НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ - Студенческий научный форум

XVII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2025

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Сибгатова Р.Р. 1, Мухаметшина К.Ш. 1, Лоскутова Д.А. 1
1ОГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научная литература играет важную роль в образовательном процессе, особенно в таких предметах, как химия. Уроки химии требуют от учащихся не только усвоения теоретических знаний, но и умения критически осмысливать информацию, анализировать данные и делать обоснованные выводы. Критическое мышление становится необходимым навыком для успешного освоения предмета и формирования научного мировоззрения

Критическое мышление — это навык анализа вопроса с разных сторон и умение делать обоснованные выводы. Также под критическим мышлением понимают способность ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.

Критически мыслящий человек проверяет любую идею на объективность и проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А ещё он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованы и непредвзяты.

Критическое мышление включает в себя следующие ключевые особенности:

1. Анализ информации: умение разбивать информацию на составные части, выявлять взаимосвязи и закономерности.

2. Оценка аргументов: способность различать сильные и слабые аргументы, а также выявлять логические ошибки.

3. Систематичность: подход к решению проблем с использованием структурированного метода.

4. Открытость к новым идеям: готовность пересматривать свои убеждения на основе новых данных.

5. Способность к самоанализу: умение оценивать собственные мысли и действия.

Почему важно развивать критическое мышление?

Важность развития критического мышления у школьников имеет несколько аспектов, способствующих общему развитию детей и подготовке их к взрослой жизни. Ниже представлены причины, почему необходимо делать упор на развитие критического мышления уже со школьной скамьи.

В современном мире в условиях технического прогресса количество информации, поступающей из социальных сетей и средств массовой информации, увеличивается ежедневно в геометрической прогрессии. К сожалению, не все эти данные являются верными и могут нести негативный подтекст. Дети школьного возраста сильно подвержены влиянию социальных сетей, поэтому, чтобы оградить их от урона, необходимо развивать критическое мышление, которое поможет им начать анализировать поступающую информацию и определить, где данные, которым можно доверять, а от каких источников лучше отказаться.

В процессе развития критического мышления у детей вырабатывается независимое мышление. Важно формировать у детей личное мнение, чтобы они не следовали за другими, а самостоятельно принимали решения, влияющие на их жизнь.

Критическое мышление включает в себя способность выявлять проблемы, генерировать идеи и находить эффективные решения. Эти навыки являются важными не только в учебе, но и в повседневной жизни, когда нужно принимать важные решения.

Критическое мышление непосредственно связано с креативностью. В процессе того, как дети учатся мыслить критически, у них вырабатывается умение смотреть на проблемы с разных точек зрения и разрабатывать новые и инновационные идеи.

Развитие критического мышления оказывает значительное положительное влияние на успеваемость учащихся. Умение критически оценивать ситуации помогает решать задачи, требующие углубленного понимания материала.

Современные работодатели ценят сотрудников, обладающих критическим мышлением. Умение анализировать ситуации, делать выводы и предлагать решения является важным качеством на большинстве рабочих мест.

Критическое мышление помогает детям осознать свою роль в обществе. Они учатся оценивать социальные и этические аспекты различных ситуаций, что способствует формированию ответственного гражданского поведения.

Когда школьники учатся анализировать информацию и самостоятельно принимать какие-либо решения, это заставляет их стать более уверенными в себе. Дети понимают, что они сами стоят свою жизнь и могут влиять на ее без чужого вмешательства. В будущем это помогает формированию сильных личностей.

Критическое мышление включает в себя работу в команде, что способствует развитию коммуникативных навыков. Это умение является важным, ведь всю свою жизнь человек живет в коллективе.

Научная литература — это совокупность публикаций, в которых представлены результаты научных исследований, теоретические разработки и обзоры по различным областям знания. Она включает статьи в научных журналах, монографии, диссертации, конференционные материалы и отчеты о научных проектах. Чтение научной литературы оказывает значительное влияние на развитие критического мышления у школьников, так как оно требует от них умения анализировать и оценивать представленные данные, аргументы и выводы. Учащиеся учатся различать факты и мнения, а также критически подходить к источникам информации, что способствует формированию их аналитических навыков.

Для научной литературы свойственны следующие характеристики: академическая достоверность - научные работы проходят процесс рецензирования перед публикацией, что обеспечивает их качество и надежность; структурированность; цитируемость - научные работы ссылаются на другие исследования, что позволяет отслеживать развитие темы и проверять источники информации; специфическая терминология - используются специализированный язык и термины, характерные для определенной области науки.

Развитие критического мышления через дискуссии и лабораторные работы — это важный аспект образовательного процесса, который способствует более глубокому пониманию предмета и улучшению аналитических навыков.

Дискуссии способствуют формированию навыков аргументации – обсуждению различных точек зрения и критической оценке аргументов. В ходе дискуссий студенты учатся представлять свои мнения и аргументировать их. Это помогает развивать умение анализировать информацию и формулировать логические выводы. Участники дискуссий учатся выявлять слабые места в аргументах оппонентов и обосновывать свою позицию, что развивает способность к критическому анализу.

Развивается сотрудничество, так как дискуссии часто проводятся в группах, что позволяет участникам обмениваться идеями и взглядами, а также учиться слушать и уважать мнения других. Разные точки зрения стимулируют более глубокое осмысление темы и помогают увидеть проблему с различных сторон. Также в процессе дискуссий студенты учатся задавать вопросы, создаётся пространство для сомнений и критического подхода к общепринятым мнениям, что требует глубокого анализа и исследования, что является ключевым элементом критического мышления. Создаётся пространство для сомнений и критического подхода к общепринятым мнениям.

Лабораторные работы, в свою очередь, предоставляют возможность практического применения теоретических знаний. Практика позволяет студентам применять свои знания на практике. В процессе работы они формулируют гипотезы и проверяют их, что требует критического мышления для оценки полученных результатов. Неудачные эксперименты становятся поводом для анализа причин ошибок и поиска альтернативных решений, что также способствует развитию аналитических способностей. Ученики учатся наблюдать явления, собирать данные и анализировать их, что развивает аналитические способности; занимаются интерпретированием результатов экспериментов, выявлением закономерностей и выводов на основе собранной информации. Учащиеся сравнивают полученные данные с теоретическими ожиданиями, что помогает развивать критическое мышление.

Как понять, что критическое мышление развилось?

Определить, что у школьника развилось критическое мышление, можно по некоторым параметрам:

1. Анализ информации: ребенок умеет оценивать информацию и рассматривать ее с разных сторон.

2. Скептический подход: обучающийся ставит под сомнение поступающую информацию и стремится разобраться в ней самостоятельно.

3. Формулирование аргументов: школьник приводит доводы, доказывая свою точку зрения.

4. Открытость к новым идеям: готовность рассмотреть ситуацию с разных сторон, чтобы добиться наилучшего результата.

5. Работа в команде, участие в обсуждениях и дебатах: ученик умеет донести свою идею группе людей, а также обсудить ее с целью внедрения новых аспектов.

Научная литература является мощным инструментом для развития критического мышления на уроках химии. Чтение и анализ научных текстов помогают учащимся не только углубить свои знания о химических процессах и явлениях, но и развить навыки анализа, оценки информации и аргументации. Интеграция научной литературы в учебный процесс способствует формированию у учащихся более глубокого понимания предмета и подготовке их к решению сложных задач в будущем. Таким образом, использование научной литературы на уроках химии не только обогащает учебный процесс, но и способствует развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Галкин В. И., Инновации в преподавании химии: сборник научных и научнометодических трудов пятый Международной научно – практическая конференция,
    г. Казань, 27 – 28 марта 2014 года / под ред. С.И. Гильманшиной. – Казань: Казань университет, 2014. – 316 с.

  2. Заир–Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.

  3. Мироненко С. Н., Тихонова Л. П., Сиротина Н. П. Оценка сформированности критического мышления обучающихся в общеобразовательной школе / С. Н. Мироненко,
    Л. П. Тихонова. – Череповец: Педагогические науки, 2020. – 12 с.

Просмотров работы: 8