Индивидуальная форма работы на занятиях по иностранному языку - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Индивидуальная форма работы на занятиях по иностранному языку

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В поисках более эффективного использования структуры уроков важную роль играет организация учебной деятельности учащихся. Форма работы — это порядок взаимодействия между преподавателем и обучающимся, направленный на решение педагогических задач. В педагогической практике выделяют четыреосновные формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, групповую и парную.

Фронтальная форма организации учебной деятельности подразумевает, что все ученики одновременно работают над одной задачей, обсуждают и обобщают результаты вместе с учителем. Для повышения эффективности обучения целесообразно сочетать фронтальную форму с другими методами организации учебной деятельности.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение учебных задач в небольших группах. Групповая работа стимулирует творческую конкуренцию и повышает интерес к обучению. Однако успех зависит от умения преподавателя формировать группы и организовывать их работу.

Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. Данная форма работы используются в связке с индивидуальной и фронтальной, так как деление на группы и пары происходит, когда учителю необходимо чтобы дети решали определенную языковую задачу в маленьких группах.

Индивидуальная форма работы учащихся предполагает самостоятельное выполнение одинаковых задач без взаимодействия с другими учениками, но в едином темпе.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальной работы:

1. Индивидуальная — выполнение общих для всего класса заданий без контакта с другими, но в едином темпе.

2. Индивидуализированная — выполнение специфических заданий с учетом уровня подготовки, позволяющая регулировать темп обучения.

Индивидуальная работа помогает учащимся развивать умственные и практические навыки, оценивать свои успехи и закреплять новые знания.

Функции индивидуальной формы обучения заключаются в следующем:

1. Обучающе-образовательная: форма обучения создается для эффективной передачи знаний, навыков и формирования мировоззрения обучающихся.

2. Воспитательная: обеспечивается через разнообразие видов деятельности, вовлекающих все аспекты личности учащихся.

3. Организационная: требует четкой подачи материала и отбора средств, соответствующих возрастным возможностям обучающихся.

4. Психологическая: формирует у учащихся стабильный биоритм работы и привычное психическое состояние, способствующее оптимальному напряжению.

5. Развивающая: содержательная форма занятий в сочетании с активными методами способствует умственной и практической деятельности через разнообразие форм.

6. Интегрирующе-дифференцирующая: обеспечивает как коллективную, так и индивидуальную деятельность, способствуя взаимопониманию и развитию личности.

7. Систематизирующая и структурирующая: требует распределения учебного материала по темам и его упорядочивания для каждого занятия.

8. Стимулирующая: вовлекает учащихся, соответствуя их возрастным особенностям и психическому развитию.

Далее рассмотрим более подробно организацию индивидуальной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку.

Выделяют несколько этапов организации индивидуальной работы обучающихся.

1. Диагностический этап: определение результатов педпроцесса, включая контроль и прогнозирование, а также выявление проблем, требующих решения.

2. Мотивационный этап: развитие познавательных интересов и мотивации к обучению.

3. Содержательный этап: отбор учебного материала и закрепление информации, а также формулирование вопросов для дискуссии.

4. Аналитико-корректирующий этап: контроль и оценивание результатов работы по установленным критериям.

5. Итогово-обобщающий этап: обработка и анализ результатов самостоятельной работы, поощрение за успехи и санкции за неудачи.

Специфика организации индивидуальной работы при изучении иностранного языка включает:

- Обучение работе со словарем, включая выбор нужного значения слова из нескольких.

- Развитие навыков перевода аутентичных текстов, с акцентом на части речи и стилистические особенности.

- Овладение понятийным аппаратом и умение соотносить новые термины с реалиями родного языка.

- Формирование умения сокращать текст, исключая второстепенную информацию, что способствует навыку монологического высказывания.

- Развитие речи через тематически сгруппированные слова, что облегчает запоминание и построение связных высказываний.

Перед организацией индивидуальной работы учитель должен убедиться в готовности обучающихся, включая мотивационную, интеллектуальную, лингвистическую, коммуникативную и готовность к самоорганизации.

Рассмотрим, что такое -педагогическая технология – О. В. Кисель определяет педагогическую технологию как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [8, c.1143].

В. В. Гуменюк в своем исследовании отмечает, что подобная форма работы способствует усвоению новых знаний и их закреплению, формированию и закреплению умений и навыков, повторению прошлого материала и т. д. [5, c.152].

Использование индивидуальной формы работы играет важную роль в процессе обучения, так как -каждый обучающийся может испытать при этом свои силы: он учится многим приемам умственной и практической работы, учится реалистически оценивать свои успехи, может наверстывать упущенное и совершенствовать свои творческие способности в области конкретных дисциплин- [3, c.32]. В. В. Гуменюк отмечает, что подобная форма работы способствует усвоению новых знаний и их закреплению, формированию и закреплению умений и навыков, повторению прошлого материала и т. д. [5, c.154]. Примерами индивидуальной работы на занятиях по иностранному языку являются: работа над различной литературой или раздаточным дидактическим материалом, разнообразными источниками, составление плана и подготовка сообщения-рассказа к некоторым занятиям, выполнение различных коммуникативных упражнений и др. [3, с.30].

Эта форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, он должен продумать, где и на каком этапе целесообразнее организовать индивидуальную работу обучающихся, подобрать задания для самостоятельной работы, включить обучающихся в их выполнение. Кроме этого, он должен уметь осуществлять оперативный контроль и своевременную помощь затрудняющимся обучающимся, не нанося при этом вред развитию их самостоятельности.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет обучающимся закреплять и углублять знания, вырабатывать необходимые навыки, умения, опыт познавательной творческой деятельности. Такая форма обучения помогает более сознательно и прочно усваивать знания, умения и навыки, формировать такие качества личности как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Индивидуальная форма обучения на уроках иностранного языка является эффективным методом обучения.

Но такая форма работы имеет и недостатки. Индивидуальная форма учебной работы не всегда создает условия для полной самостоятельной деятельности обучающихся. Некоторая часть обучающихся, не подумав над задачей, спрашивает у соседей по парте о способе ее решения, что ведет к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие. Индивидуальная форма обучения разъединяет школьников, ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, передачи своих знаний другим. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Обучающийся не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других обучающихся. Индивидуальное обучение десоциализировано.

Н. А. Баранова отмечает в своей статье, что организация индивидуальной работы обучающихся осуществляется в несколько этапов.

Первый этап в данной статье называется -диагностическим-. На данном этапе происходит точное определение результатов педагогического процесса, включающих в себя контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление проблем, требующих решения [2].

О следующем этапе Н. А. Баранова пишет следующее: -задачей пунктуация второго этапа, мотивационного, является развитие познавательных интересов и положительных мотивов к обучению обучающихся.- [2]. Н. Г. Ершова отмечает, что мотивация является -запускным механизмом- всякой человеческой деятельности. В своем исследовании автор утверждает, что мотивация представляет собой процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [7].

Третий этап – -содержательный-. Здесь осуществляется отбор учебного материала. Н. А. Баранова отмечает, что в процессе использования данного метода осуществляется закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также определение проблем и вопросов для дискуссии [2].

На четвертом, аналитико-корректирующем, этапе осуществляется контроль и оценивание результатов работы по определенным критериям [4]. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин понимают под контролем процесс установления уровня знаний, навыков, умений обучающегося на основе выполнения им различного рода устных и письменных заданий и определения на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса [1].

На последнем этапе, итогово-обобщающем, осуществляется обработка, анализ и обобщение результатов проведенной обучающимися самостоятельной работы, а также поощрение их за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) или санкции за плохую учебу.

Специфика организации индивидуальной работы обучающегося при овладении им иностранным языком состоит:

- в обучении его работе со словарем (умение выбрать из нескольких значений искомого слова одно, т.к. всякое слово многозначно и способно в контексте выражать различный смысл, оттенки и т.д.);

- развитии навыка перевода аутентичных текстов (определение частей речи по словообразовательным признакам, развитие языковой догадки, соблюдение стилистических особенностей и языковых реалий при переводе с одного языка на другой и т.д.);

- овладении им понятийным аппаратом страноведческого характера, в развитии умения соотносить новые понятия с реалиями родного языка, обращать внимание на стилистическую разницу в их употреблении;

- формировании умения сокращения текста за счет исключения второстепенной информации. Целью такой деятельности является формирование навыка монологического высказывания на базе прочитанного текста или умения его пересказа;

- овладении навыком работы по развитию речи на основе тематически сгруппированных слов (ассоциативные связи, существующие между тематически однородными словами, способствуют их запоминанию и активизации их в речи, облегчают построение связных высказываний по теме) [6, c.544] .

А. Н. Дмитриева считает, что, если обучающийся не обучен данным навыкам и умениям, он не сможет добиться хорошего результата при выполнении индивидуальной работы. С этим можно согласиться, т.к. эти навыки необходимы при выполнения любой индивидуальной работы по иностранному языку (например: работа с текстом, письменное упражнение или создание проекта).

А. Н. Дмитриева отмечает в своей работе, что успешное выполнение индивидуальной работы обучающимися на занятиях иностранного языка так же возможно при соблюдении следующих условий:

- учебные задания должны быть мотивированы, нацелены на формирование у обучающихся внутренней потребности в приобретении знаний. Если в процессе обучения начинают работать воля, эмоции, то они, создавая благоприятный мотивационный фон, неизбежно будут способствовать активизации познавательного интереса;

- следует четко определять познавательные задачи, объем работы и сроки ее представления с тем, чтобы побуждать обучающихся к концентрации внимания и усилий;

- необходимо задать обучающемуся алгоритм выполнения самостоятельной работы, преподаватель как руководитель данного вида учебной деятельности должен оказывать консультативную поддержку;

- следует определить критерии оценки достижений обучающихся при самостоятельном овладении учебным материалом и формы контроля в качестве завершающего этапа самостоятельной работы [6, c.546].

В ходе исследования мы изучили основные этапы, специфику и функции индивидуальной формы работы. Мы рассмотрели этапы организации этой формы обучения и выяснили, что её эффективность зависит от правильной структуры и требований.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. – М.: Златоуст, 2009

2. Баранова Н. А., Ожигина Н. С. Особенности организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал -Концепт-.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. М: АРКТИ-Глосса, 2000. – 165 с.

4. Горбатова Т. Н., Кудряшова А. В., Рыбушкина С. В. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Молодой ученый. – 2015. – № 10 – С. 1141-1143. – URL http://moluch.ru/archive/90/18757/ (дата обращения: 20.09.2024).

5. Гуменюк В.В. Условия эффективности и особенности организации самостоятельной работы студентов [Текст] / В.В. Гуменюк // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 2 (13). – С. 151-155.

6. Дмитриева А. Н. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» в рамках реализации ФГОС СПО // Молодой ученый. – 2014. - № 18. – С. 544-548. – URL https://moluch.ru/archive/77/13166/ (дата обращения: 20.09.2024).

7. Ершова Н.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий при организации самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Г. Ершова // Современные тенденции развития экономики и образования региона" Материалы конференции. – 2018. – С. 94-97.

8. Кисель О.В. Система образования и новые информационные технологии [Текст] / О.В. Кисель // Цифра в помощь учителю: материалы Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 24 янв. 2020 г.) / редкол.: Р.И. Кириллова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С. 23-26.

Просмотров работы: 8