Виды контроля на уроках иностранного языка в средней школе - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Виды контроля на уроках иностранного языка в средней школе

Дмитриева В.А. 1, Гудкова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Контроль на уроках иностранного языка - одна из важнейших частей образовательного процесса. Без проверки знаний учеников не так просто будет понять, сколько от всего материала каждый из них смог усвоить и запомнить. Кроме того, современные методики обучения иностранным языкам акцентируют внимание не только на грамматических знаниях, но и на способности учащихся свободно общаться на языке. Контроль, как ключевой элемент образовательного процесса, помогает также выявить проблемные зоны, требующие дополнительного внимания. Ученикам мало только знать правила, им необходимо и уметь ими пользоваться во время разговора. Оценить сформированность коммуникативных навыков также поможет педагогический контроль. В условиях подготовки учеников важно применять различные формы и виды контроля, чтобы максимально эффективно оценивать прогресс каждого ученика. Приводим основные функции педагогического контроля, которые выделяют в своих научных роботах М.И. Исаева и В.А. Горина и многие другие авторы [1,3]:

1. Контролирующая функция. Заключается в контроле знаний обучающихся, что и определяет главный смысл педагогического контроля.

2. Диагностическая функция. Заключается в определении исходного уровня знаний, помогает понять, с чего начать обучение и какие темы или дидактические единицы требуют дополнительного внимания.

3. Коррекционная функция. Помогает корректировать учебный план, методы обучения и материалы, исходя из результатов контроля, создавать индивидуальные программы для учеников с разным уровнем подготовки.

4. Стимулирующая и мотивирующая функция. Поощрение успехов и усилий учеников стимулирует их к дальнейшему активному участию в учебном процессе, а результаты контроля могут помочь определить новые цели и задачи.

5. Воспитательная функция. Помогает ученикам развить дисциплину и организованность, необходимые для эффективной учебы.

6. Прогностическая функция. Помогает спрогнозировать примерную успешность будущего обучения определить потенциала ученика.

Что касается видов педагогического контроля, то различаются следующие:

1. Входной (предварительный) контроль. Проводится в начале учебного года, а также перед изучением отдельных тем дисциплины и необходим для получения сведений об исходном уровне знаний учащихся.

2. Текущий контроль. Осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях педагога за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом занятии. Он служит для получения объективных данных об уровне знаний учащихся и качестве обучения на занятиях.

3. Тематический (периодически) контроль. Служит для выявления и оценки знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных на нескольких уроках. Его целью является установить, насколько успешно учащиеся владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. В основном данный вид проводится после изучения логически завершенной части учебного материала, темы, подтемы и др.

4. Итоговой контроль. Проводится в конце учебного года или после завершения изучения определенной темы. Его целью является оценка уровня усвоения материала, который был изучен за указанный период. Более того, он служит окончательной проверкой знаний для учителя и ученика.

Педагогический контроль также имеет разделение по формам. Формы контроля зависят от специфики учебной работы. В своей статье Фирсова Е. В., Харьковская П. С. выделяют несколько основных форм контроля [5]: фронтальная (осуществляется через беседу между учителем и всеми учениками); индивидуальная (используется для полного представления учителя о знаниях и возможностях каждого из учеников, в основном она применяется для монологических высказываний); многоязычная (вопросы ставятся перед несколькими учениками, в основном такую форму контроля используют для составления диалогов или проектов); одноязычная (противоположность многоязычной формы, осуществляется в основном при монологических высказываниях одного ученика).

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Без оценивания педагогический контроль будет отражать неполное представление о знаниях, умениях и навыках обучающихся. В настоящее время в различных школах существуют и применяются различные системы оценки качества знаний учащихся, но в основном в средней школе применяются: традиционная 5-балльная система; процентная система оценки; словесная система оценки достижений учащихся. Каждую из этих систем оценивания можно использовать для разных методов контроля, однако количество ошибок, например, для 5-балльной системы определяет каждый учитель самостоятельно. Процентная и словесная системы оценивания встречаются чуть реже 5-балльной системы, но также не менее важные. Процентную систему в основном используют для оценивания тестов или онлайн-заданий, так как она более удобная для таких методов контроля. Что касается словесной системы оценивания, она служит не только для самой оценки и подведением каких-либо итогов для контроля, но более того выполняет стимулирующую функцию для учащихся.

Тестирование является одним из самых распространённых методов контроля на уроках иностранного языка. Он позволяет не только закрепить полученные знания и навыки, но и выявить у обучающихся пробелы в пройденном материале, дает возможность преподавателю скорректировать дальнейший учебный план в соответствии с результатами проведенных тестов и уделить большее внимание плохо усвоенному материалу. При составлении тестов по иностранным языкам необходимо подбирать такие задания, которые охватывают все грамматические, лексические, фонетические аспекты, предлагают учащимся выполнить несколько упражнений по одной теме, минимизировать случайность при выборе учащимися любого из вариантов ответов. Тестовые задания активизируют умственную активность, приучают обучающихся к самостоятельной работе и усидчивости. Данный метод учителя предпочитают использовать в основном для промежуточной, текущей или итоговой успеваемости. У метода тестирования на основе своей работы в образовательном учреждении Л.И. Жакова и Н.В. Картушина выявляют много преимуществ [2]:

1. У учеников имеется возможность работать в удобном для них темпе, с постепенным переходом от одного задания к другому.

2. При применении тестирования делается вывод о том, что и грамматика, и лексика будет лучше усвоены, что в свою очередь даёт возможность преподавателю скорректировать и спланировать дальнейший учебный процесс в соответствии с результатами проведенных тестов и уделить большее внимание плохо усвоенному материалу.

3. Тест позволяет тратить меньше времени на проверку, что позволяет достаточно часто проводить тесты и создает у учащихся меньше стресса (отношения с учителем у ученика не всегда положительные, а тестирование избавляет от субъективизма).

4. В сочетании с другими видами контроля, использование тестирования является эффективным приемом, который мотивирует подготовку к каждому занятию.

Преимуществ, как и для учителя, так и для ученика, достаточно много. Но на наш взгляд, самым главным из них является экономия времени на проверке заданий, что способствует не только проводить контроль чаще (особенно будет полезно для текущей успеваемости), но и тратить больше времени на подготовку материала для следующей темы. Помимо этого, мы бы также выделили, что тест может экономить время на проведение учебного контроля и на уроке, что способствует увеличению времени на отработку и объяснение изучаемого материала. Теперь рассмотрим, какие недостатки выделили авторы у метода тестирование:

1. При выполнении тестов есть вероятность угадывания. Этот недостаток характерен для тестов, состоящих из заданий на выбор правильного ответа из числа предложенных.

2. Составление тестов зачастую базируется на психической функции - узнавании, поэтому некоторые методисты считают, что при выборочных ответах учащийся привыкает работать с готовыми формулировками и оказывается не в состоянии излагать получаемые знания как-то иначе.

3. Есть опасность автоматических ошибок. Например, испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная процедура.

4. Отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных заданий.

На наш взгляд, самой важной проблемой тестирования является угадывание. Следствием неправильного ответа может послужить не только угадывание, но и непонятная формулировка самого задания. Данную проблему можно предотвратить разъяснением формулировки каждого из них перед выполнением теста. Угадывание невозможно предотвратить, так как учитель не слышит размышлений ученика. Однако минимизировать угадывание можно только тестами с несколькими вариантами ответов, где вероятность угадать становится ниже. Кроме того, по форме тесты делятся на открытые и закрытые. При открытой форме ученик должен сам сформулировать или дополнить ответ, что тоже позволит минимизировать угадывание.

Несмотря на все недостатки, данный метод всё ещё является одним из самых частых в практике преподавания из-за его удобства. У тестового метода имеется множество видов, но для текущего или промежуточного контроля знаний Л.И. Жакова и Н.В. Картушина предлагают использовать тесты вопрос-ответ (question-answer), тесты типа исправление ошибок (editing procedure) и тесты по подбору заголовков к связным высказываниям [2]. Тесты вопрос-ответ и тесты на исправление ошибок, в первую очередь, будут проверять знания грамматики. Чтобы знать, как ответить на вопрос, нужно не просто знать слова, но и понимать, как правильно должно строиться предложение. Ошибки в тестах на их исправление также чаще встречаются на знание времён глагола, артиклей и др. Тесты с заголовками применяются, в первую очередь, для понимания текста учащимся. Все эти тесты подойдут почти для любой темы, поэтому их можно применять для любого вида педагогического контроля.

Помимо тестирования также существуют и нетрадиционные методы контроля: групповой метод чтения, метод «цепочки» монологической речи и определённую последовательность действий для проведения аудирования [4]. После анализа всех нестандартных методов педагогического контроля можно сказать, что они подходят не для каждого случая, но являются не менее эффективными в конкретных ситуациях.

Таким образом, успешная реализация педагогического контроля на уроках иностранного языка заключается в использовании разнообразных методов, которые позволяют оценивать знания и навыки учеников, стимулируя и мотивируя их к обучению.

Список литературы

  1. Горина В. А. Функциональные проявления контроля в обучении иностранному языку (педагогический контроль и самоконтроль) //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2016. – №. 2 (766). – С. 9-21. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnye-proyavleniya-kontrolya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-pedagogicheskiy-kontrol-i-samokontrol (дата обращения 20.09.2024)

  2. Жаркова Л.И. Тестирование как метод контроля знаний при обучении иностранным языкам / Л.И. Жаркова, Н.В. Картушина [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология: Электрон. науч. ж. – 2017. – № 2, с. 17. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/testirovanie-kak-metod-kontrolya-znaniy-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения 20.09.2024)

  3. Исаева М.И. Объекты, виды и формы педагогического контроля на уроках иностранного языка в школе // Скиф: Электрон. науч. ж. – 2020. – № 11 (51), с. 433–438. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obekty-vidy-i-formy-pedagogicheskogo-kontrolya-na-urokah-inostrannogo-yazyka-v-shkole (дата обращения 20.09.2024)

  4. Смородинова Е. В. Нестандартные виды контроля при обучении английскому языку //ББК 32.96 я43. – 2005. – С. 10. — URL: https://lib.ulstu.ru/venec/v9/Arzamastceva.pdf#page=10 (дата обращения 20.09.2024)

  5. Фирсова Е. В., Харьковская П. С. Современные виды контроля и особенности их проведения в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2022. – №. 1. – С. 165-171. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vidy-kontrolya-i-osobennosti-ih-provedeniya-v-protsesse-obucheniya-frantsuzskomu-yazyku-v-sredney-obscheobrazovatelnoy/viewer (дата обращения 20.09.2024)

Просмотров работы: 29