Актуальность проблемы формирования навыков общения у дошкольников-инофонов обусловлена остро растущим числом мигрантов в России. На 2024 год число детей-инофонов в ДОУ достигает 30 – 40 %. Дети, не владеющие русским языком, сталкиваются с значительными трудностями в адаптации к новой языковой среде. Языковой барьер препятствует полноценному включению в образовательный процесс, влияет на общение со сверстниками и воспитателями, а также на усвоение знаний и навыков. Сложная многосторонняя задача состоит в помощи ребенку овладеть языком и культурой новой страны, не забывая о сохранении и поддержке первого родного языка, а также о культурных ценностях, представленных в семье. Перечислим некоторые тенденции на сегодняшний день:
1. Уменьшение числа владеющих русским языком.
2. Рост миграционных потоков и притока некоренного населения в русскоязычную среду
3.Увеличение количества детей-беженцев и вынужденных переселенцев, не владеющих русским языком или имеющих низкий уровень владения.
В современной литературе можно встретить следующую классификацию детей-мигрантов:
Дети-билингвы — это дети, в семьях которых говорят, как на своем родном языке, так и на русском языке. Можно отметить тот факт, что многие из этих детей никогда не были на родине своих предков. Русский язык, несмотря на разность в ментальной культуре, для них является почти родным. Для таких детей не представляет сложность общения на языке. Чаще всего они свободно говорят по-русски, пишут грамотно, не испытывают затруднений в использовании многих стилей речи.
Дети-инофоны — это дети, чьи семьи недавно мигрировали, поэтому учащиеся-инофоны владеют другими фоновыми знаниями, русским же языком они владеют на бытовом уровне, либо не владеют вообще. Из-за ограниченного словарного запаса дети-инофоны испытывают затруднения в создании и понимании устного языка, в использовании тех или иных слов и выражений в правильном контексте. Кроме того, фонетика русского языка отличается от фонетики родного языка инофона, что тоже создает трудности в коммуникации.
Сегодня в одном образовательном пространстве оказываются дети, где наряду с носителями русского языка находятся дети и инофоны, и билингвы. Становится очевидным необходимость развития познавательного интереса к русскому языку в процессе кружковой работы. Для решения этих проблем мы предлагаем использовать развивающие игры. Необходимо использовать специальные методы, которые учитывают языковые и культурные особенности детей, организовывать индивидуальные занятия с педагогом, давать упражнения на правильное произношение и развивать практику использования русского языка в различных ситуациях.
Использование развивающих игр, является самым благоприятным вариантом усвоения навыков общения и формирования коммуникативных умений у детей-инофонов. Использование игр является одной из основных форм мотивации и стимулирования познавательной и речевой деятельности детей инофонов. Работая с такими детьми, необходимо учитывать трудности усвоения русского языка, стараться пробудить интерес к его изучению, выработать языковое чутье, психологически готовить к дальнейшему изучению русского языка.
Эффективными методами и средствами, способствующими развитию данных навыков, являются:
игровые и проблемные ситуации;
игротренинги;
дидактические игры на развитие познавательных процессов;
чтение и инсцинирование сказок;
прослушивание и заучивание стихотворений, пересказ;
работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических и коммуникативных умений.
Приведем примеры игр:
«УДАРЫ МЯЧОМ ОБ ПОЛ»
Цель: запоминание речевых образцов путем их многократного проговаривания.
Реквизит: один мяч для двух-трех учащихся.
Условия игры. Учащиеся разделяются на группы из двух-трех человек. Каждая группа получает задание бить по мячу рукой и одновременно проговаривать в ритме отскакивающего мяча нужные речевые единицы.
1) Для заучивания названий лиц по признаку родства — Я I знаю I десять I русских I слов: I брат I сестра I сын I дочь I отец I мать I дедушка I бабушка I муж I жена I;
2) для заучивания модели выражения желания — ЯI могу I сказать I по-русски: Я I хочу I есть. I Я I хочу I спать I Я I хочу I читать I и т. д.
В каждой группе побеждает тот, кто проговорит все, не сбившись, в нужном темпе.
2. Игра «читай и показывай»
Рекомендуемые элементы занятия с детьми-инофонами 5-7 лет:
1.Артикуляционная гимнастика. Упражнения для органов речи.
2.Фонетическая разминка (проговаривание вслед за педагогом слогов)
3. Чтение слогов.
4.Прописывание графемы.
5.Физкультминутка (игры).
6. Семантизация лексики осуществляется с помощью иллюстрации, предмета или имитации действия (движения). Чтению слов непременно должна предшествовать лексическая работа, устное произнесение слов.
7. Чтение: слова, предложения, текста. Тексты включают в себя фразы речевого этикета (обращение, просьбу, разрешение войти)
8. Отработка интонационных конструкций.
9. Ответы на вопросы на понимание текста.
10. Вопросительные ИК (интонационные
конструкции) по содержанию соответствуют потребностям работы с текстом.
11. Пальчиковая гимнастика.
12.Прописывание слов и предложений.
13. Игры и скороговорки.
Учитывая современные требования по внедрению информационных компьютерных технологий, в работе с детьми-инофонами рекомендовано использовать игровой мультимедийный тренажёр «Мой весёлый день» О.В. Миловидовой, Д.Т. Рашидовой, И.П. Лысаковой в комплексе с рабочей тетрадью «Русский букварь для мигрантов». Материал рабочей тетради объединён в блоки, работа с которыми предполагает несколько этапов: обучение письму, чтение, коммуникативные и лексико-грамматические упражнения. Подходит для занятий в подготовительных группах и на специальных дополнительных занятиях с детьми, не владеющими русским языком. Дополнительные материалы: Игровой мультимедийный тренажер.
Таким образом, воспитание дошкольников в условиях двуязычия стало одной из самых актуальных проблем в дошкольных образовательных учреждениях нашего города, и не только. Обучение детей-инофонов – сложная, но важная задача. Только грамотный подход, учитывающий особенности детей, позволит им успешно освоить русский язык и интегрироваться в образовательную среду.