Новые формы профориентационной работы с обучающимися 10-11 классов на уроках английского языка - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

Новые формы профориентационной работы с обучающимися 10-11 классов на уроках английского языка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профориентация представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодёжи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учётом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля [2]. Профориентация предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий: пропаганду, просвещение, профконсультирование.

Традиционные формы профориентационной работы остаются актуальными и необходимыми для формирования профессиональных интересов, развития ключевых компетенций и подготовке к осознанному выбору будущей профессии у обучающихся. Учителя-предметники включают информацию о профессиях в учебную программу, используя следующие формы: ролевые игры с ситуациями, типичными для различных профессий, проектная деятельность, дебаты на английском языке, многоязычное профориентационное портфолио, профконсультирование на английском языке, экскурсии, просмотр видео о различных профессиях на английском языке, творческие конкурсы, тестирование профессиональной ориентации на английском языке [1].

Новыми формами проведения профориентационной работы являются: игровые симуляторы, интерактивные проекты, видеоконференции с носителями языка, интерактивные платформы, профессиональные пробы, виртуальные экскурсии, создание фильмов о выбранной профессии в специальном приложении на английском языке, кейс-стади, онлайн-тестирование профессиональной ориентации на английском языке, профтур. Данные формы способствуют развитию у учащихся познавательных, творческих и коммуникативных способностей, а также повышению их учебно-познавательной мотивации и профессионального самоопределения. Значимость профориентационной работы со школьниками на современном этапе подчеркивается и на ежегодных международных экономических форумах, которые проводятся в нашей стране [3].

Рассмотрим новые формы профориентационной работы с обучающимися 10-11 классов на уроках английского языка, такие как интерактивный профтур, виртуальная экскурсия и онлайн – тестирование.

Интерактивный профтур по Ивановской области – это инновационная форма учебной деятельности, направленная не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, которые способствуют повышению интереса у обучающихся к культурному наследию родного края и страны. Для стимулирования интереса школьников к разным профессиям можно разработать более широкий спектр маршрутов профтура, охватывающих различные отрасли промышленности, науки и искусства. Этот урок поможет учащимся не только узнать больше о возможностях образования в Ивановской области, но и развить необходимые навыки для успешного выбора будущей профессии.

На уроке обучающиеся отправляются на интерактивную экскурсию по следующим вузам: Ивановский государственный университет, Ивановский государственный энергетический университет, Ивановский государственный политехнический университет, Шуйский филиал ИвГУ, Ивановский государственный химико-технологический университет, Ивановская пожарно-спасательная академия государственной противопожарной службы МЧС России, Ивановский государственный медицинский университет.

Ученики знакомятся со специальностями, требующими знания иностранного языка. Для того, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии, обучающиеся проходят онлайн - тестирование, которое определяет сферу их интересов. Система упражнений позволяет изучить лексику, связанную с профессиями, рабочими процессами, трудоустройством. Например: translator, foreign language teacher, tour guide, marketer, programmer and web designer. Обучающиеся составляют тексты, раскрывающие информацию о востребованных профессиях в регионе, требующих знания английского языка. Знакомятся с современными образовательными программами учреждений Ивановской области.

Каждый участник такого профориентационного урока английского языка получает информацию о социокультурной и образовательной специфике Ивановской области, расширяет свой кругозор в профессиональном плане с учетом особенностей региона, настраивается на поиски профессиональных возможностей в Ивановской области, определяется с выбором вуза, основываясь на свои интересы, цели и способности, заполняет буклет и создает свой индивидуальный профтур по Ивановской области.

Таким образом, интерактивный профтур позволяет в рамках урока создать атмосферу доверия, сотрудничества обучающихся и учителя, проводить содержательную работу с дидактическим материалом. Это увлекательное путешествие из прошлого через настоящее в успешное будущее. На каждом этапе сделаны остановки в самых интересных местах, связанных с образовательными учреждениями. Данный профтур может быть реализован во всех школах, так как он соответствует новым образовательным трендам.

Список литературы

  1. Колесников, А.А. Профориентационное обучение иностранным языкам в школе и вузе: от теории к технологии: моногр. [Электронный ресурс] / А.А. Колесников; Рязанский государственный университет имени C.А. Есенина. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,2018. – 400 с. — URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35422788_44371774.pdf (дата обращения: 20.09.2024).

  2. Танасийчук, А. Е. Новые профессии на уроках английского языка [Электронный ресурс] / А. Е. Танасийчук // Педагогический журнал. — 2019. — Т.9, № 6А. — С. 51–59. — DOI: 10.34670/AR.2020.46.6.194. — URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2019-6/5-tanasiichuk.pdf (дата обращения: 20.09.2024).

  3. Усова, С. Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи [Электронный ресурс] / С.Н. Усова // Профильная школа. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 39–46. — DOI: https://doi.org/10.12737/article_5c666cc4348bb4.74343113. — URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/27313/view (дата обращения: 20.09.2024).

Просмотров работы: 87