Совместная продуктивная деятельность как условие преодоления отчужденности в среде младших школьников - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Совместная продуктивная деятельность как условие преодоления отчужденности в среде младших школьников

Ракинцева С.М. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Школьный класс играет значительную роль в развитии межличностных связей в младшем школьном возрасте. Общаясь с одноклассниками, младшие школьники накапливают личный опыт взаимодействия в коллективе, совершенствуют социально-психологические черты (умение понимать других, вежливость, навыки сотрудничества). Изучая проблему отчужденности в среде младших школьников [3, 4], мы обратили внимание на то, что затруднения во взаимодействии со сверстниками постепенно приводят к обособлению школьника от класса, развивают у него чувство собственного бессилия. Для преодоления выявленных в ходе первичной диагностики низкой групповой сплочённости и социальной стабильности отношений – в классах, повышенного уровня тревожности, замкнутости, демонстративности поведения – у отдельных обучающихся, мы апробировали психолого-педагогическую программу «Мы вместе!».

Реализация программы «Мы вместе!» предполагала поэтапность работы: от изменения позиции ученика в отношении к сверстникам и разрушения защитных барьеров через обучение его общаться и оказывать поддержку другим – к организации совместной продуктивной деятельности [6]. Совместная продуктивная деятельность школьников, основывающаяся на сложившихся межличностных отношениях, является более сложным, завершающим этапом работы, т.к. требует умений согласовывать свои действия и договариваться с одноклассниками.

Используя для организации совместной деятельности психологические игры и упражнения на развитие навыков взаимодействия [1, 2], мы пытались показать школьникам мы пытались показать школьникам важность коммуникации и сотрудничества в повседневной жизни.

Так, в игре «Робот» (выполняется в парах) мы развивали способности к согласованному взаимодействию. Мы предлагали одному ученику исполнить роль изобретателя, другому – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. А игра «Броуновское движение» учит работать в группе и развивает навык совместного принятия решения. В этой игре участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, какое число назовёт ведущий. Если количество участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

Эти активности позволяли детям не только развивать межличностные навыки, но и открывать для себя пути к более глубокому пониманию чувств сверстников. В процессе игр участники учились уважать мнение других, конструктивно разрешать конфликты и совместно находить решения сложных задач.

Затем мы переходили к более сложным и длительным по времени играм-проектам, предполагающим создание совместного продукта. Отлично зарекомендовала себя игра «Журналист», в итоге которой ребята создают буклеты о дружбе, о защите животных, о доброте и т.п. [5]. Для проведения этой игры класс делится на подгруппы, каждая из которых получает свою тему. В подгруппе дети распределяют роли – фотограф, корреспондент, составители текста, менеджер по рекламе. Каждый ученик участвует в игре в соответствии со своей ролью. Так, корреспондент должен опросить одноклассников о том, как правильно дружить, общаться, помогать другим (в зависимости от темы), составители текста – структурировать информацию и т.д. Взаимодействуя друг с другом в ходе игры, дети учатся предлагать и обсуждать решения задачи, принимать обобщенное (согласованное) решение, оформлять данное решение в продукт (буклет) и защищать его.

Занятия, проводимые в интерактивной форме, способствовали созданию доверительной атмосферы, где каждый мог свободно выражать свои мысли и чувства, не опасаясь осуждения или непонимания. Мы наблюдали, как ребята начинали активнее взаимодействовать друг с другом, проявляя эмпатию и поддержку. Особенное внимание уделялось развитию умения слушать, ведь понимание точки зрения другого человека – ключевой навык, необходимый для успешного сотрудничества.

Кроме того, школьники учились принимать ответственность за свои действия в группе, находили пути инициативного участия и развивали лидерские качества. Психологические игры, направленные на развитие командной работы, позволяли понять, что объединение усилий ведет к более эффективному достижению целей.

В итоге, после реализации программы «Мы вместе!», высокая тревожность и неудовлетворенность собой стали исчезать, уступая место уверенности и принятию себя, благодаря улучшению социального взаимодействия и укреплению связей с окружающими. Страхи, демонстративность и агрессия, ранее слабо выраженные, стали практически незаметными, демонстрируя снижение внутреннего напряжения и вспышек конфликтного поведения. Дети стали чувствовать себя более уверенно в коллективе, сблизились с одноклассниками и учителями, укрепив тем самым положительные аспекты своей социальной позиции.

Литература:

  1. Борчанинов В. Психологические игры и упражнения для преодоления стеснительности и снятия агрессии. – URL: https://pandia.ru/text/81/407/5996.php?ysclid=lvkwxfv4so894175795 (дата обращения: 10.10.2024)

  2. Лаврентьева С.Р. Игры на преодоление отчужденности со сверстниками. – URL: https://gavrikovaov-ds60-schel.edumsko.ru/folders/post/3291940 (дата обращения: 10.10.2024)

  3. Лобанова С.М. Проблема социальной отчужденности младших школьников // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018033600 (дата обращения: 15.10.2024).

  4. Лобанова С.М. Анализ проявлений социальной отчужденности у младших школьников // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036172 (дата обращения: 15.10.2024).

  5. Михайленко Т.М. Продуктивная (деловая) игра для младших школьников. Методическое пособие. – URL: https://school412spb.ru/obrazovanie/igra.pdf?ysclid=m2jheki3zk420714869 (дата обращения: 11.10.2024)

  6. Ракинцева С.М., Пшеничнова И.В. Работа по преодолению отчужденности среди обучающихся начальной школы // Наука и образование в современном вузе: вектор развития: сборник материалов научно-практической конференции, Шуя, 16 мая 2024 г. / Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»: отв. ред. Е.А. Шмелева. – Шуя: Шуйский филиал ИвГУ, 2024. – С. 191-194.

Просмотров работы: 24