ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА: БАЛАНС МЕЖДУ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬЮ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

ЭТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА: БАЛАНС МЕЖДУ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬЮ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Нагаева П.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работа психолога, который занимается различными направлениями, зачастую связана с ситуациями, наполненными неопределенностью, что может привести к этическим дилеммам. Психологи несут ответственность как за понимание пределов своей профессиональной квалификации, так и за готовность выполнять определенные обязательства. Многие ученые, изучающие этические аспекты профессиональной деятельности психологов, акцентируют внимание на вопросах конфиденциальности, что подразумевает, при каких обстоятельствах психолог может вести себя этично. Например, это касается случаев, связанных с насилием, намерениями совершить суицид и другими подобными темами. В таких ситуациях необходимо, чтобы психолог проявлял ответственность и заранее информировал клиента о существующих ограничениях.

Этическая дилемма психолога является своеобразной ситуацией, так как предполагает выбор решения в условиях неопределенности, поскольку обеспечивает процесс ее распознавания с учетом личностных характеристик.

Этические дилеммы в работе школьного психолога часто связаны с необходимостью балансировать между конфиденциальностью ученика и его безопасностью. Для решения таких дилемм стоит воспользоваться примером. Можно представить, что при работе с подростком в школе, он сообщает о планах побега из дома. Тем самым, будет стоять следующий вопрос: какие действия необходимо предпринять, учитывая этические стандарты конфиденциальности и безопасности клиента?

В ситуации, когда подросток сообщает о планах побега из дома, психолог сталкивается с дилеммой между соблюдением конфиденциальности и необходимости обеспечить безопасность клиента. Этические стандарты требуют принять меры, которые защитят подростка, но при этом максимально сохранить доверие и конфиденциальность.

Принцип конфиденциальности деятельности психолога, который включат в себя правила: кодирования сведений психологического характера, контролируемого хранения сведений психологического характера, корректного использования результатов исследования). Принцип ненанесения ущерба клиенту (безопасность), который предполагает следующие правила: взаимоуважение психолога и клиента (подростка), безопасность применяемых методик, предупреждение опасных действий.

Рассмотрим следующие критерии, которые помогут решить дилемму между конфиденциальностью и безопасностью:

1. Оценка риска. Важно понять, что стоит за планами побега: просто импульсивное желание и эмоциональный всплеск, или реальная угроза жизни и здоровья подростка? Оценка риска позволяет понять на сколько серьезна ситуация и требует ли она немедленного вмешательства.

2. Разговор с подростком. Необходимо выстроить диалог с подростком, чтобы понять его чувства и причины, побудившие к мысли о побеге. Убедить подростка, что самая главная цель – его безопасность, а не наказание или осуждение. Если психолог заметит, что есть реальная угроза жизни и здоровью, то необходимо сообщить клиенту (т.е. подростку), то в таких ситуациях возможны исключения (нарушения конфиденциальности).

3. Разъяснение границ конфиденциальности. Важно быть откровенным и прозрачным в ситуации, это поможет избежать недоразумений и укрепят доверие подростка. Примером разъяснения границ может послужить: «Я оставляю в секрете и храню всю информацию, что ты мне говоришь, но есть исключения, когда твоя жизнь и здоровье в опасности. Я хочу помочь тебе безопасно выйти из этой ситуации». Обсудить с учеником необходимость раскрытия информации, объяснив причины и возможные последствия.

4. Взаимодействие с законными представителями несовершеннолетнего. Если ситуация действительно критическая, то после согласования с подростком необходимо обсудить возможность вовлечение родителей или опекунов. В идеале это должно быть сделано с согласием подростка, чтобы не подорвать его доверие к психологу.

5. Взаимодействие с другими специалистами. В случаях, когда подросток находится в опасности, возможно привлечение других структур: социальные службы, специалисты по обеспечению и защите прав несовершеннолетних, органы правопорядка и т. д. Важно, чтобы этот шаг был сделан максимально осторожно с минимальными негативными последствиями для подростка.

6. Поддержка и создание безопасной атмосферы. В независимости от развития событий важно предоставить подростку поддержку и ресурсы для безопасного обсуждения своих проблем.

Решая этическую дилемму, психолог не может руководствоваться лишь собственными моральными принципами или потребностями клиента; он должен также ориентироваться на требования профессиональной этики, законодательные нормы, принимать во внимание общечеловеческие ценности, учитывать общественное мнение, философию организации-работодателя, свои должностные обязанности.

Список литературы:

Аболина Е. О. Содержание и методы работы психолога труда - практика: учебное пособие / Е. О. Аболина. — Красноярск: СибГТУ, 2012. — 129 с. 

Руденко А. М., Психология: учебник / А. М. Руденко, С. И. Самыгин.; под общ. ред. А. М. Руденко. — Москва: КноРус, 2023. — 369 с.

Ященко Е. Ф. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии: учебное пособие / Е. Ф. Ященко, А. В. Прялухина. — Санкт-Петербург: ПГУПС, 2023. — 111 с.

Просмотров работы: 376