Сложно отрицать факт того, что современное общество и образовательная среда становятся все более глобалиризированными, благодаря передовым технологиям и сети Интернет. Известный профессор социологии М. Уотерс писал, что «глобализация — общественный процесс, в ходе которого уменьшается зависимость социально-культурного развития от географического фактора»[8]. Согласно данному утверждению, человек способен получать образование независимо от своего географического фактора, а точнее, своего местоположения. Таким образом, среди исследователей наблюдается рост интереса к исследованию онлайн-платформ для проведения онлайн и видеоуроков иностранного языка в средней школе. Актуальность исследования также подтверждается фактом активного использования онлайн-платформ в образовательном процессе во время пандемии COVID-19.
В образовательном процессе прослеживается тенденция повсеместного использования онлайн-платформ, в особенности при изучении иностранных языков. Благодаря появлению новых технологий человек способен получать образование из любой точки нашей планеты, заниматься иностранными языками даже с преподавателями, которые являются носителями языка. Та же тенденция закрепилась и в образовательных учреждениях. Преподаватели все чаще используют компьютерные технологии на уроках иностранного языка в средней школе. Ученики в своей учебной работе становятся автономнее: преподаватель задает курс изучения определенной теме, а обучающиеся, в свою очередь оттачивают свои знания, умения и навыки самостоятельно с носителями языка. Более того, «одним из основных требований к преподавателю иностранного языка, который использует в своей работе информационные технологии, является интерактивность»[2]. В отличие от принципа коммуникативности интерактивность подразумевает взаимодействие, акцент ставится на совместное общение». Необходимо осветить терминологию нашего исследования. Согласно бизнес-словарю на Интернет-ресурсе Platrum.blog, «онлайн-платформа для обучения – это сайт, где размещаются образовательные материалы, а также сервис-посредник между спикером и обучающимся. На цифровой платформе хранятся данные, проходит обучение и проверка знаний»[7]. Таким образом, онлайн-платформа для обучения это словно хороший новый теннисный корт для спортсмена: удобная, комфортная и практичная.
В современном компьютеризированном мире онлайн-обучение переживает взрывной рост. На этом рынке платформа видеохостинга для онлайн-курсов является ключевым подразделением. Поскольку пандемия COVID-19 вынудила всех оставаться дома, тем самым сделав образовательный процесс зависимым от технологий. Каждая же онлайн-платформа имеет собственный функционал, свои особенности, инструментарий, а также преимущества и недостатки. Рассмотрим и охарактеризуем американские онлайн-платформы для проведения видеоуроков иностранного языка.
Образование может быть интегрировано с технологиями, создавая платформу, известную как EdTech (аббревиатура от Education + Technology), которая использует компьютер или мобильный телефон для облегчения обучения или получения онлайн-степени. «Благодаря применению информационнокоммуникационных Интернет-технологий перед обучающимися, в равной степени, как и перед преподавателями, открываются новые возможности. Изучающие иностранный язык получают возможность преодолеть языковой барьер, часто препятствующий успешной коммуникации, совершенствовать свою коммуникативную и межкультурную компетенцию, а также вступать в синхронную и асинхронную коммуникацию с носителями языка» [2, c.46]. Одной из самых популярных онлайн-платформ является Zoom, разработанной американской компанией коммуникационных технологий со штаб-квартирой в Сан-Хосе, Калифорния, которая предоставляет услуги удалённой конференц-связи с использованием облачных вычислений. Во времена самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19, данная онлайн-платформа была рекомендована российским преподавателям для проведения видеоуроков любой учебной дисциплины.
Следующей американской платформой выступает Udacity. Udacity, основанная в 2011 году, является коммерческой образовательной организацией, предлагающей массовые открытые онлайн-курсы. Любой человек способен подать заявку и принять участие в онлайн-курсах данной програмы “for free”, то есть бесплатно.
Наиболее популярной и рекомендованной нашим вузом является российская платформа «ВК Звонки» или «VK Call». Рассмотрим функционал данной онлайн-платформы. VK Звонки – бесплатная платформа для любых видеовстреч: уроков, совещаний, вебинаров, бизнес-презентаций. Перейдем к преимуществам данной платформы:
полностью бесплатно (никаких дополнительных условий и тарифов);
никаких ограничений (любое количество участников без ограничения по минутам);
высокое качество связи
без профиля ВКонтакте (присоединиться можно без аккаунта в соцсети)
совместный просмотр видео;
субтитры
Таким образом, российская платформа имеет более расширенный функционал, чем американская платформа Zoom. К тому же, в использовании отечественной платформы больше преимуществ, чем в использовании зарубежной онлайн-платформы Zoom.
Еще одним сервисом на российском рынке является Контур.Толк. Контур.Толк — удобный сервис видеосвязи, который входит в экосистему для бизнеса Контур. Интерфейс решения понятен без инструкций, а возможностей для коммуникации много. Онлайн-встречи в Толке не ограничены по времени. Пригласить на один созвон можно до 400 участников с камерами и микрофонами, в режиме трансляции — до 10 000 зрителей и 50 спикеров. Сервис поддерживает разрешение Full HD и Ultra HD. Подключение происходит по ссылке, которая постоянна.
Discord – американская соцсеть (запрещена в России), предоставляет площадку для онлайн сообществ. Изначально созданная для голосовых чатов для геймеров, Discord предлагает такие сервисы как переписка в формате «real time», стрим видео, а также видеоконференции VoIP для всех пользователей без дополнительных расходов[10].Discord был основан программистом Станиславом Вишневским и предпринимателем Джеймсом Ситроном, которых объединила любовь к видеоиграм. Discord задумывался как сервис для геймеров, но за шесть лет им заинтересовалась широкая аудитория — от инфлюенсеров и офисных работников до фан-клубов и школьных кружков. У приложения более 140 млн активных пользователей в месяц.
В наши дни Discord используют не только геймеры, но и преподаватели. Приложение Discord делает общение в чате довольно простым и предлагает функции поиска, которые помогут найти других людей и добавить их в список друзей для быстрого общения. Пользователи также могут приглашать других присоединиться к каналу «Discord» через веб-ссылку, что означает, что для использования сервиса не нужно создавать аккаунт или устанавливать приложение. Сервис поддерживает видеозвонки с количеством участников до 50, голосовой чат позволяет отправлять мгновенные сообщения, создавать групповые чаты, совместно использовать экраны. Кроме того, Discord предлагает хорошее качество звука и видео. Отличную оптимизацию программы – очень экономное использование ресурсов компьютера. Бесплатную образовательную платформу с закрытым доступом. Текстовые каналы для проведения уроков, семинаров и домашних заданий. Голосовые каналы для личных бесед, групповых обсуждений и консультаций [2]. На сегодняшний день онлайн-платформа Discord в России практически запрещена. Однако она обладает всем необходимым функционалом для организации учебного процесса онлайн. Например, функция Go Live, которая позволяет организовать скринкастинг с лимитом в 50 человек независимо от местоположения участников конференции. Каждый ученик в любой точке мира может подключиться к уроку.
Также к важным функциям программы можно отнести упоминания и назначение роли для групповой работы, что делает обучение иностранному языку в средней школе более эффективным. Администратор (учитель или любое другое лицо) назначает роли другим участникам. Функция упоминания - Мы пишем сообщение в текстовый канал, упоминая аккаунт с помощью специального синтаксиса – @ имя пользователя. Пользователь, которого упомянули, сразу же получит об этом извещение. Данная функция упрощает поиск информации, которая касается определенного участника среди другого, возможно, большого количества сообщений [2].
Перейдем к недостаткам Discord:
Отсутствие возможности передавать тяжелые файлы.
Сервис не функционирует на устаревших версиях Windows.
Иногда бывают сбой при при разговоре.
По началу сложно разобраться в интерфейсе[6].
Таким образом, у Discord больше преимуществ в использовании. Кроме того, данная платформа весьма интересна и используется молодым поколением для гейминга. Тем самым, ученики будут более вовлечены в учебный процесс, используя так хорошо знакомую для них платформу.
Сложно отрицать тот факт, что современная образовательная среда становится все более компьютеризованной, преподаватели в своей работе все чаще используют онлайн-платформы и ресурсы, чтобы достичь определенных целей, сформировать у обучающихся знания, умения и навыки. Активное использование онлайн-платформ значительно упрощает достижение этих целей.
Список литературы
Бебина, О.И. Использование аудио-, видеоматериалов на уроке английского языка : учебно-методическое пособие / О.И. Бебина. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2015. – 116 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461033 (дата обращения: 22.10.2024)
Смирнова Е.В., Гудкова Л.В. Подкасты в обучении английскому языку на платформе Discord в средней школе
Щербакова О.М.Discord — платформа для дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://skyteach.ru/survey/discord-platforma-dlya-distancionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.09.2024)
Barnwell Paul (Education Writer, March 23, 2023) Teachers' Essential Guide to Discord. [Электронный ресурс] URL: https://www.commonsense.org/education/articles/teachers-essential-guide-to-discord (дата обращения: 18.10.2024)
Britannica Discord [Electronic resource] URL: https://www.britannica.com/topic/Discord (датаобращения: 17.10.2024)
Locke (Discord Blog) How to use Discord for your classroom [Electronic resource]. URL: https://discord.com/blog/how-to-use-discord-for-your-classroom (дата обращения: 17.10.2024)
Platrum.org URL:: https://platrum.ru/blog/platforma-dlya-obychenia (дата обращения: 22.10.2024)
WATERS M// Globalization. – L.; N.Y.: Routledge, 1996. – XIV