РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ. - Студенческий научный форум

XVI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2024

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ.

Катеринич О.А. 1, Джазаилова А.А. 1
1(ИТ (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске, Россия)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Внастоящеевремяразрабатываютсяпрограммы,направленныенавоспитаниесоциальнойактивностиуподрастающегопоколения.Даннаядеятельность соответствует Национальной доктриной образования РоссийскойФедерациидо2025года,вкоторойопределеназначимостьвоспитанияобразованной,этичной,способнойксамостоятельномупринятиюрешений,готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию личности.

Цель исследования – рассмотреть способы и методы развития социальной активности школьников черезсозданиеволонтерскихотрядов.

Объектисследования–развитиесоциальнойактивностишкольников.

Предметисследования–педагогическиеусловияорганизациисозданияволонтерских отрядовшкольников.

Гипотезаисследования–использованиеволонтерскойдеятельностибудетспособствоватьформированиюсоциальнойактивностишкольников.

Такиеученые-психологикакЛ.С.Выготский,В.С.Мухинаииные,рассматриваютсоциальнуюактивностькаккачестволичности,выраженнойготовностьюиумениемосуществлятьдеятельностьнаблагообществу.

Основыразвитиясоциальнойактивностиосуществляютсявшкольномвозрасте.Школьноеобучениепредполагаетпосещениедополнительныхзанятийиучастияучащихсявобщественныхмероприятиях.Тоестьразвитиесоциальнойактивностиявляетсясоставляющей воспитательногопроцесса [1].

Относительноорганизационныхпроблем,отмечаетсято,чтовобразовательныхучрежденияхуделяетсянедостаточноевниманиеразвитиюсоциальной активности учащихся. Приэтом, для социальной деятельности и формирования социальной активностиприсущимиявляютсяследующиепреимущества:объединениеединомышленников; приоритетность направления деятельности; поддержка нагосударственномуровне;добровольностьучастия;наличиеответственностидляучастниковкаксубъектовдеятельностисоциальной направленности[2].

Социальнаяактивностьотноситсякинтегральнымличностнымкачествам.Направленностьюееявляетсясозиданиеирешениезадач.Онавыступает как механизм личностного развития. Ее реализация осуществляетсяпосредствомсоциальнополезнойдеятельности.[3,с.24].

Критериямиразвитиясоциальнойактивностиипедагогическиеосновыданногопроцессапредставленывтаблице1.

Таблица 1 – Критерии и педагогические основы развития социальной

…………………активности

критерииразвития

педагогическиеосновыформирования

1) участие субъекта в различных видахдеятельности и готовность на высоком уровнекдостижениюцели;

2) проявление личностных качеств вдеятельности;

3) общественная значимость материального илидуховногопродукта,полученноговрезультатедеятельности.

1) социальная активность личности формируется впроцессе социально-педагогическихотношений и проявляется в жизненнойпозицииобучаемых;

2) важным показателем сформирован-ностиинтеллектуального и духовного потенциалаявляется организованная деятельностьличности в соответствии с общественнымитребованиями;

3) развитие социальной активности личности вобразовательном процессе связано свыполнением воспитательных,организационных работ на высокомкачественномуровне;

4) развитие социальной активности личности стимулируется прогнозирова-нием перспективобщественногопрогресса

Дляформированиясоциальнойактивностинеобходимоналичиесоответствующихпедагогическихусловий.Внешнимиусловиямивданномслучае являются общественные, культурные, природные, производственные ирегиональные.Квнутреннимусловиямотносятсяусловияобразовательнойорганизации;материально-техническоеоснащение;учебно-методические;психологические;нравственно-этические; эстетическиеит.д.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что социальная активность обладает связью с развитиемличности,посколькуонаспособствуетввозможностивыстраивания правильного отношения к социальной деятельности.

В ходе данной работы было проведено исследование развития социальной активности школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ № 3 г. Цимлянска.

В качестве испытуемых выступили обучающиеся 8 – 9 классов в количестве 35 человек. Среди них: 15 девочек и 20 мальчиков, находящиеся в возрастном диапазоне 15 – 16 лет.

Цель и задачи исследования: определение уровнясформированностисоциальной активности; разработка программы создания волонтерского отряда;составлениерекомендацийпосозданиюволонтерскогоотрядашкольников.

Диагностика по анкете социальной активности проводится для определения изначального уровня социальной активности школьников. При прохождении данной диагностики респонденту необходимо ответить на 11 вопросов открытого типа в регистрационном бланке.

Рассмотрим полученные результаты диагностики по анкете социальной активности. Обобщенные данные представлены в таблице 2.

Таблица2–Результатыпоказателейдиагностикипоанкетесоциальной

………………… ....активности

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Оченьнизкий

0

0%

Низкий

0

0%

Нижесреднего

1

3%

Чутьнижесреднего

0

0%

Средний

5

14%

Чутьвышесреднего

13

37%

Вышесреднего

9

26%

Высокий

6

17%

Оченьвысокий

1

3%

Показатели свидетельствуют о том, что социальная активность на оченьвысоком уровне имеется только у 1 школьника, 6 учащихся (17%) обладаютвысокимуровнемсоциальнойактивности.Средиучащихся9(26%)имеютвыше среднего уровень социальной активности. У таких учащихся достаточныйуровень социальной активности. Эти школьники способны определять цели истремятсяксоответствиювысокомууровню.Чутьвышесреднегоуровеньсоциальной активности наблюдается у 13 (37%) школьников. 5 (14%) учащихсяобладаютсреднимуровнемсоциальнойактивности.Имимогутопределятьцели в соответствии с высоким уровнем притязаний. У 1 (3%) школьника нижесреднего уровень социальной активности. Представим полученные показателидлянаглядности ввидедиаграммына рисунке1.

Рисунок1–Диаграммарезультатовдиагностикипоанкетесоциальнойактивности

Такимобразом,большаячастьучащихсяимеютсреднийуровеньразвитиясоциальной активности, то есть 18 (51%) школьников от общего количествагруппы,участвующихвдиагностировании.

Далееприменялсятестнаоптимизм,которыйспособствуетвопределении выраженных преставлений школьников о будущем

Полученныерезультатыданноготестированияпредставленывтаблице 3.

Таблица3–Результатыпоказателейтестированиянаоптимизм

Уровень

Показатели

Кол-во

%

Высокий

7

20%

Вышесреднего

18

51%

Нижесреднего

8

23%

Низкий

2

6%

Полученныерезультатысвидетельствуютотом,чтопозитивныммышлением обладают 18 (51%) учащихся и они имеют выше среднего уровеньсамооценки. Представим полученные данные на рисунке 2 в виде диаграммы.С высоким уровнем оптимизма 7 (20%) учащихся, которые видят желаемыерезультатыкакдостижимыеиневоспринимаюттрудностинегативно,априкладывают усилия для преодоления. С низким уровнем развития оптимизма2 (6%) учащихся. Такие школьники не проявляют позитивных ожиданий отсвоейдеятельности,иприналичиизатрудненийпассивны,стараютсяихизбегать.

Рисунок2–Диаграммарезультатовтестированиянаоптимизм

Наглядно из диаграммы следует, что большая часть учащихся обладаютоптимизмомвышеинижесреднегоуровня.Ихсоциальнаяактивностьдостаточна,новозможныболеевысокиерезультаты,приэтомвгруппе учащихся,принимающихучастиевдиагностике,имеются8(23%)школьниковс низким уровнем оптимизма, они имеют адекватное восприятие, но не во всехслучаях у них наблюдается настойчивость и упорство с их стороны.

В целях развития социальной активности учащихся нами предлагаетсяпрограммасозданияволонтерскогоотрядашкольников.

Программа социально-педагогической работы, направленной на развитиесоциальнойактивностивключаеткомплексмероприятийсоциальной деятельностиучащихся.

Цельпрограммысозданияволонтерскогоотряда–формированиесоциальнойактивности школьников.

При разработке программы нами учитывались педагогические принципы:целостности;гуманизации;деятельностногоподхода;возрастныеииндивидуальныеспособностиучащихся.

Ожидаемыерезультаты:учащиесяобладаютзнаниямиобисторииразвития волонтерского движения; учащиеся проявляют интерес к социальнойдеятельности;учащиесяпроявляюттворческиеспособностиприреализациисоциальной деятельности, могут составить портфолио и коллективно защититьпроект; учащиеся владеют навыками планирования и реализации волонтерскойдеятельности.

Втаблице4представимразработаннуюпрограмму занятий.

Таблица4–Программазанятийпосозданиюволонтерскогоотряда

 

Формазанятия

Название

Цель

Содержание

1

Урок-лекция

Я –

волонтер!

Знакомствосисториейразвитияволонтерскогодвижения

2 встречи,интервью, просмотрпрезентации ивидеофильма

2

Цикл классныхчасов

Встречи ибеседысинтереснымилюдьми

Развитиесознательноймотивации ксоциальнойдеятельности

Дискуссии, мозговойштурм,

3

Социальныйпроект

Доброедело!

Развитие социальнойактивности, навыковсоциально значимойдеятельности

Посещение ветеранови пожилых,социальнаядеятельность (уборка,закупкаидоставка

лекарстви продуктов)

4

Благотворительнаяакция

Яблокидобра!

Развитие общения,навыков коллективнойдеятельности,нравственныхкачеств

Мини-концерт

5

Памятнаяакция

Помним ичтим!

Развитие навыковпланирования,формированиенравственныхкачеств

Планирование иобсуждениемероприятийдеятельностиволонтерскогоотряда

Такиеусловиясоциально-педагогическойработыпредполагаютпроявлениебольшейзаинтересованностисо стороныучащихсяксоциальной деятельностиивозможностиучастиявдеятельностиволонтерского отряда.

Впроцессепроводимогоциклаклассныхчасовучащиесяпознакомилисьс представителями добровольческого движения. Данные встречи положительносказались на проявлении интереса со стороны школьников. Во время классныхчасовобсуждалосьназваниеволонтерскогоотряда.Требованиякпредставителям волонтерского отряда, особенности проведения волонтерскихмероприятий.

А так же необходимоуделятьособоевниманиеоповещениюучащихсяодеятельностиволонтерскогоотрядаиинформированиюихопросьбахнуждающихсяилиситуациях,требующихосуществленияволонтерскойдеятельности.

Целесообразносоздатьгруппувсоциальныхсетяхиинформироватьчерезнихучастниковволонтеров,атакжеучащихсяобразовательнойорганизации о проведенных и запланированных мероприятиях.

Переченьиспользованныхинформационныхресурсов

  1. Саенко,Л.А. Особенностиформированиясоциальнойактивности подростков в системе образования / Л.А. Саенко,Е.И. Зритнева. - Текст :электронный // Cyberleninka : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.23).

  2. Куликов,А.М. Рольволонтерскогодвижениявформированииздоровогообразажизниподростков–школьников / А.М. Куликов, В.Р. Кучма. – Текст :электронный //Cyberleninka : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-aktivnoy-zhiznennoy-pozitsiiobuchayuschihsya-sredstvami-volontyorskogo-dvizheniya/viewer(датаобращения: 05.11.23).

  3. Козлов, В.В. Социальнаяпсихология: учебник / В.В. Козлов, С.А. Трифонова. – Санкт-Петербург ,2017. – 400 с. – (Учебникдлявузов)–ISBN978-5-469-02962-9.–Текст :непосредственный.

Просмотров работы: 15