Мессенджер Telegram в образовательных целях - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Мессенджер Telegram в образовательных целях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Характерной чертой современного образовательного процесса является цифровизация большей его части. Перенос образования в виртуальный мир обусловлен общей цифровизацией окружающего нас мира и общества, в этом контексте образовательный процесс стремится стать мобильным и доступным всем желающим. В качестве новых инструментов образования используются отечественные социальные сети, зарубежные и отечественные платформы, приложения и мессенджеры. Среди всех доступных сервисов и приложений больший потенциал для интеграции в современный образовательный процесс имеет мессенджер Telegram [1]. Впервые вопрос активного использования виртуальных сервисов в процессе образования возник во время пандемии коронавируса в 2020 году, когда традиционный формат образования уступил место дистанционному обучению и потребовал от преподавателей и учеников повышения цифровой грамотности [3], [8]. Первые научные статьи о педагогическом опыте использования мессенджера Telegram в образовательном процессе появились в 2017 году [1], что можно считать началом работы над этим научно-исследовательским вопросом. Преимущество мессенджера Telegram перед другими приложениями и сервисами заключается в том, что мессенджер предоставляет большой набор инструментов и функций, которые позволяют организовать интересный и удобный образовательный процесс для каждого его участника, при этом пользователи могут пользоваться сервисом абсолютно бесплатно. Стоит также отметить, что Telegram позволяет учащимся развить коммуникативную компетенцию, которая на данный момент является главной целью обучения иностранным языкам. Мотивом выбора нами именно этого вопроса для написания научно-исследовательской работы стала проблема низкого уровня популярности мессенджера Telegram как образовательного инструмента и низкой частоты применения его на практике в образовательном процессе при обучении иностранным языкам, особенно в средней и старшей школах. Именно это определяет актуальность нашего исследования.

В современном мире люди поддерживают общение и контакт друг с другом не только в повседневной жизни, но и в виртуальном мире. Для общения пользователи Интернета выбирают различные социальные сети и мессенджеры, обосновывая свой выбор личными предпочтениями. Одним из самых скачиваемых приложений и одним из самых популярных мессенджеров в мире является Telegram [9]. Этот сервис насчитывает 950 миллионов активных пользователей, аудитория представлена жителями разных стран по всему миру. Приложение предоставляет широкий функционал: отправка текстовых сообщений, аудио- и видеосообщений, отправка различных типов и размеров файлов [9]. Пользователи также могут совершать групповые онлайн-звонки, создавать группы с аудиторией до 200 000 человек, создавать специальные каналы разных типов и чат-боты с разным функционалом [2], [4], [5]. Как уже было отмечено нами ранее, число активных пользователей мессенджера стремится к 1 миллиарду и охватывает страны по всему миру, поэтому пользователи из России имеют большую возможность общаться с иностранцами при помощи этого сервиса. Эту особенность приложения можно рассматривать как большое преимущество для формирования коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам.

С ростом необходимости осваивать и использовать новые онлайн-платформы и ресурсы возникал вопрос об удобстве использования того или иного приложения. Все преимущества и недостатки использования мессенджера Telegram в процессе обучения были подробно рассмотрены Р. Р. Гатулиным и Д. А. Колупаевой в их совместной научной статье [1]. Авторы считают преимуществами высокую скорость коммуникации между студентами и преподавателем, вовлечённость в образовательный процесс вне учебных занятий, удобство хранения материалов курса и работ студентов, удобство последующего анализа успеваемости и активности студентов в ходе курса, отсутствие необходимости создания отдельного приложения или регистрации на стороннем сервисе, использование мессенджера бесплатно, возможность открытого обсуждения трудностей предмета между студентами, возможность сбора обратной связи от студентов после занятия, а также отсутствие необходимости печатать текст контрольной работы на бумажном носителе. К недостаткам они относят необходимость отвечать на сообщения вне учебных занятий, что приведет к увеличению занятости преподавателя; возможность отвлечения участников диалога на нерелевантные темы или сообщения других пользователей, необходимость наличия смартфона с мобильным интернетом у студентов и преподавателей, возможную потерю информации в случае блокировки мессенджера, а также возможное копирование работ среди студентов при сдаче заданий в одном диалоге.

Говоря об использовании Telegram в образовательных целях, под последними мы понимаем ориентацию образовательной деятельности на достижение определённых результатов. Как правило, цель образования зависит от тенденций развития общества. Они обуславливают требования к итогам обучения подрастающего поколения. В основном цели образования заключаются в формировании личности, её полноценного развития, формирования у неё качеств и умений, позволяющих жить и плодотворно функционировать в обществе.

Проводя исследование по нашей теме, мы не могли не затронуть виды контента, которые мы встречаем в сети Интернет ежедневно. Контент подразделяется на текстовый контент, видеоконтент, аудиоконтент и графический контент. Все эти виды характерны не только для развлекательного контента, но также и для познавательного и образовательного. Исследуемый нами мессенджер Telegram позволяет делиться всеми видами контента в различных формах быстро и легко.

Сейчас каждый педагог стремится освоить навыки создания каждого вида контента самостоятельно и делиться им не только со своими учениками в обучающих целях, но и публично со своими коллегами с целью обмена опытом. В этом контексте преподаватель становится участником образовательного блогинга. Подробно понятие образовательного блогинга рассматривается в статье о концепциях и формах репрезентации контента в Telegram-каналах [2].

Предоставляемые сервисом инструменты и функции могут быть эффективно использованы в образовательных целях. Внутри мессенджера можно выделить различные образовательные ресурсы по форме подачи материала:

1. Различные по своему функционалу боты: боты-информаторы, боты-помощники, боты-практикумы, чат-боты. Более подробно чат-боты как средство изучения иностранного языка, их преимущества и недостатки были рассмотрены в работе И. В. Дукальской и Е. О. Аликберовой [4].

2. Информационные каналы Telegram. По степени доступа каналы могут быть или открытыми, то есть любой пользователь мессенджера может найти его и подписаться, или же закрытыми, то есть доступ к каналу можно получить только по приглашению автора. Каналы также имеют свою тематическую классификацию и делятся по способам подачи контента (авторские и корпоративные блоги), каналы-энциклопедии, гипертекстуальные поисковики и каналы-практикумы [2, с.60-62]. Помимо типологических характеристик образовательных каналов в мессенджере Telegram авторы статьи определили и тематико-видовые характеристики образовательного контента на этом сервисе. Очень подробно этот вопрос был изучен в статье Т. А. Глебович и А. Д. Новиковой [2].

Каждому из инструментов сервиса можно найти своё предназначение в контексте обучения иностранным языкам. Например, говоря о каналах в мессенджере Telegram, мы можем точно установить, что при обучении иностранным языкам актуальными и практичными являются каналы-энциклопедии, авторские образовательные каналы, а также каналы-практикумы, содержание которых существует в ограниченном тематическом поле (иностранный язык и составляющие его темы для изучения). Если затрагивать тему чат-ботов, то они могут быть использованы для развития коммуникативной компетенции у обучающихся. Функционал чат-бота заключается в ответе на текстовые запросы пользователя, что может помочь имитировать разговор с носителем языка и способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, что в настоящее время является главной целью обучения иностранным языкам. Стоит также отметить возможность использования ботов-практикумов в формате тестовой формы отработки знаний [4].

Некоторые преподаватели активно используют мессенджер Telegram в обучении английскому языку [5]. Эксперимент проводился среди студентов неязыковых направлений и его целью было выделено “исследование потенциала Telegram-канала для развития познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку” [5, с.72]. Суть этого педагогического эксперимента заключалась в определении способов повышения интереса студентов к изучению иностранных языков, основанных на выявленных социально-психологических характеристиках нынешнего поколения. В своём исследовании авторы разбирают схему функционирования Telegram-каналов, а также знакомятся с разработкой контент-плана для образовательного канала и типами контента [5, с.73]. В процессе своего исследования авторы приходят к выводам о том, что именно интернет-сервисы оказывают мощное стимулирование познавательного интереса к изучению иностранных языков, а также считают, что “грамотно разработанный контент-план является условием эффективной интеграции Telegram-канала в процесс обучения иностранному языку” [5, с. 73-75]. Результатами исследования стали выводы о том, что использование мессенджера Telegram может рассматриваться как сопутствующий методический приём, лишь дополняющий блок самостоятельной работы по изучению иностранного языка и вывод о недостаточно раскрытом потенциале мессенджера в рамках образовательного процесса [5, с. 75].

Подводя итоги нашего исследования, мы с уверенностью можем сказать, что мессенджер Telegram имеет большой потенциал для интеграции в процесс обучения иностранным языкам благодаря большому выбору инструментов и широкому функционалу приложения. Предоставляемый сервисом инструментарий можно использовать в образовательном процессе с целью повышение эффективности образовательной деятельности учителя и познавательной деятельности обучающихся, а также повышения мотивации среди обучающихся разных ступеней образования. Мессенджер Telegram также способствует развитию письменных и устных навыков речевой деятельности, формированию коммуникативной компетенции. Однако нами была выявлена проблема, которая заключается в том, что Telegram как инструмент обучения мало распространён среди преподавателей всех уровней образования, в частности среди учителей старшей и средней школы. Эта проблема должна получить огласку в ближайшем будущем и должна быть эффективно решена.

Список литературы

  1. Гатулин, Р. Р., Колупаева, Д. А. Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе. / Гатулин, Р. Р., Колупаева, Д. А. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. // КиберЛенинка : сайт. - URL: Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) [Дата обращения: 19.09.2024]

  2. Глебович, Т. А., Новикова, А. Д. Образовательный блогинг в Telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента. / Глебович, Т. А., Новикова, А.Д. // Электронный научный архив УрФУ. Журналистика и массовые коммуникации. - С. 57-70. - DOI: 10.15826/izv1.2020.26.3.049. - URL: Образовательный блогинг в Telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента (urfu.ru) [Дата обращения: 20.09.2024]

  3. Грунт, Е. В., Беляева, Е. А., Лисситса, С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому образованию. / Грунт, Е. В., Беляева, Е. А., Лисситса, С. // Международный электронный научный журнал. Перспективы науки и образования. - 2020. - Вып. №5 (47). - С.45-48. - URL: №5-Сентябрь/Октябрь « Перспективы науки и образования (wordpress.com) [Дата обращения: 20.09.2024]

  4. Дукальская, И. В., Аликберова, Е. О. Чат-боты в приложении Telegram как средство изучения английского языка. / Дукальская, И. В., Аликберова, Е. О. // Фундаментальная наука вузам. - 2023. // КиберЛенинка : сайт. - URL: Чат-боты в приложении Telegram как средство изучения английского языка (cyberleninka.ru) [Дата обращения: 19.09.2024]

  5. Кузнецова, Е. В., Смирнова, М. В. Интеграция Telegram-канала в процесс обучения иностранному языку как фактор стимулирования познавательной активности студентов. / Кузнецова, Е. В., Смирнова, М. В. // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Образовательные ресурсы и технологии. - 2023. - Вып. №2 (43). - С.70-76. - URL: 3f92851a5242058d1c2d06503ed6abe5.pdf (vestnik-muiv.ru) [Дата обращения: 20.09.2024]

  6. Науменко, Л. С., Челпанова, Е. В., Болина, М. В., Щмидт, Е. А., Большакова, К. С. Опыт использования мессенджера Telegram на занятиях по английскому языку. / Науменко, Л. С., Челпанова, Е. В., Болина, М. В., Шмидт, Е. А., Большакова, К. С. // Обзор педагогических исследований. - 2022. - Т. 4, вып. 8. - С. 19-23. - URL: opi-tom-4-8-2022.pdf (opi-journal.ru) [Дата обращения: 21.09.2024]

  7. Цели и методы современного образования. // Справочник.ру. - URL: Цели и методы современного образования (spravochnick.ru) [Дата обращения: 21.09.2024]

  8. Prokopyev, M. S., Kostikova, N. A., Kuzin, Z. S., Ilina, T. S., Tyagulskaya, L. A. Technology of using Telegram messenger as an e-learning tool. / Prokopyev, M. S., Kostikova, N. A., Kuzin, Z. S., Ilina, T. S., Tyagulskaya, L. A. // Laplage em Revista (Intenational). - 2021. - Vol. 7, n. Extra C. - P. 229-238.//ResearchGate.net. - 2021. - URL: (PDF) technology of using telegram messenger as an e-learning tool (researchgate.net)[Датаобращения: 19.09.2024]

  9. Telegram // Official website // URL: Telegram Messenger [Дата обращения: 21.09.2024]

Просмотров работы: 94