На сегодняшний день мы не можем представить нашу жизнь без гаджетов (смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры, телевизоры и т.п.). Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Взрослые люди могут самостоятельно отсеивать ненужную информацию, видеть угрозы в информационном пространстве, в то время как дети, а особенно дети дошкольного возраста, оказываются незащищенными от потенциальных угроз информационного потока.
Дети все больше времени проводят за экранами гаджетов, в то время, как экранные образы воздействуют на еще неокрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя к печальным последствиям (подмена системы ценностей, искажение образцов межличностного общения и семейных отношений, формирование жестокости, агрессии и т.п.).
Конечно, мы не можем убрать из жизни детей гаджеты, так как при грамотном их использовании, они могут служить хорошими инструментами для развития ребенка. Для этого родителям и педагогам важно обеспечить информационную безопасность детей.
Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности – обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.
Базовым нормативным документом, регламентирующим вопросы защиты детей от информации, которая негативно воздействует на них, является Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ.
В пункте 4 статьи 2 данного закона информационная безопасность детей понимается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Данное определение в настоящее время является единственным законодательно закрепленным.
Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности. Он вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение.
Можно выделить следующие меры по обеспечению информационной безопасности детей дошкольного возраста:
1. При использовании телевизора оказывать детям помощь при выборе телепередач и контролировать время нахождения дошкольника у телевизора (общее время просмотра телевизора детьми дошкольного возраста не должно превышать 6–7 часов в неделю).
2. При использовании компьютера, смартфона, планшета, ноутбука и сети Интернет:
– контролировать, какие сайты посещают дети, просматривать историю посещений интернет-ресурсов;
– рассказывать о правилах пользования Интернетом и гаджетами в целом;
– определить временные границы, а также сайты, которые ребёнок может посещать;
– рассказать о том, что ни в коем случае нельзя распространять в Интернете личную информацию, особенно, если об этом кто-то просит;
– предупредить ребёнка об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети Интернет (ребёнок должен знать, что нельзя открывать подозрительные ссылки или файлы, несмотря на их привлекательный вид);
– установить на компьютер (планшет, телефон, ноутбук) антивирусную программу, средства фильтрации входящего контента, подключить «родительский контроль»;
– составить список полезных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребёнок.
Также важно повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в области обеспечения информационной безопасности дошкольников. Эта работа предполагает ознакомление педагогов и родителей с:
– нормативными документами, регулирующими отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
– информационными угрозами;
– новейшими техническими и программными средствами защиты детей от негативной информации;
– критериями и способами оценки информационной продукции для детей.
Таким образом, от поведения взрослого, степени серьезности его отношения к проблеме обеспечения информационной безопасности детей зависит их физическое и психическое здоровье, духовно-нравственное развитие.