Внастоящеевремяразрабатываютсяпрограммы,направленныенавоспитаниесоциальнойактивностиуподрастающегопоколения.Даннаядеятельность соответствует Национальной доктриной образования РоссийскойФедерациидо2025года,вкоторойопределеназначимостьвоспитанияобразованной,этичной,способнойксамостоятельномупринятиюрешений,готовой к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию личности.
Цель исследования – рассмотреть способы и методы развития социальной активности школьников черезсозданиеволонтерскихотрядов.
Объектисследования–развитиесоциальнойактивностишкольников.
Предметисследования–педагогическиеусловияорганизациисозданияволонтерских отрядовшкольников.
Гипотезаисследования–использованиеволонтерскойдеятельностибудетспособствоватьформированиюсоциальнойактивностишкольников.
Такиеученые-психологикакЛ.С.Выготский,В.С.Мухинаииные,рассматриваютсоциальнуюактивностькаккачестволичности,выраженнойготовностьюиумениемосуществлятьдеятельностьнаблагообществу.
Основыразвитиясоциальнойактивностиосуществляютсявшкольномвозрасте.Школьноеобучениепредполагаетпосещениедополнительныхзанятийиучастияучащихсявобщественныхмероприятиях.Тоестьразвитиесоциальнойактивностиявляетсясоставляющей воспитательногопроцесса [1].
Относительноорганизационныхпроблем,отмечаетсято,чтовобразовательныхучрежденияхуделяетсянедостаточноевниманиеразвитиюсоциальной активности учащихся. Приэтом, для социальной деятельности и формирования социальной активностиприсущимиявляютсяследующиепреимущества:объединениеединомышленников; приоритетность направления деятельности; поддержка нагосударственномуровне;добровольностьучастия;наличиеответственностидляучастниковкаксубъектовдеятельностисоциальной направленности[2].
Социальнаяактивностьотноситсякинтегральнымличностнымкачествам.Направленностьюееявляетсясозиданиеирешениезадач.Онавыступает как механизм личностного развития. Ее реализация осуществляетсяпосредствомсоциальнополезнойдеятельности.[3,с.24].
Критериямиразвитиясоциальнойактивностиипедагогическиеосновыданногопроцессапредставленывтаблице1.
Таблица 1 – Критерии и педагогические основы развития социальной
…………………активности
критерииразвития |
педагогическиеосновыформирования |
1) участие субъекта в различных видахдеятельности и готовность на высоком уровнекдостижениюцели; 2) проявление личностных качеств вдеятельности; 3) общественная значимость материального илидуховногопродукта,полученноговрезультатедеятельности. |
1) социальная активность личности формируется впроцессе социально-педагогическихотношений и проявляется в жизненнойпозицииобучаемых; 2) важным показателем сформирован-ностиинтеллектуального и духовного потенциалаявляется организованная деятельностьличности в соответствии с общественнымитребованиями; 3) развитие социальной активности личности вобразовательном процессе связано свыполнением воспитательных,организационных работ на высокомкачественномуровне; 4) развитие социальной активности личности стимулируется прогнозирова-нием перспективобщественногопрогресса |
Дляформированиясоциальнойактивностинеобходимоналичиесоответствующихпедагогическихусловий.Внешнимиусловиямивданномслучае являются общественные, культурные, природные, производственные ирегиональные.Квнутреннимусловиямотносятсяусловияобразовательнойорганизации;материально-техническоеоснащение;учебно-методические;психологические;нравственно-этические; эстетическиеит.д.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что социальная активность обладает связью с развитиемличности,посколькуонаспособствуетввозможностивыстраивания правильного отношения к социальной деятельности.
В ходе данной работы было проведено исследование развития социальной активности школьников. Эмпирическое исследование проводилось на базе школы МБОУ СОШ № 3 г. Цимлянска.
В качестве испытуемых выступили обучающиеся 8 – 9 классов в количестве 35 человек. Среди них: 15 девочек и 20 мальчиков, находящиеся в возрастном диапазоне 15 – 16 лет.
Цель и задачи исследования: определение уровнясформированностисоциальной активности; разработка программы создания волонтерского отряда;составлениерекомендацийпосозданиюволонтерскогоотрядашкольников.
Диагностика по анкете социальной активности проводится для определения изначального уровня социальной активности школьников. При прохождении данной диагностики респонденту необходимо ответить на 11 вопросов открытого типа в регистрационном бланке.
Рассмотрим полученные результаты диагностики по анкете социальной активности. Обобщенные данные представлены в таблице 2.
Таблица2–Результатыпоказателейдиагностикипоанкетесоциальной
………………… ....активности
Уровень |
Показатели |
|
Кол-во |
% |
|
Оченьнизкий |
0 |
0% |
Низкий |
0 |
0% |
Нижесреднего |
1 |
3% |
Чутьнижесреднего |
0 |
0% |
Средний |
5 |
14% |
Чутьвышесреднего |
13 |
37% |
Вышесреднего |
9 |
26% |
Высокий |
6 |
17% |
Оченьвысокий |
1 |
3% |
Показатели свидетельствуют о том, что социальная активность на оченьвысоком уровне имеется только у 1 школьника, 6 учащихся (17%) обладаютвысокимуровнемсоциальнойактивности.Средиучащихся9(26%)имеютвыше среднего уровень социальной активности. У таких учащихся достаточныйуровень социальной активности. Эти школьники способны определять цели истремятсяксоответствиювысокомууровню.Чутьвышесреднегоуровеньсоциальной активности наблюдается у 13 (37%) школьников. 5 (14%) учащихсяобладаютсреднимуровнемсоциальнойактивности.Имимогутопределятьцели в соответствии с высоким уровнем притязаний. У 1 (3%) школьника нижесреднего уровень социальной активности. Представим полученные показателидлянаглядности ввидедиаграммына рисунке1.
Рисунок1–Диаграммарезультатовдиагностикипоанкетесоциальнойактивности
Такимобразом,большаячастьучащихсяимеютсреднийуровеньразвитиясоциальной активности, то есть 18 (51%) школьников от общего количествагруппы,участвующихвдиагностировании.
Далееприменялсятестнаоптимизм,которыйспособствуетвопределении выраженных преставлений школьников о будущем
Полученныерезультатыданноготестированияпредставленывтаблице 3.
Таблица3–Результатыпоказателейтестированиянаоптимизм
Уровень |
Показатели |
|
Кол-во |
% |
|
Высокий |
7 |
20% |
Вышесреднего |
18 |
51% |
Нижесреднего |
8 |
23% |
Низкий |
2 |
6% |
Полученныерезультатысвидетельствуютотом,чтопозитивныммышлением обладают 18 (51%) учащихся и они имеют выше среднего уровеньсамооценки. Представим полученные данные на рисунке 2 в виде диаграммы.С высоким уровнем оптимизма 7 (20%) учащихся, которые видят желаемыерезультатыкакдостижимыеиневоспринимаюттрудностинегативно,априкладывают усилия для преодоления. С низким уровнем развития оптимизма2 (6%) учащихся. Такие школьники не проявляют позитивных ожиданий отсвоейдеятельности,иприналичиизатрудненийпассивны,стараютсяихизбегать.
Рисунок2–Диаграммарезультатовтестированиянаоптимизм
Наглядно из диаграммы следует, что большая часть учащихся обладаютоптимизмомвышеинижесреднегоуровня.Ихсоциальнаяактивностьдостаточна,новозможныболеевысокиерезультаты,приэтомвгруппе учащихся,принимающихучастиевдиагностике,имеются8(23%)школьниковс низким уровнем оптимизма, они имеют адекватное восприятие, но не во всехслучаях у них наблюдается настойчивость и упорство с их стороны.
В целях развития социальной активности учащихся нами предлагаетсяпрограммасозданияволонтерскогоотрядашкольников.
Программа социально-педагогической работы, направленной на развитиесоциальнойактивностивключаеткомплексмероприятийсоциальной деятельностиучащихся.
Цельпрограммысозданияволонтерскогоотряда–формированиесоциальнойактивности школьников.
При разработке программы нами учитывались педагогические принципы:целостности;гуманизации;деятельностногоподхода;возрастныеииндивидуальныеспособностиучащихся.
Ожидаемыерезультаты:учащиесяобладаютзнаниямиобисторииразвития волонтерского движения; учащиеся проявляют интерес к социальнойдеятельности;учащиесяпроявляюттворческиеспособностиприреализациисоциальной деятельности, могут составить портфолио и коллективно защититьпроект; учащиеся владеют навыками планирования и реализации волонтерскойдеятельности.
Втаблице4представимразработаннуюпрограмму занятий.
Таблица4–Программазанятийпосозданиюволонтерскогоотряда
Формазанятия |
Название |
Цель |
Содержание |
|
1 |
Урок-лекция |
Я – волонтер! |
Знакомствосисториейразвитияволонтерскогодвижения |
2 встречи,интервью, просмотрпрезентации ивидеофильма |
2 |
Цикл классныхчасов |
Встречи ибеседысинтереснымилюдьми |
Развитиесознательноймотивации ксоциальнойдеятельности |
Дискуссии, мозговойштурм, |
3 |
Социальныйпроект |
Доброедело! |
Развитие социальнойактивности, навыковсоциально значимойдеятельности |
Посещение ветеранови пожилых,социальнаядеятельность (уборка,закупкаидоставка лекарстви продуктов) |
4 |
Благотворительнаяакция |
Яблокидобра! |
Развитие общения,навыков коллективнойдеятельности,нравственныхкачеств |
Мини-концерт |
5 |
Памятнаяакция |
Помним ичтим! |
Развитие навыковпланирования,формированиенравственныхкачеств |
Планирование иобсуждениемероприятийдеятельностиволонтерскогоотряда |
Такиеусловиясоциально-педагогическойработыпредполагаютпроявлениебольшейзаинтересованностисо стороныучащихсяксоциальной деятельностиивозможностиучастиявдеятельностиволонтерского отряда.
Впроцессепроводимогоциклаклассныхчасовучащиесяпознакомилисьс представителями добровольческого движения. Данные встречи положительносказались на проявлении интереса со стороны школьников. Во время классныхчасовобсуждалосьназваниеволонтерскогоотряда.Требованиякпредставителям волонтерского отряда, особенности проведения волонтерскихмероприятий.
А так же необходимоуделятьособоевниманиеоповещениюучащихсяодеятельностиволонтерскогоотрядаиинформированиюихопросьбахнуждающихсяилиситуациях,требующихосуществленияволонтерскойдеятельности.
Целесообразносоздатьгруппувсоциальныхсетяхиинформироватьчерезнихучастниковволонтеров,атакжеучащихсяобразовательнойорганизации о проведенных и запланированных мероприятиях.
Переченьиспользованныхинформационныхресурсов
Саенко,Л.А. Особенностиформированиясоциальнойактивности подростков в системе образования / Л.А. Саенко,Е.И. Зритнева. - Текст :электронный // Cyberleninka : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 02.11.23).
Куликов,А.М. Рольволонтерскогодвижениявформированииздоровогообразажизниподростков–школьников / А.М. Куликов, В.Р. Кучма. – Текст :электронный //Cyberleninka : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-aktivnoy-zhiznennoy-pozitsiiobuchayuschihsya-sredstvami-volontyorskogo-dvizheniya/viewer(датаобращения: 05.11.23).
Козлов, В.В. Социальнаяпсихология: учебник / В.В. Козлов, С.А. Трифонова. – Санкт-Петербург ,2017. – 400 с. – (Учебникдлявузов)–ISBN978-5-469-02962-9.–Текст :непосредственный.