Качественный анализ бизнес-процессов - это метод, который позволяет анализировать ситуацию на основе субъективных оценок, при помощи графических схем, а также по отношению к типовым требованиям и нормативным актам [1].
Выделим проблемные области основных бизнес-процессов компании (рисунок 1).
Рисунок 1 - VAD-диаграмма верхнего уровня с выделенной проблемной областью
В результате анализа была выявлена проблемная зона - бизнес-процесс продажи оборудования. Опрос сотрудников показал, что в компании низкий уровень продаж из-за отсутствия полноценно функционирующего сайта с актуальным каталогом товаров и услуг и возможности продавать товары через интернет. Также не проводится аналитика продаж, которая могла бы помочь выстроить эффективную маркетинговую стратегию.
Следующий этап анализа - ранжирование процессов на основе субъективной оценки (таблица 1). Бизнес-процессы классифицируют по уровню эффективности и степени важности для организации, а затем определяют, какие из них нуждаются в улучшении в первую очередь [1].
Таблица 1 - Ранжирование процессов в ООО «АлИг»
Важность процесса/ состояние процесса |
Высокая эффективность |
Средняя эффективность |
Низкая эффективность |
Очень важный процесс |
Закупить оборудование |
Продать оборудование |
|
Важный процесс |
Разместить оборудование на складе |
||
Второстепенный процесс |
Выполнить техническое обслуживание оборудования |
Установить оборудование |
Анализ таблицы 3 показывает, что процесс «Продать оборудование» очень важен для деятельности компании и в то же время наименее эффективен. Таким образом, в первую очередь необходимо направить усилия на анализ и реорганизацию этого процесса.
Далее с помощью SWOT-анализа выявим сильные и слабые стороны процесса «Продать оборудование» (таблица 2).
SWOT-анализ - методика оценки возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон бизнеса, определяемых ресурсным потенциалом организации, позволяющая организации всесторонне и объективно оценить ситуацию для разработки стратегии своего развития [3].
Таблица 2 - SWOT-анализа процесса «Продать оборудование»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие клиентской базы Стаж на рынке более 20 лет Хорошая репутация |
Отсутствие интернет-магазина Низкий уровень продаж Отсутствие рекламы и эффективных методов по продвижению |
Возможности |
Угрозы |
Привлечение клиентов, представляющих крупный бизнес Маркетинговые мероприятия Участие в тендерах Автоматизация процесса продаж через интернет-магазин |
Угроза лучшего предложения у конкурентов Потеря потенциальных клиентов вследствие долгих сделок |
Используя диаграмму процесса (рисунок 2) проведем количественный анализ бизнес-процесса продажи оборудования с помощью экспресс-анализа и стоимостного анализа бизнес-процесса [2].
Рисунок 2 - Декомпозиция процесса «Продать оборудование» «Как есть»
Наиболее широкое применение для оценки эффективности бизнес-процессов получил коэффициентный метод оценки, основанный на расчете коэффициентов, по показателям бизнес-процессов. Применение коэффициентного метода оценки эффективности бизнес-процессов возможно и для оценки эффективности управления организацией в целом.
Для проведения анализа, мы должны собрать информацию о бизнес-процессе (таблица 3).
Таблица 3 - Значения параметров бизнес-процесса
«Продать оборудование»
Параметр бизнес-процесса |
Количественное значение |
Количество уровней бизнес-процессов |
1 |
Количество экземпляров бизнес-процессов |
6 |
Количество разрывов процессов в экземплярах бизнес-процессов |
1 |
Количество классов бизнес-процессов |
1 |
Число собственников бизнес-процессов |
4 |
Количество использованных ресурсов в бизнес-процессе |
5 |
Количество «выходов» в экземплярах бизнес-процессов |
9 |
Количество регламентирующей нормативной документации |
2 |
Исходя из этих данных, мы можем рассчитать показатели эффективности бизнес-процессов (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели эффективности бизнес-процесса
«Продать оборудование»
Показатели эффективности бизнес-процессов |
Вид коэффициента |
Формулы расчета коэффициентов |
Нормативное значение коэффициента |
Полученное значение коэффициента |
Сложность |
kсл |
kсл=ΣПур/ΣПэкз |
kсл≤0,66 |
0,17 |
Процессность |
kпр |
kпр=ΣПраз/ΣПкп |
kпр<1 |
1,0 |
Контролируемость |
kотв |
kотв=СП/ΣПкп |
kотв=1 |
4,0 |
Ресурсоемкость |
kр |
kр=Р/ΣПвых |
kр<1 |
0,56 |
Регулируемость |
kрег |
kрег=ΣПрег/ΣПкп |
kрег≥1 |
2,0 |
Итого |
7,73 |
Исходя из полученных результатов, бизнес-процесс имеет следующие характеристики: бизнес-процесс считается сложным; модель бизнес-процессов является проблемной; бизнес-процесс характеризуется повышенной контролируемостью; процесс имеет низкую ресурсоемкость; процесс имеет хорошую регулируемость.
Исследуемый бизнес-процесс по пяти показателям эффективности в сумме набрал 7,73, что больше 2,86, следовательно, данный бизнес-процесс можно считать неэффективным.
Далее выполним стоимостной анализ, позволяющий определить фактическую стоимость бизнес-процесса и сравнить ее с нормативной. Фактическая стоимость выполнения одного бизнес-процесса рассчитывается путем суммирования стоимости всех операций процесса. Стоимость одной операции определяется путем умножения суммы почасового размера оплаты труда сотрудника, задействованного в операции, на длительность операции.
Фактическая стоимость бизнес-процесса «Продать оборудование» составила 261,36 рублей (таблица 5).
Таблица 5 - Стоимостной анализ бизнес-процесса «Продать оборудование» «Как есть»
Этап бизнес-процесса |
Ответственный за исполнение |
Почасовой размер оплаты труда, руб. |
Длительность бизнес-процесса, час. |
Стоимость этапов бизнес-процесса, руб. |
Выбрать оборудование |
Клиент |
- |
0,50 |
93,75 |
Менеджер по продажам |
187,5 |
|||
Проверить наличие оборудования на складе |
Менеджер по продажам |
187,5 |
0,08 |
15,0 |
Выписать счет |
Бухгалтер |
156,25 |
0,17 |
26,56 |
Оплатить счет |
Клиент |
- |
0,08 |
- |
Оформить документы |
Менеджер по продажам |
187,5 |
0,33 |
61,88 |
Выдать оборудование |
Монтажник |
187,5 |
0,17 |
31,88 |
Итого, стоимость бизнес-процесса, руб. |
1,33 |
229,07 |
Годовая фактическая стоимость бизнес-процесса составила (табл. 5):
Ст.г.ф.б.=20*229,07*2*12=109953,6 руб.
Анализ длительности и стоимости бизнес-процессов показал, что наблюдаются значительные временные (1,33 час.) и стоимостные затраты (229,07 руб.) на процесс продажи оборудования. При этом наибольшую долю в стоимости бизнес-процесса (74,5%) занимает оплата труда менеджера по продажам. Снизить стоимость бизнес-процесса путем уменьшения оплаты труда невозможно. В данном случае можно сократить время выполнения некоторых операций бизнес-процесса, и, в первую очередь, наиболее затратной - «Выбрать оборудование», стоимость которой составляет 32,7 % от общей стоимости всего бизнес-процесса.
Таким образом, по итогам проведенного количественного анализа процесса продаж оборудования были выявлено, что процесс имеет высокую стоимость и на его выполнение затрачивается достаточно много времени. Следовательно, необходимо проведение реорганизации данного бизнес-процесса.
Список использованных источников:
Как анализировать бизнес-процессы. - URL: https://bpmn2.ru/blog/kak-analizirovat-biznes-protsessyi//
Костин А.А., Кочеткова О.В. Количественный анализ бизнес-процессов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/3307/7221.
Степанова, Г. Н. Стратегический менеджмент: учебник / Г. Н. Степанова, В. А. Бирюков, М. В. Ливсон. - Москва: ИНФРА-М, 2023. - 261 с. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1863109.