознает свои желания, у них часто отсутствует понимание того, как их реализовать. Даже если цели сформулированы, обучающиеся могут не хватать знаний, навыков, планирования и поддержки для своих достижений. Они сталкиваются с трудностями, отсутствием структуры и стратегий, что ведёт к разочарованию и потере мотивации.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь обучающимся осознать свои интересы, цели и ценности, развивать рефлексию и способность к самоопределению; обеспечить поддержку в освоении навыков планирования, поиска информации, ресурсного обеспечения, чтобы обучающиеся могли видеть и прокладывать путь к своим целям.

Эти два аспекта – определение целей и обучение стратегиям их достижения – становятся важными элементами современного образования, способствующего развитию самостоятельных и осознанных личностей, готовых к жизненным вызовам.

Существует множество причин, по которым люди могут быть не уверены в своих желаниях. Иногда это связано с постоянными ожиданиями – мы живем в мире, где общество, семья и культура могут навязывать нам стандарты успеха. В результате многие могут испытывать давление, делая что-то, что на самом деле не соответствует их истинным желаниям или интересам. Это может привести к тому, что они не могут четко определить свои цели или мечты. Кроме того, отсутствие опыта или нехватка информации могут вызывать чувство неопределенности, мешая разобраться в своих истинных стремлениях.

Есть и такая категория людей, которые четко представляют, чего хотят, но сталкиваются с трудностями и препятствиями на пути к реализации своих целей. Это может быть вызвано различными факторами, такими как отсутствие ресурсов, нехватка навыков или знаний, недостаточная уверенность в своих возможностях или даже страх неудачи. Они могут быть полны амбиций и идей, но не известно, как воплотить их в реальные действия. Это относится к таким навыкам, как планирование, управление временем и возможность доступа к необходимым ресурсам.

Педагоги часто сталкиваются с проблемами с обеспечением, когда обучающиеся не могут сформулировать свои цели. Это может быть связано с недостатком самоосознания и понимания своих интересов. Для решения этой проблемы важно внедрять в учебный процесс методы, которые помогают им разобраться в своих желаниях, например, посредством саморефлексии, анализа сильных и слабых сторон, а также посредством создания портфолио, где обучающиеся могут фиксировать свои достижения и планы.

Для обучающихся важно не только знать, чего они хотят, но и понимать, как это можно реализовать. Это требует развитого критического мышления, способности анализировать информацию и принимать взвешенные решения. Педагогам необходимо внедрять в обучение задания, которые будут развивать эти навыки, где обучающиеся могут рассматривать различные схемы достижения своих целей.

Недостаток уверенности в своих силах может стать препятствием на пути к достижению целей. Педагоги должны обратить внимание на психологический аспект обучения, создать благоприятную атмосферу, где обучающиеся чувствуют себя комфортно, могут поделиться своими реакциями и найти поддержку среди сверстников и наставников. Например, регулярные встречи, обсуждения на образовательных форумах обучающиеся могут делиться своими успехами и неудачами, могут способствовать формированию уверенности.

Многие студенты знают, что хотят достичь определенных целей, но не знают, как это сделать. Важно включать в учебный процесс элементы, которые обучают планированию и управлению временем. Педагоги могут обучать созданию SMART-целей (конкретных, измеримых, достижимых, релевантных и ограниченных по времени), которые помогают им более четко видеть шаги на пути к своей мечте.

Проблема «знания того, что хочется, но незнания, как это получить» часто требует междисциплинарного взаимодействия. Педагоги могут использовать интеграцию различных предметов, чтобы показать, что знания в одной области могут помочь в достижении целей в другой. Например, навыки, полученные на курсах по экономике, могут помочь в бизнес-планировании, а знания в области психологии – в развитии уверенности.

Важно не только обучать знаниям и навыкам, но и создавать условия, в которых они смогут осознать свои желания и научиться эффективно их реализовывать. Применение подхода таких форм помогает уверенным, инициативным и целеустремленным личностям, готовым к вызовам современного мира.

Виктор Франкл утверждал, что осознанность в повседневной жизни и понимание сути существования являются основой стабильного психологического состояния и полноценной жизни. В его концепции значение цели заключается в границах личных амбиций, прежде чем обеспечить фундаментальное состояние человеческого существования. Без понимания своего места и предназначения в мире человеку трудно найти мотив интернализации в повседневную деятельность, что приводит к внутренней пустоте и экзистенциальной фрустрации. В. Франкл, глубоко исследовавший вопросы смысла жизни выражается более определённо, утверждая, что человек, не знающий, зачем и во имя чего он живёт, не будет удовлетворён никакими условиями жизни. Выводы Франкла, прошедшие очень жестокую проверку концлагерем, звучат тревожно – подмена категорий смысла и служения категориями обладания, неизбежно вызывает тяжёлые психопатологические последствия для всего общества. Говоря о смысле жизни, В. Франкл подчёркивал, что обрести его человек может, только служа чему-то большему, чем он сам или его богатство. Смысл находится во вне человека, и стремление к нему и создаёт ту здоровую психологическую нагрузку, в которой нуждается личность. Без обретения истины нет смысла жизни, а для познания истины нужны не только умственные способности, но все чувства, мораль, нравственная ответственность, как это и происходит в реальной действительности.

Абрахам Маслоу развил идею иерархии потребностей, где на верхних ступенях находятся стремления к самоактуализации и личностному росту. По его мнению, самореализация – это вершина психологического развития, когда человек, осознавший свои цели и смысл жизни, достигает наиболее полного проживания и внутренней гармонии. Стремления к самореализации не только раскрывают потенциал человека, но и становятся устойчивой мотивацией преодолевать трудности, следуя по пути, который он считает значимым и глубоким.

Таким образом, недостаточное понимание нормальных желаний, так и нехватка методов их реализации – это два аспекта, которые часто встречаются в жизни. И здесь условием является стремление к саморазвитию и поиску поддержки, чтобы выяснить свои желания и построить план их достижений. Научное изучение факторов, влияющих на процесс целеполагания, а также методов его успешного развития, позволит педагогам построить образовательный процесс, направленный на развитие личности, способной ставить и достигать жизненно значимые цели. Это повысит качество педагогического сопровождения и образовательную поддержку, способствуя адаптивности и гибкости мышления, которые особенно важны в информационном обществе. Развитие навыков самоосознания и критического мышления, а также в освоении стратегий планирования и управления ресурсами. Поддержка этих умений способствует формированию самостоятельных и осознанных личностей, способных принимать ответственные решения и преодолевать трудности, стоящие на пути к их жизненным целям.

Список литературы:

1. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 101-107.

2. Иванова, В. М. Образовательная поддержка ценностно-смысловой самоактуализации студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс] / В.М. Иванова, М.С. Кайнышев // Современные проблемы науки и образования, 2023. - № 4., URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32787

3. Кайнышев, М.С. Самоопределение студентов в учебной деятельности как педагогическая проблема / М.С. Кайнышев, В. М. Иванова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. – Электрон. дан. – Оренбург: ОГУ, 2024. – С. 109 – 116.

Просмотров работы: 103