В современных условиях важнейшим двигателем медицинской отрасли как в научно-теоретическом, так и в прикладном плане являются инновационные проекты. К сожалению, отечественное здравоохранение, испытывающее множество проблем, пока еще во многом уступает медицинскому сектору развитых стран [1]. В целях решения выделенного вопроса целесообразно больше уделять внимание активизации инновационной деятельности, привлекая студентов медицинских и биологических направлений подготовки, например, в виде волонтеров, для участия в освоении принятых к реализации инновационных идей. Такая практика поможет им приобрести полезный опыт и навыки для будущей профессии.
Примером может послужить Ижевская государственная медицинская академия, где был представлен целый перечень различных инновационных проектов и патентов в области здравоохранения, в котором описаны возможности различных приборов: аппарата “ИЖ-011”, помогающего восстановить резервные возможности организма, устройства для быстрого контроля лекарств и жидкостей, а также многих других разработок и уникальных методик [2]. В тестировании и совершенствовании уже имеющихся прототипов устройств, которые необходимо осуществлять непрерывно, могут поучаствовать и обучающиеся.
В отечественной медицинской практике разрабатываются медицинские устройства для незрячих людей: очки звукового зрения vOICe vision (данное устройство трансформирует изображение камеры в звук, что помогает слышать динамичное «изображение» предметов) и умный помощник Робин (идентифицирует объекты и препятствия, определяет расстояния до них). Проект «Oriense» направлен на создание прибора для слепых и слабовидящих, с помощью которого можно ориентироваться в светлое и темное время суток, в чем задействованы стереокамера и инфракрасный датчик [3].
Для реабилитации больных с локомоторными нарушениями нижних конечностей после инсульта, травмы спинного мозга, с рассеянным склерозом применяется медицинский экзоскелет ExoAtlet I [4]. Интересен и проект «VitaVallis», в основе которого создание антимикробного сорбционного материала и ранозаживляющего материала. Данные повязки используются при лечении различных видов ран, при этом они не содержат антибиотики и гипоаллергенны [3].
Ведутся разработки и в области генетической инженерии. В планах - строительство новых генетических центров и подготовка кадров в данной области [4]. Также существует проект «Мой ген», благодаря которому клиент может отправить на исследование свое ДНК с целью расшифровки на наличие носительства самых распространённых моногенных болезней. Помимо этого, в рамках этой программы можно осуществить комплексный генетический тест, помогающий предотвратить формирование патологии в будущем с помощью индивидуально подобранной диеты и программы по занятиям спортом [3].
Таким образом, в настоящее время существует множество различных разработок в сфере отечественной медицины, которые могли бы заинтересовать студентов-медиков и биологов не только как удачный пример достойно реализованного решения какой-либо задачи, но и как возможность в дальнейшем разработать и осуществить свой собственный инновационный замысел [5].
Список литературы
1. Постникова А.Д., Ножкалюк Я.С., Фенина Д.А., Смирнова М.А. Инновационные аспекты в научной и практической медицине // E-Scio. 2021. № 1 (52). С. 618-623.
2. Шкляев А.Е., Павлова Г.В. Деятельность вуза в области инновационных исследований // Труды Ижевской государственной медицинской академии: Сборник научных статей. 2018. Т. 56. С. 38-39.
3. Черных В.П. Инновации в сфере здравоохранения и проблемы их внедрения // Мировая наука. 2022. № 1 (58). С. 212-217.
4. Стажарова Д.М., Павлова Е.А. Обзор инновационных продуктов российского здравоохранения и основные направления его дальнейшего развития // Вектор экономики. 2020. № 8(50). С. 13.
5. Рупосов В.Л., Конюхов В.Ю., Уколова Е.В., Демченко В.О. Анализ создания и реализации инновационных проектов в вузе. // Инновации. 2016. №7 (213). С. 20-23.