Развитие социально-психологической компетентности младших школьников – сложный процесс, включающий формирование умений адекватно общаться, сотрудничать с другими, эффективно решать конфликтные ситуации и строить отношения на основе взаимного уважения. Одним из ключевых условий этого развития является сотрудничество со сверстниками. Причем сотрудничество не ограничивается простой совместной игрой; оно подразумевает распределение ролей, взаимную поддержку и умение учитывать интересы других.
Изучая деятельностный компонент социально-психологической компетентности младших школьников [1], мы выявили ряд проблем в его сформированности:
- недостаток самоконтроля – 44,7% испытуемых испытывают трудности с соблюдением правил и дисциплины. Неконтролируемые эмоции и действия создают напряженную атмосферу в классе и мешают учебному процессу;
- низкий уровень развития социальных навыков у младших школьников – 63,2% испытуемых испытывают трудности при установлении контактов с одноклассниками, проявляют неумение слушать и слышать друг друга;
- конфликтность между младшими школьниками – многие младшие школьники (58,4%) испытывают трудности в разрешении разногласий, умении слушать и уважать точку зрения других. Они неправильно (или неточно) выражают свои эмоции и проявляют агрессивное поведение, что приводит к нарастанию конфликтов и непонимания между детьми.
Поэтому в ходе реализации психолого-педагогической программы развития социально-психологической компетентности младших школьников мы много внимания уделяли развитию навыков сотрудничества со сверстниками. При этом для нас было важным не просто включить детей в групповую работу. Пассивное участие в группе, где один ученик диктует условия, а остальные только следуют указаниям, не способствует развитию социально-психологической компетентности. Подлинное сотрудничество предполагает равноправное участие всех участников, взаимное уважение и стремление к общему результату.
Для этого мы использовали психологические игры и упражнения, направленные на развитие навыков кооперации, решения конфликтов и коммуникации. Игры – идеальный инструмент для развития социальных навыков у детей. Вместо прямых инструкций, которые часто воспринимаются с сопротивлением, игровой формат делает процесс естественным и увлекательным. Эффективность достигается за счет погружения детей в ситуацию, где сотрудничество – единственный путь к достижению общей цели. Рассмотрим несколько примеров.
Например, игра "Строители города". Дети делятся на небольшие команды (3-4 человека) и получают набор строительных материалов (кубики, палочки, пластилин). Задача – построить совместный город, соблюдая определённые условия, например, наличие определённых зданий (школа, больница, парк) или ограниченное количество строительных элементов. В процессе дети учатся договариваться о распределении ролей ("кто будет строить школу?", "кто отвечает за парк?"), обсуждать идеи, находить компромиссы, распределять обязанности и, что очень важно, учиться терпению и уважению к мнению других. Развитие коммуникативных навыков происходит на основе необходимости объяснять свои идеи, выслушивать других, аргументировать свою позицию, при этом избегая конфликтов и учитывая интересы всех участников команды.
Другой вариант – ролевые игры, например, "Команда исследователей". Дети представляют себя археологами, которые обнаружили древние руины. Для успешного исследования и расшифровки тайн руин им нужно сотрудничать: одни ищут артефакты, другие записывают находки, третьи составляют карту раскопок. Здесь развиваются не только коммуникативные навыки (обмен информацией, формулировка вопросов и ответов), но и умение работать в команде, распределять ответственность и принимать коллективные решения. Важно, чтобы ведущий ненавязчиво направлял процесс, подсказывая, но не вмешиваясь напрямую, позволяя детям самим решать возникающие проблемы и находить пути выхода из сложных ситуаций.
Кроме того, можно использовать игры с элементами соревновательности, но так, чтобы победа зависела не от индивидуальных достижений, а от успешной командной работы. Например, "Эстафета с препятствиями", где каждый участник команды выполняет определённое задание, и общий результат зависит от скорости и слаженности действий всех. Или же игры на логику и стратегию, требующие совместного решения задач и планирования действий, такие как "Лабиринты" или "Поиск сокровищ", где требуется объединение усилий для нахождения ключа к решению.
Все эти игры способствуют развитию способности к компромиссу и разрешению конфликтов, а также развитию навыков эффективного общения, необходимых для построения гармоничных межличностных отношений как в школе, так и за её пределами. Важно помнить, что регулярное использование игровых методов и создание благоприятной атмосферы сотрудничества – ключевые факторы успешного социально-психологического развития младших школьников.
Эффективность сотрудничества зависит и от личностных особенностей детей. Некоторые школьники более склонны к коллективной работе, а другие предпочитают индивидуальную деятельность. Важно учитывать эти индивидуальные различия и организовывать деятельность так, чтобы каждый ребенок мог проявить свои способности и достичь успеха.
Таким образом, применение игровых методов, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей, положительно влияет на развитие их социально-психологической компетентности.
Литература:
Андрианова В.А. Проблемы развития социально-психологической компетентности младших школьников // Материалы XVI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036374 (дата обращения: 17.10.2024 ).