АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «ПРОДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ» КОМПАНИИ ООО «АЛИГ» - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА «ПРОДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ» КОМПАНИИ ООО «АЛИГ»

Коломиец Я.И. 1, Горбатов Д.А. 1, Шукуров А.Э. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет, Эколого-мелиоративный факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Качественный анализ бизнес-процессов - это метод, который позволяет анализировать ситуацию на основе субъективных оценок, при помощи графических схем, а также по отношению к типовым требованиям и нормативным актам [1].

Выделим проблемные области основных бизнес-процессов компании (рисунок 1).

Рисунок 1 - VAD-диаграмма верхнего уровня с выделенной проблемной областью

В результате анализа была выявлена проблемная зона - бизнес-процесс продажи оборудования. Опрос сотрудников показал, что в компании низкий уровень продаж из-за отсутствия полноценно функционирующего сайта с актуальным каталогом товаров и услуг и возможности продавать товары через интернет. Также не проводится аналитика продаж, которая могла бы помочь выстроить эффективную маркетинговую стратегию.

Следующий этап анализа - ранжирование процессов на основе субъективной оценки (таблица 1). Бизнес-процессы классифицируют по уровню эффективности и степени важности для организации, а затем определяют, какие из них нуждаются в улучшении в первую очередь [1].

Таблица 1 - Ранжирование процессов в ООО «АлИг»

Важность процесса/ состояние процесса

Высокая

эффективность

Средняя

эффективность

Низкая

эффективность

Очень важный процесс

Закупить оборудование

 

Продать оборудование

Важный процесс

 

Разместить оборудование на складе

 

Второстепенный

процесс

Выполнить техническое обслуживание оборудования

Установить оборудование

 

Анализ таблицы 3 показывает, что процесс «Продать оборудование» очень важен для деятельности компании и в то же время наименее эффективен. Таким образом, в первую очередь необходимо направить усилия на анализ и реорганизацию этого процесса.

Далее с помощью SWOT-анализа выявим сильные и слабые стороны процесса «Продать оборудование» (таблица 2).

SWOT-анализ - методика оценки возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон бизнеса, определяемых ресурсным потенциалом организации, позволяющая организации всесторонне и объективно оценить ситуацию для разработки стратегии своего развития [3].

Таблица 2 - SWOT-анализа процесса «Продать оборудование»

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие клиентской базы

Стаж на рынке более 20 лет

Хорошая репутация

Отсутствие интернет-магазина

Низкий уровень продаж

Отсутствие рекламы и эффективных методов по продвижению

Возможности

Угрозы

Привлечение клиентов, представляющих крупный бизнес

Маркетинговые мероприятия

Участие в тендерах

Автоматизация процесса продаж через интернет-магазин

Угроза лучшего предложения у конкурентов

Потеря потенциальных клиентов вследствие долгих сделок

Используя диаграмму процесса (рисунок 2) проведем количественный анализ бизнес-процесса продажи оборудования с помощью экспресс-анализа и стоимостного анализа бизнес-процесса [2].

Рисунок 2 - Декомпозиция процесса «Продать оборудование» «Как есть»

Наиболее широкое применение для оценки эффективности бизнес-процессов получил коэффициентный метод оценки, основанный на расчете коэффициентов, по показателям бизнес-процессов. Применение коэффициентного метода оценки эффективности бизнес-процессов возможно и для оценки эффективности управления организацией в целом.

Для проведения анализа, мы должны собрать информацию о бизнес-процессе (таблица 3).

Таблица 3 - Значения параметров бизнес-процесса
«Продать оборудование»

Параметр бизнес-процесса

Количественное значение

Количество уровней бизнес-процессов

1

Количество экземпляров бизнес-процессов

6

Количество разрывов процессов в экземплярах бизнес-процессов

1

Количество классов бизнес-процессов

1

Число собственников бизнес-процессов

4

Количество использованных ресурсов в бизнес-процессе

5

Количество «выходов» в экземплярах бизнес-процессов

9

Количество регламентирующей нормативной документации

2

Исходя из этих данных, мы можем рассчитать показатели эффективности бизнес-процессов (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели эффективности бизнес-процесса
«Продать оборудование»

Показатели эффективности бизнес-процессов

Вид

коэффициента

Формулы

расчета коэффициентов

Нормативное значение

коэффициента

Полученное значение коэффициента

Сложность

kсл

kсл=ΣПур/ΣПэкз

kсл≤0,66

0,17

Процессность

kпр

kпр=ΣПраз/ΣПкп

kпр<1

1,0

Контролируемость

kотв

kотв=СП/ΣПкп

kотв=1

4,0

Ресурсоемкость

kр

kр=Р/ΣПвых

kр<1

0,56

Регулируемость

kрег

kрег=ΣПрег/ΣПкп

kрег≥1

2,0

Итого

     

7,73

Исходя из полученных результатов, бизнес-процесс имеет следующие характеристики: бизнес-процесс считается сложным; модель бизнес-процессов является проблемной; бизнес-процесс характеризуется повышенной контролируемостью; процесс имеет низкую ресурсоемкость; процесс имеет хорошую регулируемость.

Исследуемый бизнес-процесс по пяти показателям эффективности в сумме набрал 7,73, что больше 2,86, следовательно, данный бизнес-процесс можно считать неэффективным.

Далее выполним стоимостной анализ, позволяющий определить фактическую стоимость бизнес-процесса и сравнить ее с нормативной. Фактическая стоимость выполнения одного бизнес-процесса рассчитывается путем суммирования стоимости всех операций процесса. Стоимость одной операции определяется путем умножения суммы почасового размера оплаты труда сотрудника, задействованного в операции, на длительность операции.

Фактическая стоимость бизнес-процесса «Продать оборудование» составила 261,36 рублей (таблица 5).

Таблица 5 - Стоимостной анализ бизнес-процесса «Продать оборудование» «Как есть»

Этап бизнес-процесса

Ответственный за исполнение

Почасовой размер оплаты труда, руб.

Длительность бизнес-процесса, час.

Стоимость

этапов бизнес-процесса, руб.

Выбрать

оборудование

Клиент

-

0,50

93,75

Менеджер по продажам

187,5

Проверить наличие

оборудования на складе

Менеджер по продажам

187,5

0,08

15,0

Выписать счет

Бухгалтер

156,25

0,17

26,56

Оплатить счет

Клиент

-

0,08

-

Оформить

документы

Менеджер по продажам

187,5

0,33

61,88

Выдать оборудование

Монтажник

187,5

0,17

31,88

Итого, стоимость бизнес-процесса, руб.

   

1,33

229,07

Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса составила (табл. 5):

Ст.г.ф.б.=20*229,07*2*12=109953,6 руб.

Анализ длительности и стоимости бизнес-процессов показал, что наблюдаются значительные временные (1,33 час.) и стоимостные затраты (229,07 руб.) на процесс продажи оборудования. При этом наибольшую долю в стоимости бизнес-процесса (74,5%) занимает оплата труда менеджера по продажам. Снизить стоимость бизнес-процесса путем уменьшения оплаты труда невозможно. В данном случае можно сократить время выполнения некоторых операций бизнес-процесса, и, в первую очередь, наиболее затратной - «Выбрать оборудование», стоимость которой составляет 32,7 % от общей стоимости всего бизнес-процесса.

Таким образом, по итогам проведенного количественного анализа процесса продаж оборудования были выявлено, что процесс имеет высокую стоимость и на его выполнение затрачивается достаточно много времени. Следовательно, необходимо проведение реорганизации данного бизнес-процесса.

Список использованных источников:

  1. Как анализировать бизнес-процессы. - URL: https://bpmn2.ru/blog/kak-analizirovat-biznes-protsessyi//

  2. Костин А.А., Кочеткова О.В. Количественный анализ бизнес-процессов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/3307/7221.

  3. Степанова, Г. Н. Стратегический менеджмент: учебник / Г. Н. Степанова, В. А. Бирюков, М. В. Ливсон. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 261 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863109.

Просмотров работы: 8