РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос рефлексии на уроках иностранного языка в основной школе приобретает все большую значимость ввиду его закрепленности в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Рефлексия рассматривается как важный компонент образовательного процесса, способствующий формированию метапредметных результатов и развитию критического мышления. В современной образовательной среде умение обучающихся анализировать и оценивать свои действия становится необходимым условием успешного обучения и личностного развития, особенно в условиях быстро меняющегося мира.

Рефлексия — это процесс осознания и анализа собственных мыслей и действий. Рефлексия обучающихся включает в себя осознание и анализ собственных учебных процессов, что позволяет учащимся лучше понимать свои сильные и слабые стороны, а также адаптировать свои стратегии обучения для достижения лучших результатов.

Ранее работы И. А. Зимней [2] и Л. С. Выготского [1] акцентировали внимание на значении рефлексии для формирования учебной деятельности. Современные исследования, такие как работы Н. В. Романовой [7], сосредоточены на методах развития рефлексивных навыков, однако специфические аспекты рефлексии на уроках иностранных языков остаются неисследованными. Данные исследования подтверждают значимость рефлексии в образовательном процессе.

На уроках иностранного языка рефлексия может включать когнитивную, эмоциональную и социальную составляющие. Когнитивная рефлексия связана с анализом мыслительных процессов. Как отмечает Кузнецова Е.В., когнитивная рефлексия способствует более глубокому усвоению материала и помогает учащимся адаптировать свои стратегии обучения [5]. Эмоциональная рефлексия связана с осознанием мотивации. Коваленко Т.В. подчеркивает, что эмоциональная рефлексия влияет на мотивацию учащихся, позволяя им осознать, какие чувства они испытывают во время изучения языка и как эти чувства могут влиять на их успехи [4]. Социальная рефлексия связана со взаимодействием с окружающими. Лебедева М.С. отмечает, что социальная рефлексия помогает учащимся осознать, как их взаимодействие с другими влияет на их обучение и восприятие языка [6]. С педагогической точки зрения рефлексия обучающихся помогает учителям адаптировать свои методы преподавания. Becker J. подчеркивает, что рефлексивные практики в обучении иностранным языкам помогают учащимся развивать осознанный подход к обучению [8]. Важно, чтобы учителя создавали условия для рефлексии, используя различные приемы и техники, которые способствуют активному участию учащихся в процессе обучения.

Активные методы рефлексии включают в себя различные подходы, такие, как групповые обсуждения, ролевые игры, мозговой штурм, ведение рефлексивного журнала и т.д. Они обладают рядом преимуществ. Например, способствуют активному участию учащихся в учебном процессе, что повышает их интерес к обучению. Учащиеся также учатся анализировать информацию, формулировать свои мнения и аргументировать их, что способствует развитию критического мышления. Кроме того, активные методы рефлексии помогают осознать свои достижения и недостатки, что способствует личностному росту и формированию навыков самооценки у учащихся. К тому же, через активные методы учащиеся могут более глубоко понять изучаемый материал и связать его с практическими задачами. Эти методы могут быть применены как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Учителя иностранных языков рассматривают рефлексию как обязательный этап, способствующий развитию метапредметных результатов у учащихся [9]. Особое внимание уделяется регулярному применению данных форм в начале и в конце урока. Выделяется несколько целей рефлексии, среди которых: развитие критического мышления, навыков самоконтроля и стимулирование самостоятельности учащихся. Учителя используют разные приемы и виды рефлексии. Устная рефлексия включает в себя диалоги и полилоги, где учащиеся обсуждают свои впечатления от урока, делятся мнениями о том, что они узнали и как это может быть применено на практике. Письменная рефлексия: учащиеся ведут рефлексивные журналы, где записывают свои мысли о пройденном материале, а также выполняют анкетирование, что позволяет им структурировать свои знания и эмоции. Графические представления используются для визуализации мыслей учащихся, например, в виде ментальных карт или схем, что помогает им лучше осмыслить изученный материал [9]. Методисты подчеркивают, что рефлексия способствует развитию универсальных учебных навыков (УУУ). Это проявляется в следующих аспектах: критическое мышление (учащиеся учатся анализировать свои действия и результаты, что способствует более глубокому пониманию материала), навыки самоконтроля (регулярная рефлексия помогает учащимся осознавать свои сильные и слабые стороны, что ведет к более целенаправленному обучению), стимулирование самостоятельности (учащиеся становятся более активными участниками учебного процесса, что повышает их мотивацию и вовлеченность) [9]. Таким образом, анализ показывает, что рефлексия действительно играет важную роль в развитии метапредметных результатов и универсальных учебных навыков у учащихся.

Внедрение рефлексивных практик сталкивается с рядом препятствий, таких как недостаток подготовки педагогов и времени на уроках. Как отмечает Иванов И.И. в своей работе, недостаток профессиональной подготовки учителей в области рефлексии может привести к неэффективному использованию этих методов на уроках иностранного языка [3]. Коваленко Т.В. подчеркивает, что в условиях ограниченного времени на уроках рефлексия может восприниматься как дополнительная нагрузка, а не как важный элемент образовательного процесса [4]. Кузнецова Е.В. указывает на то, что отсутствие мотивации у учащихся может значительно снизить эффективность рефлексивных практик [5]. Лебедева М.С. отмечает, что отсутствие современных технологий может ограничивать возможности учителей и учащихся в использовании рефлексивных методов [6].

Однако несмотря на существующие препятствия, интеграция рефлексии в учебные программы иностранных языков имеет значительные перспективы. Во-первых, возрастающая роль критического мышления в образовательных стандартах создает благоприятные условия для внедрения рефлексивных практик. Во-вторых, использование онлайн-платформ и интерактивных инструментов позволяет учащимся активно участвовать в процессе рефлексии, облегчая обмен мнениями и предоставляя возможность для обратной связи от учителей. Интеграция рефлексии может осуществляться через проектную деятельность, где учащиеся работают над реальными задачами, требующими анализа и оценки своих действий.

Мы также провели собственное эмпирическое исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что интеграция рефлексии в учебные программы иностранных языков может значительно повысить успешность обучения. Мы разработали несколько уроков с использованием рефлексивных методов, таких как рефлексивные журналы, где школьники записывали свои мысли о том, что узнали, какие трудности возникли и как планируют их преодолевать.

Исследование проводилось в 3-4 классах и 8-9 классах общеобразовательной школы. В начальных классах использовался учебно-методический комплекс (УМК) «Enjoy English» (авторы Биболетова, Денисенко, Трубанева), где темой изучения стала «Семья» (Family). В старших классах применялся УМК «Английский язык» («English») (авторы Кузовлев В. П., Лапа Н. М., Костина И. П., Перегудова Э. Ш. и др.), а темой уроков были Досуг и увлечения (хобби) современного подростка.

В ходе уроков мы применили несколько рефлексивных методов. Рефлексивные журналы для обучающихся 8-9 классов. Ученики записывали свои мысли о том, что они узнали на уроках, какие трудности возникли и как они планируют их преодолевать. Рефлексивные журналы были выбраны для обучающихся 8-9 классов по нескольким причинам. Во-первых, в этом возрасте учащиеся начинают развивать более высокий уровень самосознания и критического мышления. Ведение журнала позволяет им глубже анализировать свой опыт и осознанно подходить к процессу обучения. Этот подход способствовал осознанному отношению к обучению и позволил учащимся отслеживать свой прогресс. Кроме того, обучающиеся поддержали именно это предложение, так как оно показалось новым и интересным. Записывая свои мысли о том, что они узнали, какие трудности возникли и как планируют их преодолевать, ученики не только фиксируют свой прогресс, но и развивают навыки саморегуляции. Это помогает им учиться самостоятельно определять свои слабые и сильные стороны, а также формировать стратегии для преодоления трудностей. Таким образом, рефлексивные журналы способствуют более глубокому пониманию материала и повышению ответственности за собственное обучение.

Для учеников 3-4 классов мы решили использовать метод ответов на вопросы в конце занятия. В конце каждого урока предлагалось ответить на вопросы о том, что они узнали, что было сложным и как они могут применить полученные знания на практике. Этот выбор был обусловлен тем, что младшие школьники еще не всегда способны к глубокому саморефлексированию, и им может быть сложно вести журналы. Задавая простые и понятные вопросы о том, что они узнали, что было сложным и как они могут применить полученные знания, мы создали возможность для учащихся осмыслить урок в доступной форме. Этот метод не только помогает детям структурировать свои мысли, но и делает уроки более интерактивными и интересными. Кроме того, обсуждение на уровне группы способствует созданию открытой атмосферы, где учащиеся могут делиться своими мыслями и активно участвовать в учебном процессе.

Применение рефлексивных практик дало положительные результаты. Мы проанализировали успехи учащихся после внедрения рефлексии в образовательный процесс. Ученики, активно участвовавшие в рефлексии, показали лучшие результаты на контрольных работах. Более того, наблюдалась высокая вовлеченность учащихся в обсуждения, что способствовало созданию открытой и поддерживающей атмосферы в классе. Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что интеграция рефлексии в учебные программы иностранных языков действительно повышает успешность обучения. Рефлексивные практики не только улучшают понимание материала, но и развивают навыки саморегуляции и критического мышления, что является важным аспектом образовательного процесса.

Таким образом, наш опыт применения рефлексии в обучении иностранному языку показывает, что даже простые методы, такие как ведение рефлексивных журналов и ответы на вопросы о пройденном материале, могут значительно улучшить процесс обучения и повысить мотивацию учащихся. Мы рекомендуем активно интегрировать рефлексивные практики в учебные программы для достижения более высоких результатов в изучении иностранных языков.

Работы российских и зарубежных ученых, изученный нами педагогический опыт, а также наше собственное эмпирическое исследование показывают, что интеграция рефлексии в образовательный процесс способствует более глубокому усвоению материала и развитию личностных качеств учащихся. Проекты и поддержка администрации учебных заведений также играют важную роль в успешной интеграции рефлексивных практик. Рефлексия на уроках иностранного языка в основной школе является ключевым элементом образовательного процесса. Она способствует более глубокому пониманию материала и развитию навыков критического мышления. Внедрение рефлексии в учебные программы иностранных языков позволяет улучшить качество обучения и подготовить учащихся к вызовам современного мира.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва: Педагогика, 1987. – 256 с.

  2. Зимняя, И. А. Рефлексия как фактор формирования учебной деятельности / И. А. Зимняя // Психология образования. – 2001. – № 2. – С. 45-56.

  3. Иванов И.И. Рефлексия как средство повышения эффективности обучения иностранным языкам в школе. — М.: Издательство «Образование», 2020.

  4. Коваленко Т.В. Рефлексия и ее влияние на мотивацию учащихся в изучении иностранных языков. — Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019.

  5. Кузнецова Е.В. Рефлексия как фактор успешного обучения иностранным языкам. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2018.

  6. Лебедева М.С. Инновационные подходы к рефлексии в обучении иностранным языкам. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2022.

  7. Романова, Н. В. Методы развития рефлексивных навыков у учащихся / Н. В. Романова // Вестник педагогики. – 2020. – № 3. – С. 12-19.

  8. Becker, J. Reflective Practices in Language Teaching: A Comprehensive Overview. — Berlin: De Gruyter, 2021.

  9. Этап рефлексии на уроках английского языка в условиях ФГОС: мастер-класс [Электронный ресурс] / С. А. Петрова. – Режим доступа: https://infourok.ru/master-klass-na-temu-etap-refleksii-na-urokah-anglijskogo-yazyka-v-usloviyah-fgos-6450854.html. – Дата обращения: 04.10.2024.

Просмотров работы: 24