Групповая форма работы на уроках иностранного языка - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Групповая форма работы на уроках иностранного языка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в формировании коммуникативной компетенции, и групповая форма работы является одним из наиболее эффективных средств ее формирования. Групповая работа способствует развитию всех четырех видов социального взаимодействия на уроке, повышает количество устной практики, сглаживает один из недостатков классно-урочной системы – невозможность дать каждому ученики достаточное количество практики [4]. Помимо этого, групповая форма работы вносит разнообразие в ход урока и способствует мотивации.

Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить четыресоциальные формы: индивидуальная, фронтальная, парная и групповая [1]. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.

На данный момент форма организации обучения приобретает все большую значимость в поиске путей повышения эффективности работы учащихся. Современное общество ставит все более высокие требования к выпускникам школы. В связи с этим, в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения [2]. Для развития требуемых сегодня навыков и умений учащихся многие методисты обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки.

Групповая работа на уроке - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога [9].

Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует различие. Форма обучения образуется видом общения. Организационные формы обучения, в свою очередь, определяют способ обучения.

Школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства [8]. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.

Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, они должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны разнообразные формы организации обучения. На данный момент в методике можно выделить три формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.

Групповая форма работы на уроках иностранного языка представляет собой эффективный инструмент, способствующий активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Основные принципы, такие как сотрудничество и взаимодействие, создают атмосферу доверия, где ученики могут свободно обмениваться мнениями и опытом. Эти методы позволяют развивать не только языковые навыки, но и критическое мышление, что крайне важно в современном образовательном процессе.

Примеры групповых упражнений, такие как ролевые игры, дискуссии и проектная деятельность, активно способствуют развитию коммуникативных навыков. Ученики учатся выражать свои мысли, слушать других и находить компромиссы. Например, задания на программу «дебаты» могут быть использованы для тренировки аргументации и публичных выступлений, а проектные работы помогают углубить знания по конкретным темам.

Однако внедрение групповых методов может вызвать определенные трудности, такие как неравномерная активность участников. Важно грамотно организовать группы и учитывать индивидуальные особенности учащихся [7]. Рекомендации по оптимизации групповой работы включают четкую постановку задач, разнообразие ролей и регулярную обратную связь, что в конечном итоге способствует повышению мотивации и эффективности усвоения материала.

Прежде чем групповая работа на уроке станет формой организации учебной деятельности, такая работа в течение некоторого времени должна выступать для учащихся содержанием их деятельности. Сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными регулятивными универсальными учебными действиями, как постановка целей, контроль, оценка.

Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности, т.е. имеет предпосылки для формирования регулятивных универсальных учебных действий на высоком уровне.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

Таким образом, групповая форма организации учебной работы – это способ                 организации                 учащихся,                 характеризующийся  наличием непосредственного взаимодействия между учащимися: опосредованным характером руководства учебной деятельностью каждого школьника со стороны учителя; диалогическим общением учителя с учащимися. Такая форма работы способствует успешности усвоения учебного материала, формирует учебные действия и благоприятно сказывается на взаимоотношениях школьников. Включение детей в разнообразные виды совместной деятельности на уроке способствует повышению ее эффективности, как со стороны ее результата, так и со стороны развития группы и ее членов; создают условия для наилучшего развития учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках иностранного языка повышает мотивацию, эффективность учебного процесса, развивает самостоятельность и ответственность. Выполняя упражнения по грамматике в группе после объяснения темы, ученики могут обсудить непонятные моменты, помочь друг другу, совершенствуются их навыки работы в сотрудничестве. Работа, предложенная для освоения темы “Secondary Education in Britain”, способствует развитию самостоятельности, умения сотрудничать, внимательно слушать друг друга. Такой вид работы делает учебный процесс более интересным и занимательным для учащихся.

Обобщение опыта изучения применения групповых форм организации учебных занятий показывает, что учебное пространство становится для учеников местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала, развиваются в полной мере коммуникативные навыки. А систематическая организация групповой работы учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала, возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.

Вместе с тем важно понимать, что эффективность применения такой деятельности на занятиях требует от педагога профессионализма, высокой степени стремления совершенствовать свои педагогические техники, направленные на достижение положительного результата образовательной деятельности [5].

Можно сказать, что существуют определенные принципы формирования групп и принципы их работы, которые необходимо учитывать при использовании групповой формы работы.

Существуют также возрастные особенности использования группового метода, которые также нужно учитывать при выборе вида групповой работы.

Групповая форма работы выступает в качестве мотивации к изучению иностранного языка, повышает интерес к предмету, показывает, что иностранный язык является реальной формой общения, вносит разнообразии в обычный ход урока.

Практический опыт учителей показывает [8], что групповые формы работы привлекают как младших, так и старших школьников. Для младших школьников интересно разнообразие, активная, игровая форма работы, как ролевая игра, драматизация. Для старших школьников – возможность вести дискуссию, выражать свое мнение. Примером таких форм работы могут быть дискуссии, конференции, метод проектов.

Практический и теоретический материал показывает, что использование групповой формы работы в разумном сочетании с фронтальной и индивидуальной формами работы повышает эффективность учебного процесса.

Групповая работа должна иметь место на уроках иностранного языка, причем не только на заключительных этапах, но и в ходе всего учебного процесса, поскольку она в полной мере отражает специфику предмета иностранный язык, дает максимум возможности устной практики. Существует большое разнообразие видов групповой работы, которые могут применяться на уроке в соответствии с поставленной задачей.

Формирование групп также зависит от тех задач, которые ставит учитель. В группу могут входить ученики с одинаковым уровнем подготовки либо различным, состав групп может меняться либо быть постоянным [3].

Однако, данная форма работы используется в современной школе не в полном объеме. Многие учителя боятся использовать групповую форму работы на обычном уроке. Но при правильной ее организации учебный процесс станет более разнообразным, выступит в качестве мотивации к изучению иностранного языка.

Список литературы

  1. Бим И. Л. Теория и практика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 137 с.

  2. Борисова Р. Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2001, № 3. – С. 13 – 17.

  3. Старченко Д.В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2010. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gruppovoy-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 16.09.2024).

  4. Щербакова Д.И. Особенности групповой формы работы на занятиях по иностранному языку // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2024/article/2018035022">https://scienceforum.ru/2024/article/2018035022</a> (дата обращения: 16.09.2024 ).

  5. Forsberg B. Einführung in die Praxis der schulischen Gruppenarbeit. Dresden: Falken-Verlag, 1975. – 115 S.

  6. Gazda G. M. Group procedures with children: A developmental approach // Councelling children in groups / Ed. By M. M. Ohlaen. N. Y. 2003.

  1. Schwerdtfeger I. Gruppenarbeit und innere Differenzierung. – München: Langenscheidt, 2001. – 192 S.

  2. Канцур А.Г., Батыкова А.С. «Групповые технологии в обучении иностранному языку». URL:https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-gruppovoy-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku(дата обращения: 23.10.2024).

  3. Нарзиева И.З. Групповая форма работы на уроках английского языка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-forma-raboty-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 23.10.2024).

Просмотров работы: 17